- Преподавателю
- Начальные классы
- 3-е склонение имён существительных
3-е склонение имён существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Князева В.Е. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по русскому языку «3-е склонение имён существительных»
Сценарий урока Князева Виктория Евгеньевна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Глазова Удмуртской Республики Предмет: русский язык Тема урока: 3-е склонение имен существительных
Этап урока, время этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ориентировочный этап
- Учитель читает стихотворение
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы - семья
И мы - друзья.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок! - Здравствуйте, присаживайтесь!
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз, запишите дату:
Тридцатое ноября.
Классная работа. - Ручку положите, сядьте прямо.
- Как называется тема, над которой мы работаем? (склонение)
-
Слайд 1
-
Слайд 2
- Вишня, река, сад, молоко, дорога, дедушка, поле, дверь, мышь.
- Глядя на слова, предположите, что будет изображено на картинах в этом зале?
-
Слайд 6 (вишнёвый сад, река в поле, дорога в поле…)
-
Слайд 7
-
Слайд 8
Здороваются с учителем, гостями.
Дети записывают дату в тетради
Отгадывают загадку
Высказывают своё мнение о том, что обозначает слово «галерея»
1 ученик работает с толковым словарём, остальные обобщают знания о существительном как о самостоятельной части речи
Устно работают со слайдом
Предполагают содержание картин по опорным словам, записанных на доске
Предполагают задание
Выполняют самостоятельно
в тетради
Самопроверка с комментированием
Мотивационно-целевой этап - Слова, из какой группы вызвали затруднение?
-
Слайд 9 (дверь, мышь)
-
Слайд 10
Дети называют слова
Предполагают, что существует ещё один тип склонения
Формулируют тему и задачи урока
Поисково-исследовательский этап
- Через запятую допишите в эту группу ещё несколько слов из упражнения 169. (1 ученик у доски) - Что общего в написании данных имён существительных? (все ж.р.,) - Укажите род, выделите окончание. - Прочитайте рубрику «Обратите внимание!» - Что узнали?
- Сделайте вывод: к существительным 3-го склонения относятся … (Слайд 11) (существительные ж.р. с нулевым окончанием) - А если я скажу: «за дверью или у ели», значит дверью существительное ж.р. с окончание -ю, ели существительное ж.р. с окончанием -и, не относятся к существительным 3-го склонения? - Чего не хватает в вашем выводе? (сущ ж.р. с нулевым окончанием в начальной форме или в И.п. ед.ч.) - Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с. 97. Прочитайте самостоятельно. - Всё ли мы учли при определении существительного 3-го склонения? - Расскажите правило в парах.
- Каждая пара получает карточку
- Настал момент, и мы переходим во 2-ой зал нашей галереи. Пока картины закрыты, но мы сможем их увидеть после выполнения задания. - Сейчас каждая пара получит карточку. (Слайд 12) Что напечатано на карточке? (слова) - Что общего в этих словах? (существительные с нулевым окончанием или с Ь на конце) - Какую функцию выполняет Ь в словах? - Сформулируйте задание, исходя из темы урока. (Определить склонение у существительных или указать сущ 3-го склонения) - Проведите исследование в парах и сделайте вывод: можно ли все эти существительные отнести к 3-му склонению?
-
Слайд 13
- Конь, ночь, метель, огонь, пень, день, лошадь, ноябрь, осень, рысь, тюль.
- Что у вас получилось? - Какой вывод из проведённого исследования можно сделать? - Назовите существительные 2 склонения. - Назовите существительные 3 склонения. - Какое слово вызвало затруднение? Почему? (если у детей не было затруднений, то (- У меня возникает вопрос слово «тюль»?)
-
Слайд 14
-
Слайд 15
- 1 пара находит определение слова «тюль» в словаре
-
Слайд 16
Физ. Минутка
Дописывают недостающие слова из упр. 169, 1 ученик у доски
Указывают род, выделяют окончание
Самостоятельно читают рубрику «Обратите внимание»
Делают вывод из проделанной работы, при необходимости уточняют содержание своего ответа
Сравнивают свой ответ с содержанием учебника
Взаимопроверка в парах
Дети получают карточки для работы в парах
Формулируют задание, исходя из темы урока
Проводят исследование в парах
Делают вывод о проделанной работе
1 пара учащихся работает с толковым словарём
Остальные обобщают знания о типах склонения
Высказывают своё мнение о содержании картин по опорным словам из задания
Физ. минутка
Практический этап - Следующее задание также выполняем в парах. Мы переходим с вами в третий зал. Перед нами картина И.И. Левитана. (Слайд 17) Что здесь изображено? (метель, сильный ветер деревья клонит) - Перед вами 3 слова.
-
Слайд 18
- Тревога, ветер, метель
- Ваша задача - подобрать и записать к каждому слову синоним, определить склонение. - Что обозначает слово «синоним»?
-
Слайд 19 (близкое по значению слово)
-
Слайд 20
Проводят анализ картины
Подбирают синонимы в парах и записывают их в тетрадь
Работа со словарём синонимов
Взаимопроверка в парах
В группах составляют по 2 предложения, меняются листочками, определяют склонение у сущ., меняются листочками
Взаимопроверка + анализ проделанной работы
Словесное иллюстрирование
Рефлексивно-оценочный этап - Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, какие задачи ставили перед собой в начале урока? - Что нового узнали? (Слайд 21) - Чему научились? - Над чем нужно поработать?
- Обобщим знания о проделанной работе на уроке. Задание: закончи предложение. (Слайд 22)
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне особенно запомнилось…
-
Слайд 23
- На доске нарисованы дорога, дом, ель
- Спасибо за урок!!! (Слайд 24)
Подводят итог проделанной работе по вопросам
Обобщение знаний по опорным предложениям
Дети оценивают свою работу на уроке.
Выполнение задания по созданию картины
Дифференцирование снежинок по склонениям
Дают название получившейся картине
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Князева Виктория Евгеньевна, учитель начальных классов, первая категория, Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Глазова Удмуртской Республики Предмет: русский язык Класс: 4 - Г Учебник (УМК): Канакина В.П.,4 класс, Школа России Тема урока: 3-е склонение имен существительных Тип урока: изучение новой темы Оборудование: учебник «Русский язык» (часть 1), компьютер с презентацией (Приложение 2), видеопроектор, карточки с заданием (Приложение 1). Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: Учащиеся владеют:
- регулятивные УУД:
- формулировать тему и учебные задачи урока на основе опорных слов (2 уровень);
- выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности (2 уровень);
- выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников (1 уровень);
- учиться высказывать свое предположение на основе работы со словами (2 уровень).
- познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации (1 уровень);
- умение структурировать знания (1 уровень);
- самостоятельно ориентироваться в учебнике, словаре (2 уровень);
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя (1 уровень).
- коммуникативные УУД:
-
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (1 уровень);
-
эффективно сотрудничать при работе в паре, в группе (2 уровень)
- личностные УУД:
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми (1 уровень);
- адекватная оценка собственных действий (1 уровень).
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Знакомятся с признаками имен существительных 3-го склонения; Формируют умение распознавать имена существительные 3-го склонения; Повторяют правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих. 2 уровень - понимание
2 уровень - воспроизведение 1 уровень - анализируют под руководством учителя
Регулятивные Формулируют тему и учебные задачи. Выполняют самооценку, взаимооценку своей деятельности и деятельности одноклассников. 2 уровень - самостоятельно планируют свои действия в течение урока 1 уровень - под руководством учителя
Познавательные Находят и выделяют необходимую информацию, используя дополнительные источники. Ориентируются в учебнике. Структурируют знания, анализируют, сравнивают, классифицируют по заданному критерию, делают выводы и обобщения. Выдвигают гипотезу и её обосновывают.
2 уровень - самостоятельная работа со словарём, учебником. 1 уровень - под руководством учителя.
Коммуникативные Высказывают и обосновывают свою точку зрения; эффективно сотрудничают при работе в паре, в группе. 1 уровень - по инициативе учителя. 2 уровень - понимают и воспроизводят информацию.
Личностные Осуществляют сотрудничество в парах, в группе при выполнении учебных задач. Формирование учебно - познавательной мотивации. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. 2 уровень - самостоятельное выполнение заданий в парной и групповой работе. 1 уровень - под руководством учителя.
Этап урока
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Ориентировочный этап
Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей;
Повторение изученного материала для открытия нового знания
Беседа
Проблемная ситуация
Работа в паре Учитель-Ученик
Фронтальная
Фронтально-индивидуальная Приветствует и настраивает обучающихся на урок, проверяет их готовность к уроку.
Предлагает вспомнить, как называется тема, над которой работают. Предлагает загадку.
Организует заочную экскурсию по картинной галерее.
Организует работу над лексическим значением слова; Предлагает обобщить знания по определенной части речи с опорой на данное слово.
Организует работу по развитию устной речи через составление предложений о содержании картин по опорным словам.
Учитель организует работу с доской. С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к самостоятельному формулированию задания.
Предлагает письменно проанализировать слова, распределяя их по группам, исходя из изученного материала.
Организует самопроверку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.
Отгадывают загадку Предполагают место экскурсии.
Высказывают свою точку зрения, 1 ученик находит ответ в толковом словаре; остальные анализируют слово с точки зрения части речи.
Учащиеся предполагают содержание картин с опорой на слова..
Учащиеся самостоятельно формулируют задание.
Записывают слова по группам (Приложение 1.1), затем их анализируют.
Самопроверка с комментированием. Познавательные: Равитие познавательных интересов, учебных мотивов. Самостоятельно ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, использовать свой жизненный опыт. Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Владение диалогической речью. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Классифицировать по заданному критерию; называть правила определения 1 и 2 типов склонения. Регулятивные: Выполнять Самоконтроль и самооценку своей деятельности. Учиться высказывать свое предположение на основе работы со словами.
Мотивационно-целевой этап
Организовать осмысленное восприятие новой информации.
Беседа
Фронтальная
Учитель - ученик
Предлагает на основе слов, вызвавших затруднение, предположить, о чём пойдет речь на уроке.
Организует работу с учебником.
Организовывает самостоятельное формулирование задач урока на основе имеющихся знаний и умений. Высказывают предположения о теме урока, обосновывая свою точку зрения.
Сравнивают свои предположения с материалом в учебнике.
Исходя из сказанного, определяют задачи урока. Познавательные:
Выделять и формулировать задачи познавательной деятельности. Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учиться владеть терминологией. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Формирование учебно - познавательной мотивации. Предметные: Определять основные направления в изучении темы. Регулятивные: Формулировать тему и задачи урока на основе проблемных слов. Учиться высказывать свое предположение на основе работы со словами.
Поисково-исследовательский этап
Знакомство с новым материалом.
ФИЗ. минутка
Беседа
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа
Фронтально-парная работа
Работа в паре:
ученик - ученик
Организует самостоятельную работу со словами; задаёт проблемные вопросы для уточнения содержания нового материала
Организует фронтальную взаимопроверку в парах.
Организует работу по карточкам в парах. Подводит к самостоятельному формулированию задания, нацеливает на исследование. Организует устную проверку выполненного задания. Создаёт проблемную ситуацию со словом «тюль».
Организует работу с толковым словарём. Подводит к обобщению материала.
Организует работу по развитию устной речи через составление предложений о содержании картин по опорным словам.
Физ. Минутка 1 ученик у доски, остальные в тетради; проводят анализ получившихся слов; делают вывод, сравнивают с материалом учебника.
Взаимопроверка в парах.
Визуально анализируют слова (Приложение 1.2). Самостоятельно формулируют задание. Осуществляют устную взаимопроверку.
Пытаются найти выход из проблемной ситуации. 1 пара работает с толковым словарём, остальные обобщают знания о типах склонения. Высказывают своё мнение о содержании картин по опорным словам из задания. Познавательные:
Находить нужную информацию в в основной и дополнительной литературе, использовать её для обоснования собственного мнения. Делать выводы и обобщения в результате индивидуальной и совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Знакомство с новым типом склонения. Регулятивные: Выполнять самоконтроль своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль деятельности одноклассников.
Практический этап
Проверка понимания; обеспечить осмысление процесса;
обеспечить применение полученных знаний;
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Работа в паре: ученик-ученик
Работа в группе: ученик - ученик Подводит к анализу картины И.И. Левитана. Организует работу в парах по подбору синонимов к каждому слову и определении его склонения. Организует взаимопроверку со словарями синонимом в конце учебника.
Организует оценку выполненной работы с помощью знаков +, +, -.
Организует работу в группах. Предлагает составить по 2 связанных предложения, в каждом из которых должно быть не менее 2 - 3 существительных.
Организует взаимное выполнение задания по определению типа склонения. Организует взаимопроверку выполненного задания.
Организует словесное иллюстрирование по составленным предложениям. Анализируют картину, выделяют ключевые слова (Приложение 1.3). Выполняют задание в парах с последующей взаимопроверкой с опорой на словарь синонимов и собственные знания.
Оценивают работу с помощью знаков.
Коллективно в группе составляют по 2 предложения.
Анализируют предложения другой группы, находят существительные, определяют склонение.
Возвращаются к своим предложениям и анализируют работу противоположной группы. Устно описывают содержание картин по группам.
Познавательные:
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Эффективно сотрудничать при работе в паре, в группе. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Учиться анализировать и определять 1, 2 и 3 тип склонения. Регулятивные: Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников
Рефлексивно-оценочный этап
Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности
Оценка учащихся
Фронтально-индивидуальная работа
Индивидуальная работа Организует возврат к задачам урока и подводит к анализу достигнутых задач с помощью вопросов и задания «Закончи предложение»
Предлагает оценить факт достижения задач урока с помощью смайликов (Приложение 1.5).
Организует работу по созданию картины с помощью снежинок. Опора на изображённые предметы на доске по типам склонения.
Учащиеся подводят итог проделанной работе, обобщают знания по опорным предложениям.
Оценивают уровень достижения задач.
Получают снежинку со словом (Приложение 1.4), анализируют его и прикрепляют рядом с тем предметом, который соответствует данному типу склонения. Дают название картине.
Познавательные: Делать выводы и обобщения в результате индивидуальной и совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Способность использовать полученные знания по определению 1, 2 и 3 типов склонения. Регулятивные: Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Приложение 1
1.1
Вишня, река, сад, молоко, дорога, дедушка, поле, дверь, мышь.
1.2
Конь, ночь, метель, огонь, пень, день, лошадь, ноябрь, осень, рысь, тюль.
1.3
Тревога, ветер, метель.
1.4
Сугроб, зима, дерево, снежинка, декабрь, вьюга, метель, снег, шаль, печь, тень. (Снежинки со словами прилагаются в отдельном документе)
1.5
Приложение 2
Презентация идёт дополнительным документом к технологической карте урока по русскому языку в 4 - Г классе
«3-е склонение имён существительных».