Это старое доброе кино

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к нетиповой учебной программе

Причиной появления данной программы связано с проблемой нерационального использования школьниками свободного времени. Эта проблема приобретает в настоящее время большую общественную и научную значимость. В связи с научно-техническим и социальным развитием самого свободного времени внутри этой широкой области исследования возникают новые и актуальные её стороны, требующие пристального внимания педагогики. К подобным новым аспектам свободного времени школьников относятся и проблемы воспитательных возможностей художественного кино, педагогического руководства восприятием и воздействием художественного фильма на юного зрителя

Авторская идея заключается в том, что занимая не только время, но и воображение художественный фильм становится эффективным средством воспитательного воздействия на учащихся. Фильмы дают школьнику широкий выбор проблемных ситуаций, изложенных эмоционально и увлекательно, среди киноситуаций есть и такие, которые воспитатель не может в столь яркой и доходчивой форме показать учащемуся без помощи экрана в будничной реальности: героизм открытий, опасность путешествий, мужество и самопожертвование в военных подвигах. Нельзя также не учитывать, что воспитательный смысл гуманитарных предметов находят своё развитие и углубление на экране: всё богатство социально-значимой, эмоционально окрашенной киноинформации может и должно использоваться учителем в целях укрепления межпредметных связей и воспитательного аффекта всего комплекса гуманитарных предметов. Что же касается эстетического воздействия художественного фильма, то школьные дисциплины эстетического цикла не достигают сегодня в достаточной мере своих воспитательных целей без союза с таким искусством, как кино.

Цели курса:

- осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности, занимает важное место в общей системе воспитательного процесса в школе.

- средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей;

-воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе, в общественной жизни, в искусстве;

-развивать эстетический вкус, художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.


Программа составлена на основе следующих принципов духовно -нравственного развития и воспитания: Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Это старое доброе кино»» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Выпускник получит возможность для формирования: -морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; -эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Основным видом деятельности учащихся вовлеченных в курс «Это старое доброе кино» является проблемно-ценностное общение. Данная программа ориентирована на воспитание личностных качеств. Личностные качества - это устойчивые способы поведения, свойственные человеку в различных ситуациях. Среди множества качеств личности можно выделить три основные группы: гуманистические, деловые и гражданские качества личности. Гуманистические качества обусловлены нравственными нормами и ценностями, связаны с усвоением моральных норм. Гуманистические качества включают в себя честность, справедливость, доброжелательность, доверие к другим людям, общительность, терпимость, чуткость и внимательность. Деловые качества личности - это определенные универсальные качества человека и профессионала, благодаря которым он может стать эффективнее остальных в сфере своей деятельности. Деловые качества включают трудолюбие, творческое отношение к работе, целеустремленность, организованность, инициативность, настойчивость, энергичность, самостоятельность и порядочность. Гражданские качества включают в себя самоотверженность личности, требовательность к себе, самокритичность, общественную активность, патриотизм, уважение прав и свобод других людей, порядочность. Человек не воспитывается по частям, все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле, студенты вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной деятельности, также находятся в постоянном индивидуальном и коллективном общении, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных личностных свойств и качеств. Результат формирования нравственных качеств будет оцениваться по следующим критериям и параметрам:
Критерии Показатели Измерители Сформированность моральных норм и правил поведения Знает основные моральные нормы и правила поведения Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004) наблюдения педагогов и родителей.
Научная новизна исследования:

- впервые кинообразование используется как форма комплексного воздействия произведений различных видов искусства на младших школьников в системе внеклассной воспитательной работы;

- всестороннее развитие младших школьников осуществляется на основе совершенствования умений осмысления материала произведений киноискусства;

- формирование нравственно-эстетического отношения младших школьников к окружающей действительности осуществлялось на материале художественных фильмов.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Класс

1

2

3

4

1

Русские народные сказки

10

3

-

-

2

Сказки зарубежных авторов

5

2

-

-

3

Современные сказки

5

2

-

-

4

Современное кино

3

6

6

10

5

Фильмы по произведениям зарубежных авторов

-

8

6

8

6

Фильмы по классическим произведениям русских авторов

-

8

10

8

7

Фильмы по произведениям советских авторов

-

2

10

8

8

Мультфильмы

10

3

2

-


Итого

33

34

34

34

Содержание программы

Содержание программы внеурочной деятельности по нравственно-эстетическому направлению «Это старое доброе кино» соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. Программа внеурочной деятельности по нравственно-эстетическому направлению «Это старое доброе кино» состоит из 8 разделов: Русские народные сказки, Сказки зарубежных авторов, Современные сказки, Фильмы по произведениям зарубежных авторов, Фильмы по классическим произведениям русских авторов, Фильмы по произведениям советских авторов, Мультфильмы. Через содержание программы учащиеся узнают быт и историю народов, традиции, четко понимают отрицательные и положительные качества человеческого характера, такие как лень, жадность, упрямство, трусость, зависть и напротив одобрять трудолюбие, верность, смелость, учатся осмысливать поступки героев, определять, где хорошо, где плохо. Посредством кино развивается память ребенка, мышление и речь, дети учатся пересказывать и составлять рассказы, что очень нужно для развития речи, логического мышления, они уже четко знают (на примере сказок), что любой рассказ должен иметь начало, основную часть и концовку, т.е. итог всему сказанному. Чувство сопричастности всему, что происходит на земле, патриотизм и героизм простого человека - все эти качества характера и нашли отражение в произведениях, по сюжету которых сняты фильмы. Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего, час. дата Дата По плану По факту 1 Русские народные сказки 10

1.1 Морозко 2

1.2 Марья-искусница 2

1.3 На златом крыльце сидели 2

1.4 Садко 2

1.5 Снегурочка 2

2 Сказки зарубежных авторов 5

2.1 Дикие лебеди 2

2.2 Звездный мальчик 2

2.3 Снежная королева 1

3 Современные авторские сказки 5

3.1 Цветик -семицветик 1

3.2 Аленький цветочек 2

3.3 Чипполино 2

4. Современное кино 3

5 Мультфильмы 10

5.1 Кот Леопольд и мыши 1

5.2 Ну, погоди! 1

5.3 Смешарики 1

5.4 Лунтик 1

5.5 Маша и медведь 1

5.6 Мешок яблок 1

5.7 Гуси-лебеди 1

5.8 Мойдодыр 1

5.9 Федорино горе 1

5.10 Гадкий утенок 1


Итого: 33

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего, час. дата Дата По плану По факту 1 Русские народные сказки 3

1.1 Финист - ясный сокол 2

1.2 Добрыня Никитич 1

2 Сказки зарубежных авторов 2

2.1 Три орешка для Золушки 2

3 Современное кино 6

4. Мультфильмы 3

4.1 Живая шляпа 1

4.2 Вовка в тридевятом царстве 1

4.3 Ох и Ах 1

5 Фильмы по произведениям советских авторов 2

5.1 Три толстяка 2

6. Фильмы по классическим произведениям русских авторов 8

6.1 Волшебник изумрудного города 2

6.2 Девочка на шаре 2

6.3 Каштанка 2

6.4 Слепой музыкант 2


Итого: 34

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего, час. дата Дата По плану По факту 1 Современное кино 6

2 Фильмы по произведениям советских авторов 10

2.1 Тимур и его команда 4

2.2 Белый Бим черное ухо 4

2.3 Голубая чашка 2

3 Фильмы по произведениям зарубежных авторов 6

3.1 Том Сойер 2

3.2 Свинопас 2

3.3 Город мастеров 2

4. Фильмы по классическим произведениям русских авторов 10

4.1 Каменный цветок 2

4.2 Человек -амфибия 2

4.3 Старик-хоттабыч 2

4.4. Чук и Гек 1

4.5 Ванька 1


Итого: 34

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего, час. дата Дата По плану По факту 1 Фильмы по произведениям советских авторов 10

1.1 Неуловимые мстители 2

1.2 Трилогия: Волшебная сила искусства Мстители из 2в Здравствуй, Пушкин 3

1.3 Мушкетеры из 4а 1

1.4 Четвертая высота 2

1.5 Зимний дуб 1

1.6 Уроки французского 1

2 Фильмы по произведениям зарубежных авторов 6

2.1 Белый клык 2

2.2 Гаврош 2

2.3 Чингачгук - Большой змей 2

3 Фильмы по произведениям русских классиков 10

3.1 Мальчики 1

3.2 Вечера на хуторе близ Диканьки 2

3.3 Руслан и Людмила 2

3.4 Белый пудель 2

3.5 Му-му 3

4. Современное кино 6


Итого: 34


Используемая литература:

  1. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П. В. Степанов - М. : Просвещение, 2010;.
  2. Валерий Кичин. Сергей Сельянов: Кино государственного значения. // Российская газета - Федеральный выпуск № 3520. - 2004. [Электронный ресурс]. URL: rg.ru/2004/07/07/selyanov.html
  3. Валерий Кузнецов. Борис Грызлов: Квотами можно защитить рынок мяса и масла, а не кино. // Российская Газета - Федеральный выпуск № 3557. - 2004. [Электронный ресурс]. URL: rg.ru/2004/08/24/kino.html
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А. Горский, А,А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2 - е изд. - М. :Просвещение, 2011;
  5. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
  6. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
  7. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
  8. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
  9. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
  10. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». - М., 1998.
  11. filmiki.arjlover.net/filmiki/


.


© 2010-2022