- Преподавателю
- Начальные классы
- Игра «Брейн-ринг» «Мы здесь живем!»
Игра «Брейн-ринг» «Мы здесь живем!»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Старовойтова Г.Ю. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Игра «Брейн-ринг»
«Мы здесь живем!».
Задачи:
- Способствовать формированию у детей основ экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, окружающей среде, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
- Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в конкурсах на занятиях.
- Развивать у детей остроту мышления, сообразительность, умение выражать словами свою мысль.
Предварительная работа.
- Беседы на экологическую тематику.
- Тематические экскурсии с целью наблюдения за изменениями в природе.
- Конкурсы загадок.
- Дидактические, подвижные игры по данной тематике.
- Чтение художественной литературы о природе (Е. Чарушин, В.Бианки, М.Пришвин, Н.Сладков, К.Паустовский.)
Оборудование.
- Столы для игроков.
- «Черный ящик».
- Карточки с заданиями и вопросами.
Ход занятия.
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые ! Мы рады видеть вас сегодня у нас в гостях.
Далее воспитанница экологического объединения «Юннатик» читает стихотворение.
Хорошо, что солнце светит!
Хорошо, что дует ветер!
Хорошо, что этот лес
Вырос прямо до небес!
Хорошо, что в этой речке
Очень синяя вода!
И меня никто на свете
Не догонит никогда!
Хорошо играть с друзьями!
Хорошо прижаться к маме!
Хорошо жевать траву!
Хорошо, что я живу!
Ребята исполняют песню «Как прекрасен этот мир».
Педагог. Природа! Как часто мы произносим это слово, не задумываясь о его значении. Окружающий мир стал для нас чем - то обыденным. А ведь это и «Медведи в утреннем сосновом бору» Шишкина, «Море» Айвазовского и просто лето в деревне у бабушки: небольшая прозрачная речка, светлая роща, бескрайние луга. Но, увы, мы не думаем о природе, как о доме, в котором живем. Воспитанник. А когда - то, очень давно, когда горы едва появились, а моря были еще совсем юными, первые люди были в гармонии с природой. Окружающий мир и человек были единым целым. Педагог. Люди населили мир множеством богов. Они обращались к могущественному богу Солнца - богу Лесов и Полей, богине Плодородия со словами милости. У многих народов были священные животные. Например, индейцы Северной Америки сравнивали себя с животными. В Индии особым почетом пользовалась корова. А змея - символ мудрости и бесконечности.
Воспитанник. Во все времена люди чувствовали неразрывную связь с окружающим миром. В нынешний век человек разумный не верит преданиям, да и древние боги забыты. Человек любознательный изучил Солнце, погрузился в подводный мир, покорил космос. Именно поэтому мы с вами должны любить и беречь сейчас природу, чтобы не утратить ее, потому что мы здесь живем. Педагог. Сегодня у нас будет интересная игра, посвященная нашей родной природе. Проведем мы ее в форме «Брейн - ринга». А называется она «Мы здесь живем!» Педагог объясняет правила игры. Соревнуются две команды по 3 человека в каждой. Педагог задает вопрос (устно или на карточке). Дается 1 минута на обсуждение ответа и команда, которая готова ответить, подает знак колокольчиком. При верном ответе команда - победительница получает право играть с новой командой и так до проигрыша. Если команда отвечает неправильно, дается возможность ответить другой команде. В случае неверного ответа обеих команд вопрос задается зрителям. Необходимо предупредить зрителей о поддержке своих команд и запрете на подсказку. Победителям по окончании игры вручаются «сладкие призы».
Задания и вопросы к конкурсам:
Загадки.
- Зимой скрываюсь, веной появляюсь. (Река)
- Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь)
Загадки - шутки.
- Какой огонь не дает дыма? (огонь светлячков).
- Какой снег быстрее тает чистый или грязный? (Грязный)
- Что общего в деревьях и книжках? ( Листочки)
- Что за растение, которое знают даже слепые? ( Крапива)
Вопросы.
- Листья, каких наших деревьев краснеют осенью? ( рябины, осины, клена).
- Весной или летом цветет сирень? (весной: лето считается со времени отцветания сирени).
- Где раньше начинает таять снег - в лесу или в городе и почему? (в городе, потому что, снег в городе грязный).
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)
- Почему лужи на дорогах после дождя быстро исчезают? (Вода испаряется)
- Почему зимой идет снег, а летом дождь? ( Зимой капельки воды замерзают и превращаются в снежинки)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
- Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит - чернеет (лист)
-
Какое насекомое слышит ногами? (Кузнечик)
-
Стоит Алена- платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
-
Вся дорожка усыпана горошком. (Град)
-
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (ужалив, пчела умирает)
Музыкальный конкурс.
- Назовите животных, птиц, растения, в названиях которых есть нота «до». (Бульдог, удод, подорожник)
- Назовите животных, птиц, растения, насекомых, в названиях которых есть нота « си» (синица, василек, сирень, персик, долгоносик)
«Черный ящик».
Командам предлагается исследовать содержимое закрытой коробки, в которой проделаны 6 круглых отверстий такого размера, чтобы в него свободно проходила рука.
В коробке находятся 10 предметов природного и антропогенного (созданного человеком) происхождения ( например: шишки, листья деревьев, перышки птиц, небольшая коряга ). Участникам конкурса завязывают глаза.
По команде педагога участники обеих команд (6 человек), засовывают руки в коробку. Условием является полное молчание во время коллективного ощупывания предметов в коробке. По истечении 1 минуты игроки вытаскивают руки из коробки. Далее дается еще 1 минута на обсуждение ответа, что находится в коробочке и какие предметы имеют природное, а какие антропогенное происхождение (ответы записываются на бумаге ). Победительницей является та команда, которая больше и правильно назвала предметов в коробке.
Определите следы животных по отпечаткам. (Задание на карточках).
«Четвертое лишнее».
-
Кукушка, зяблик, синица, грач. ( Кукушка, зяблик, грач - перелетные птицы; синица - зимующая).
-
Ромашка, одуванчик, подснежник, мать - и - мачеха. (Одуванчик, подснежник, мать - и - мачеха - весенние цветы; ромашка - летний).
-
Медведь, корова, лиса, волк. ( Медведь, лиса, волк - дикие животные)
-
Береза, липа, сирень, дуб. ( Береза, липа, дуб - деревья ; сирень - кустарник)
Литературный конкурс.
Назовите авторов отрывков следующих стихотворений:
-
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила. ( С. Есенин, «Черемуха»).
-
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет. (А.Пушкин, «Сказка о царе Салтане…»)
-
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды,
Под окошком георгины
Красотой своей горды. ( Е.Тургенев «Осень»)
-
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. ( И.Суриков «Зима»)
Ситуации.
-
Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок? ( Нужно замазать место пореза глиной, пластилином).
-
Прошлым летом мы с младшим братом Петей отдыхали у бабушки в деревне. Местные ребята пригласили нас в лес за грибами. Бродили по лесу два часа, но в нашей корзине оказались только два подберезовика и три сыроежки. А вот мухоморы и поганки встречались часто. И Петя топтал их ногой. Мальчики сделали ему замечание, а он обиделся. Почему нельзя срывать мухоморы? (Мухоморами питаются дикие животные, например, лоси).
Педагог.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля - дом наш родимый, ребята!
Воспитанник.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Педагог.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
По окончании игры ребята исполняют песню Ю. Антонова «Родные места».