Окружающий мир на тему «Трудные времена на Руси»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Организационный момент

Приветствие учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю Руси. А что такое Русь? (это название нашей страны в древности)

- Вспомним некоторые события и людей, живших в Древней Руси.

1) От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (от восточных)

2) Как называлась столица Древней Руси? (Киев)

3) Кто был главой Руси? (Великий князь киевский)

4) Как называлось войско князя? (дружина)

5) Как звали князя, который первым принял крещение на Руси? (Владимир)

6) Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счёт торговли? (Новгород)

7) - Вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?

- Что вы можете сказать о некоторых князьях?

- Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?

2. Работа в тестовых тетрадях

III. Введение в тему урока.

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение "Русь" написал известный поэт Иван Саввич





























Работа в тестовых тетрадях.



Запись стихотворения на доске.



(1 слайд презентации)

Никитин.

- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

Итак, тема урока «Трудные времена на русской земле»

Что мы узнаем на уроке?

А цель урока такова: мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость, и познакомимся с именем великого полководца.

По окончанию урока вы заполните «Карту моих новых знаний»

Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое.

В 13 веке в лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.

Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси.

И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.

IV . Работа над новой темой.

В 1223 году летописец писал: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера». Так описывали появление у границ Руси нового опасного врага - монголо-татар.

Татары, или монголы, жили далеко на востоке от русских границ, внутри Центральной Азии. В начале XIII века у них возникло государство.

Монголо-татары - это кочевые племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Необходимость завоеваний новых пастбищ для занятия скотоводством послужила образованию Монгольского государства. Монголы жили в юртах-легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого война. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием.

У них было хорошо организованное войско. Основную ударную силу монголо-татар составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревку, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами и тем самым была защищена от стрел противника. Голову, шею и грудь воина защищали шлем и панцирь из кожи.

Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их. ( Русские войны одеты в кольчуги, состоящие из металлических колец. Из оружия у них: копье и булава. Монгольский воин нарисован на коне, у него много различного оружия: сабля, лук и стрелы, копье. Монгольский воин имеет лучшее снаряжение.)

Поздней осенью 1237 года Батый привел к русским границам огромное войско. Князья знали об опасности, но ничего не сделали для объединения сил на отпор врагу, они были заняты междоусобицей (боролись между собой за расширение своих владений).

Войско Батыя насчитывало 150 тысяч воинов, в то время как вся Русь могла собрать 100 тысяч воинов.

Первому удару подверглась Рязань. Монгольские послы потребовали покорности и одну десятую часть «во всем». Рязанцы ответили мужественно: «Если нас всех не будет, все ваше будет». Все рязанцы погибли, защищая свой город, в том числе и князь Юрий Рязанский. С тех пор этот город уже не поднялся. А новый был отстроен в 60 км от этого места.

В январе по реке Оке двинулось монгольское войско на город Владимир. Сражение, закончившееся поражением русских войск, произошло у Коломны.

Сто километров не дошли монголо-татары до Новгорода. Весенняя распутица сделала непроходимыми дороги для монгольской конницы. Хан Батый повернул свое войско обратно. На пути лежал город Козельск.

Козельцы на вече решили: татарам не сдаваться и «положить свой живот» за князя, чтобы получить на этом свете славу, а на том - венец от Христа-бога. Семь недель держался Козельск: горожане бились с татарами в поле, резались с ними на стенах городских и полегли честно все до последнего. Не пощадила орда ни женщин, ни старцев, ни младенцев. Стал Козельск одною огромною могилою. Козельский князь тоже погиб. Он был еще малым ребенком, и пронеслась молва, будто утонул он в крови. С той поры татары не называли город Козельском, а звали его «злым городом».

В 1239 году татарское войско появилось в Южной Руси (показывает на карте). Ни один из русских городов не приглянулся татарам, как Киев:

Подступает к нам под Киев царь Батый,

Подступает он с двумя сыновьями,

И со зятем, с Лукоперым-богатырем.

А и пишет, собака, похваляется:

«Я Киев-ат город выжгу, вырублю,

Божьи церкви с дымом пущу,

Князя со княжной в полон возьму,

А князей-бояр во котле сварю».

6 декабря 1240 года Киев пал.

Так установилось монголо-татарское иго над Русью - зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.

В 1243 году после похода на Южную Русь в Поволжье возникло государство Золотая Орда со столицей Сарай (около современной Астрахани).

Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничество.

Страшное опустошение и разорение принесли Русской земле полчища Батыя. На месте городов оставались развалины и пожарища. Теперь русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки. Жители Руси платили монголам дань. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника

Эта зависимость продолжалась больше 200 лет. Столько потребовалось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

V. Физминутка.

VI . Продолжение работы над новой темой.

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Пришли на Русь с северо-запада другие враги - шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе этот город, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими слугами!» О подвиге новгородцев и их князя прочитайте статью на с. 62 учебника. Работая в парах, составьте ответы и расскажите по плану:

1. Кто вступает в бой.

2. Место сражения.

3. Дата сражения.

Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.

В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду.

Решающее сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, которое в историю вошло как Ледовое побоище. В бою рыцари строились клином. Его удар был так силен, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. Зная об этом приеме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре - бойцов, вооруженных луками, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей лошадей. Упорно дрались русские воины. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали легкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за своих тяжелых доспехов утонули в озере, уходя под лед вместе с лошадьми. 50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода.

Много совершалось набегов, поражений и войн на русской земле, но как бы не было трудно, русские отстояли свою родину.

Что вы можете сказать о событиях 13 века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события 13 века.

Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.


Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе - сила!
Никто не справится с тобой!

На следующим уроке вы узнаете о том, как наша Русь начала расправлять крылья, возрождаться.









(2 слайд презентации)






Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

Задачи:

1.Познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами - Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.

2.Развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, картины к уроку, карточки, карта «Русь в XIII веке».


© 2010-2022