Исследовательская работа Глаголом жги сердца людей

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Содержание


1.Введение…………………………………………………………………2

2. Сила поэтического слова……………………………………………….3

3. Священная поэзия……………………………………………………….4

4. Поэты - земляки о православии………………………………………..5

5. Баллада о забытом храме……………………………………………….8

6. Поэма «Сказания о Муромских князьях - чудотворцах»…………….10

7. Заключение………………………………………………………………14

8. Литература ……………………………………………………………….15









1 Введение

О Слове, как истине. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ». Слово является первым и определяющим как для Бога, так и для человека (по подобию их). Слово Бога - истина. Человек, познавший истину, знает Бога, а человек, владеющий Словом, сможет сделать все, что захочет. Слово может благословить, окрылить, прояснить, ранить и даже убить, хотя оно звучит в течение одного мгновения и, как звук в пустоте, умирает. Если же слово запечатлевается в памяти человеческой, оно там и живет, пока живет человек. Слово может переходить из одной памяти в другую и там продолжать жить, но на таком пути оно, как правило, обрастает новыми значениями и смыслами. Особенно запоминаются в нашей памяти слова затрагивающие нашу душу. Слово для человека реальнее, чем дух: работу духа мы видим только по результатам его действия, слово же мы слышим и одновременно с этим наблюдаем, что происходит в результате его применения. Поэтому приблизиться к Богу устранением зла в своем слове можно быстрее, чем каким-либо другим способом. Для поэзии слово первично, т.е. - слово становится «впереди», с него все начинается. Посещая Воскресную школу при храме в честь Нерукотворного Образа Спаса мы узнали , что русская классическая литература на протяжении многих столетий была связана с Православием. Не только в России, но и во всем мире известны плоды этой духовной связи - произведения Гоголя, Достоевского, Пушкина, Жуковского, Державина, Тургенева, Чехова, Бунина, Л. Андреева, Ахматовой, Рубцова и многих других авторов. Всю русскую литературу пронизывают библейские образы и сюжеты. Некоторые произведения полностью посвящены тем или иным событиям, описанным в Библии и Евангелии. Образ Христа всегда являлся источником вдохновения русских писателей как идеал духовной красоты, любви, долготерпения, кротости. Святая земля Иерусалим, Палестина являлась неотъемлемой частью их духовных поисков. Одна из центральных тем - изображение традиционных православных праздников. Цель: Изучение духовного наследия поэтов - сосновчан. Задачи: 1. Определить значение слова в духовно -нравственном становлении народа 2. Проследить тему православия в творчестве поэтов - сосновчан. 3. Собрать материал об истории возникновения выбранных стихотворений. 4. Систематизировать изученный материал и сделать выводы о влиянии их творчества на сохранение и поддержание духовных традиций народа. Методы: 1 Анализ художественной литературы 2. Сбор информации о писателях 3.Сопоставление и обобщение стихов о православии

2. Сила поэтического слова.
Если человек напишет настоящее художественное произведение - он и есть православный поэт. Поэзия относится к слову совершенно по-особому. Слова для поэта совсем не материал, а напротив, то, что больше его самого, что ведет его за собой (поэт не сам выдумывает стихи - поэт вдруг, «нежданно» для себя, обретает стихи в «потаенном смысле слов»). У языка есть свой голос («Твой голос - небо надо мной» Брюсов ), который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке - тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта - это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, - образ жертвы Богу).

Поэт несет ответственность прежде всего перед Богом (словами оправдаетесь и словами осудитесь), поэт в каком-то смысле приравнивается к пророку.

Эту мысль А.С.Пушкин выразил в последней строфе своего знаменитого стихотворения «Пророк»:

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Поэт-«пророк», «исполненный Божьей воли», должен «глаголом жечь сердца людей». Заметьте, как точно Пушкин выбрал выражение: не «словами жечь сердца...», а - «глаголом». Обычно в словарях у слов, пришедших из церковнославянского языка, стоит пометка «высок.», т.е. слово высокого стиля, употребительное в возвышенной речи. Пушкин говорит не о простых словах, а о высоких словах, способных зажечь сердца людей.

3. Священная поэзия

Иногда русские поэты напрямую обращаются к самым высоким и самым чтимым книгам народа - к его священной поэзии, к поэзии Священного Писания. Первый поэтический сборник в России, выпущенный для широкой публики типографским способом в 1680 г. - это стихотворное переложение Псалтири, сделанное монахом Симеоном Полоцким. Древние поэтические гимны Псалтири создавались как молитвы. Такими молитвами они оставались и в русской культуре и постоянно звучали на богослужении. Как и в любой древней поэзии, в них нет рифмы и знакомых нам размеров. Симеон Полоцкий создал «Рифмотворную Псалтирь», которая стала очень популярным домашним чтением у его современников (при этом она не заменила собой церковнославянскую Псалтирь, но сделала ее ближе и понятнее для многих).]
Можно также вспомнить, что реформатор русского стихосложения М.В.Ломоносов рекомендовал употреблять слова, взятые из языка молитвенных гимнов, т.е. из языка богослужебной поэзии - церковнославянского языка. Наконец, Пушкин для изображения служения поэта взял образ и слова из библейской поэзии: стихотворение «Пророк» автор строит на сюжете из книги пророка Исайи.

Наверное, можно сказать, что один из главных секретов красоты и силы русской поэзии - в тех высоких образцах словесного творчества, к которым русская поэзия постоянно обращалась, на которые равнялась.

Неважно где, но ты должен просто славить Христа. А Он во всем - в природе, в людях, в любой травинке.

Борис Анатольевич Селезнев - нижегородский поэт писал ": "Брань духовная не прекращается ни на секунду для православного человека. Мы - воины Христовы. Это большая честь. Тем более, что Господь даровал нам такое грозное оружие - Слово. Так давайте же не разлучаться со Христом ни на миг. Давайте радоваться этому и ликовать, давайте творить только во славу Божию!"

4. Поэты - земляки о православии.

12 января 2013 года в газете «Сосновский вестник» мы прочитали замечательное стихотворение Сергея Воронина «Баллада о забытом храме». Решили выяснить, а много ли стихов о православии у наших поэтов земляков.

Мы посетили центральную детскую библиотеку. Пролистав все книги местных поэтов, пришли к выводу что у каждого есть стихи или строки посвященные православию.

Слова обращенные к Богу и Иисусу, к Богородице





Валерий Тарасов

Смысл жизни

Бог дал жизнь, а жизнь для Бога-

Есть святой, великий смысл.

И богатых ,и убогих

Согревает эта мысль.

Первым было Божье слово,

А за словом дух святой.

Когда в Библию заглянешь,

Жизнь не кажется пустой.



Дух святой, как голубь ясный,

Помогает жить, творить

И, о правду очищаясь,

Без лукавства говорить.

Валентин Белов

Мой Христос

Приснился сон: распятие Христа

Висит над входом

В храме православном.

Стекает кровь и в вазочке хрустальной

Она стоит пурпурна и чиста.

…………………………….

Созвездья разбросали небеса.

Они судьба и талисман кому-то,

Но эта кровь невинного Христа

Покоя не дает ни на минуту.

Тему православных традиционных праздников и описывают поэты:

Игорь Хлынов

Троица

В день великой Троицы

Я и лучший друг

Выйдем за околицу

На широкий луг

…………………

У березки зеленой

Кружит хоровод

Нынче Богом велено:

Отдыхай народ!



Валерий Карпычев

Крещение

Не по щучьему веленью

Под горою, скажи на милость

В ночь с Сочельника на Крещенье

Сквозь сугробы вода пробилась.

Перламутровые разливы

Чуть приметны в густом тумане,

Где стоят спозаранку ивы,

Как язычницы в иордани.



Ветка к ветке пугливо жмется,

Глянешь сразу мороз по коже.

Вдруг за тучами вместо солнца

Будто лик показался Божий

……………………..

5. Баллада о забытом храме

О соборах написаны поэтические строки у Сергея Воронина «Баллада о забытом храме»

Нами был собран материал об истории написания этого произведения

Мы встретились с автором этого стихотворения и узнали о том, почему интересна ему эта тема и как было написано произведение.

«Баллада о забытом храме»

Поземка белая клубится,

Гуляет ветер по полям,

И снег в оконные глазницы

Влетает в храм, забытый храм,

Молчит высокая звонница,

Ей снится колокол литой.

И лишь летят в ненастье птицы

В пустую церковь на постой.

И над заброшенной деревней

Не слышен медный благовест,

Чей голос звал нас к вере древней

И провожал к венцу невест.………………………………

Когда-то люди шли за Богом

На ратный труд и на погост,

И было дел хороших много,

И каждый был душою прост.

А нынче - холод и тревоги

Декабрь разносит по полям.

И не проторена дорога

В Колпенский храм

Забытый храм.

Сергей Никандрович Воронин вспоминает: « Мысль написать стихотворение о Колпенском храме я вынашивал в себе много лет. Встреча с ним произошла в далеком 1946 году. Тогда мы с мамой пошли в д. Сергеево к участнику войны Соколову, который рассказал нам о гибели моего брата Александра. По дороге в Сергеево мы увидели этот храм. Он стоял на возвышенности и, сверкая венецианскими стеклами, поразил меня величием и красотой

Село Колпенки в это время уже исчезло, жителей там оставалось мало, а храм полуразрушенный, еще жил. Одинокий и заброшенный, он стоял как немой укор всем нам.

Все эти долгие годы храм жил в моем сердце, я думал о нем, видел его во сне.

Когда начал писать стихи, решил воспеть его, рассказать о нем людям и вместе с ними поскорбеть о былом величии святыни.

Однажды зимой вышел на улицу и представил белый храм на белом снегу. Так родились первые строки стихотворения. Написав его, я продолжал думать о храме и однажды дал себе обет побывать в нем.

Ранней весной мы с внуком отправились в Колпенку, но путь нам преградило болото, и мы не смогли проехать туда. Второй раз мы собрались в путь в середине лета и опять не нашли проезжую дорогу к храму. Вот видим его издалека, а проехать к нему не можем. И, наконец, с третьего раза наша попытка увенчалась успехом.

Встреча с храмом была долгожданной радостью, но с ноткой грусти и печали".

Нас очень взволновало это стихотворение. Мы представили разрушенный храм, который стоит одиноко в заброшенной деревне. Нам захотелось развеять грусть и печаль автора. Поэтому провели в классе конкурс рисунков на тему

« Колпенский храм в настоящем и в будущем». Лучшие работы подарили Сергею Никандровичу Воронину.

6. Поэма «Сказания о Муромских князьях-чудотворцах»

Стихи, посвященные служителям церкви и святым написаны поэтами -Валентином Беловым «Протопоп Аввакум» и Одиноковой А.В. поэма

«Сказания о Муромских князьях-чудотворцах»

О том , что Алевтина Васильевна Одинокова пишет стихи мы знали , поэтому и обратились к ней с вопросом: «Есть ли у Вас стихи о православии». Ее ответом были очень довольны. Оказывается, Алевтине Васильевне очень близка эта тема Ею написана поэма «Сказания о Муромских князьях-чудотворцах» и еще несколько стихотворений.. Мы встретились с ней и взяли у Алевтины Васильевны интервью.

  1. Как Вы пришли к православной вере?

« Родилась я в 1947 году - в то время, когда вера была попросту запрещена. Родители мои - педагоги. Они преподавали историю, иностранные языки, русский язык и литературу, логику (был такой предмет). Мама была известным в области краеведом. Папа закончил несколько вузов, что для того времени было очень не просто. Работал он в партийных органах, был заместителем председателя райисполкома, директором школы и просто учителем. По роду своей деятельности они должны были быть атеистами. Но мои бабушка и дедушка родились и жили еще в то время, когда верующими были все, а церковь и церковнослужители очень почитались. Моя бабушка- папина мама - была очень верующим человеком. С юных лет она пела на клиросе в Ардатовской церкви, а ее сестры были монашками и жили в кельях при церкви в городе Кулебаки. Мой дед Сустаев Федор Васильевич так же был певчим в мужском хоре. Там в церкви они и увидели друг друга и познакомились, а потом и поженились. Всех своих четверых детей, в том числе и моего папу они воспитывали по - христиански. Церковь для них всегда была вторым домом. В 1937 году они переехали жить в Кулебаки. И там стали активными прихожанами церкви. Когда родилась я - мама и папа работали в горкоме партии и бабушка тайно окрестила меня, сама записавшись крестной.. Может, поэтому мы с ней очень любили друг - друга всю жизнь. Библейские сюжеты, божьи заповеди, молитвы - все это старалась довести до меня моя бабушка. А в летние каникулы она обязательно брала меня в Кулебаки и в Муром, где жили ее дочери ( мои тети) и водила меня на службы.

Особенно сильное впечатление на меня произвел в детстве Благовещенский монастырь в Муроме. Он очень красивый, величественный. Там поют два хора - женский и мужской, чудотворная икона Богородицы и святой камень, который исцеляет истинно верующих людей. Я не могла тогда и предположить, что судьба вновь приведет меня в Благовещенский храм уже в зрелые годы.

Так получилось, что мой старший сын стал жить в Муроме. Его семья регулярно посещает Благовещенский храм и я, когда приезжаю к ним тоже считаю для себя обязательным делом - помолиться там вместе с ними.

Очень меня взволновала, растрогала история жизни муромских чудотворцев: князей Константина и Федора, а также князя Петра и княгини Февронии.

Когда один из священнослужителей через моего сына обратился ко мне с просьбой написать в стихах житие святых князей Константина и Федора - я сочла это промыслом Божьим. Долго молилась, просила у Бога благословения, изучала их житие написанное в прозе, а потом принялась за написание « Сказания…»

Сейчас когда я перечитываю то, что написала, мне кажется , что это не я, а кто-то очень Великий, Добрый и Мудрый помогал мне, подбирая нужные слова, вкладывая душу в каждую строку. Некоторые сцены (строки) вызывают у меня слезы горести, умиление, слезы радости. И каждый раз после прочтения «Сказания…» становится легче на душе.

Так, что православная вера со мной всегда: от рождения и поныне».

«Сказания о Муромских князьях-чудотворцах»

Город Муром! Ты как книга живая

Помнишь всё, что быльем поросло

На священных холмах, что Ока обнимает

Много Богу угодного произошло

Правили Муромом много князей

Но крестителем был лишь один

Веру в Господа он утвердил средь людей

Богом избранный князь Константин.

……………………………………….

В Благовещенском храме, с крепкой верой в душе.

Вы всегда утешенье найдете.

Не ленясь, помолитесь вы Богу здесь,

Ко святым мощам приложитесь

Здесь чудес ежедневных - не счесть

Чтоб заметить их - потрудитесь.

И склонившись над рекой священной с надеждой,

Милости вы попросите себе.

Прошепчите с верою, нежно:

ГОСПОДИ! СЛАВА ТЕБЕ!



  1. Кто для Вас был образцом православия?

«Примером для меня в христианской жизни был мой отец. Я помню как он часто по ночам «ловил» «голос Америки» и слушал церковное православное служение, хотя это было не безопасно. Я не видела его стоящим перед иконой и неистово молящимся, но иконы в его комнате были всегда. Я знала, что он молится, когда остается с ними наедине. Я видела, что он не отказывает в просьбе ни одному человеку и мог отдать последнее.

Мне он рассказывал о том, как вера в Бога помогала ему выжить на фронте, пережить многие трудности и в мирное время. Папа был очень крепким, сильным и конечно мог бы постоять за себя.

Однажды его обидел сосед. Он говорил ему грубые слова, обзывал его, а папа только слушал и улыбался. Я была возмущена таким его поведением. А он мне привел слова из Божьего писания: «Ударили по одной щеке - подставь другую». На такое конечно способен не каждый человек.

Так получилось, что его мама, моя бабушка не получала пенсию. И он всю жизнь в день зарплаты шел на почту и посылал перевод своей маме. Он хотел, чтобы она ни в чем не нуждалась.

В конце жизни, «прикованный к постели он всегда встречал меня с улыбкой. И говорил: «Я самый счастливый человек на земле». Он никогда не жаловался на боли не говорил о том, как он верил в Бога.

Он просто верил».









7. Заключение

Прочитав все произведения наших поэтов мы вновь задумались, над властью слова Благодаря текстам, мы узнаем мысли авторов. Тревога и боль за судьбу русского православного человека и земли, на которой мы живем, передалась и нам. Какое счастье, что были и есть такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как наши местные поэты; какое счастье читать их стихотворения - глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. «Слово, - пишет наш современник - выдающийся пушкинист В.С.Непомнящий - это и звук, и смысл. Слово обозначает предметы жизни, но родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей - со Смыслом Жизни…» Не потому ли нам так легко запоминаются стихотворения наших поэтов, не потому ли сразу находит слово отклик в сердце каждого из нас? Вывод

Поэзия местных авторов через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую, взращивает ее, незатейливо воспитывает, умудряет, врачует, укрепляет.









8. Литература

  1. Гаспаров М.Л. О русской поэзии// Анализы, интерпретации, характеристики. - С.Пб.: Азбука, 2001.
  2. «Русские писатели о языке». Изд. 2.,Л.,1978.
  3. Федотов О. «Магическая сила слова». Л., №26 2001.
  4. В.Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. М., 1982.
  5. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.М.,1991.
  6. В. Тарасов Энергетика жизни»: стихотворения Н. Новгород, 2011.
  7. В. Белов «Костер на ветру». Стихи Н. Новгород 2007.
  8. «Сосновский вестник»» №3 - 4 12 января 2013.



15



© 2010-2022