Программа внеурочной деятельности по курсу логика

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №91

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Ижевска Удмуртской Республики




Рассмотрена на заседании ШМО

учителей начальных классов.

Протокол №

Руководитель

Составлена на основе авторской программы к учебному комплекту

«Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика».

Автор: О.Холодова

Согласована.

Заместитель директора по ВР: _______


Принята на заседании педагогического совета.

Протокол №


Утверждена.

Директор

Приказ №






ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

ЛОГИКА

Возраст детей: 6-11 лет

Срок реализации: 4 года

(1 час в неделю: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах в год)



Автор-составитель:

Бушуева Елена Александровна, учитель начальных классов








2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З.Зак


Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Логика» по общеинтеллектуальному направлению разработана на основе авторской программы к учебному комплекту «Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика». Автор: О.Холодова. Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам - логическое - лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности - умение управлять собой в проблемных ситуациях. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Логика» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность выбора курса «Логика» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у дошкольников, занимающихся в школе раннего развития «Светлячок» предшкольной подготовкой, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Программа «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Она включает в себя 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 часа в первом классе и по 34 часа во 2, 3, 4 классах. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ Продолжительность занятий: 1 класс - в первом полугодии - 35 минут, во втором полугодии - 40 минут, 2 - 4 классы - 40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, познавательная. Система занятий по курсу «Логика» позволяет решать следующие АСПЕКТЫ: познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
  • создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • создание условий для развития пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
  • воспитание системы межличностных отношений.
Таким образом, ЦЕЛЬЮ обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся. ЗАДАЧИ:
  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ЛОГИКА» Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  2. Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
  3. Итоговый контроль в формах:
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания».


Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.


Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 - 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях по логике, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия чисел и предметов, создать атмосферу вовлеченности. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
  • виды деятельности учеников на уроке;
  • приёмы преподнесения заданий;
  • процесс выполнения задач
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников. Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
  • классных газет и журналов (компьютер);
  • фотоальбомов (фотоаппарат);
  • DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) математических праздников праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая изображения с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

1 КЛАСС ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения данной программы в первом классе обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УДД:
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
ПРЕДМЕТНЫЕ
  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов).
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
  1. Действия предметов (8 часов).
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
  1. Элементы логики (5 часов).
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
  1. Сравнение (3 часа).
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
  1. Комбинаторика (3 часа).
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
  1. Развитие творческого воображения (4 часа).
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
  1. Практический материал (4 часа).
  2. Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

Кол-во часов

В т.ч. практика

В т.ч. теория

1.

Вводный тест.

Выявление уровня развития познавательных процессов.

1

1


2.

Сравнение предметов по свойству.

Развитие концентрации внимания.

1

1


3.

Целое и часть.

Тренировка внимания.

1

1


4.

Знакомство с отрицанием (термин не вводится).

Тренировка слуховой памяти.

1

1


5.

Признаки предметов.

Тренировка зрительной памяти.

1

1


6.

Признаки предметов и значение признаков.

Поиск закономерностей.

1

1


7.

Обобщение по признаку.

Развитие воображения.

1

1


8.

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

Логически - поисковые задания.

1

1


9.

Описание последовательности действий.

Развитие концентрации внимания.

1

1


10.

Логические упражнения.

Тренировка внимания.

1

1


11.

Последовательность действий и состояний в природе.

Тренировка слуховой памяти.

1

1

12.

Целое действие и его части.

Тренировка зрительной памяти.

1

1

13.

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

Поиск закономерностей.

1

1

14.

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

Развитие воображения.

1

1

15.

Одно действие, применяемое к разным предметам.

Анаграммы.

1

1

16.

Промежуточный тест.

Логически - поисковые задания.

1

1

17.

Функции предметов.

Логически - поисковые задания.

1

1

18.

Логическая операция «и».

Тренировка слуховой памяти.

1

1

19.

Выделение главных свойств предметов.

Логически - поисковые задания.

1

1

20.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

Логически - поисковые задания.

1

1

21.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

Правила составления ребусов.

1

1

22.

Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

Составление ребусов

1

1

23.

Последовательность событий.

Развитие концентрации внимания.

1

1

24.

Высказывания.

Тренировка внимания.

1

1

25.

Истинные и ложные высказывания.

Тренировка слуховой памяти.

1

1

26.

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

Развитие зрительной памяти.

1

1

27.

Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).

Поиск закономерностей.

1

1

28.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1

1

29.

Перенос свойств с одних предметов на другие.

Тренировка внимания.

1

1

30.

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

Тренировка слуховой памяти.

1

1

31.

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

Поиск закономерностей.

1

1

32.

Итоговый тест.

Выявление уровня развития познавательных процессов.

1

1

33.

Конкурс эрудитов. Итоговое занятие.

1

1





2 КЛАСС ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения данной программы во втором классе обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД:
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

ПРЕДМЕТНЫЕ
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа).
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
  1. Сравнение (7 часов).
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (5 часов).
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
  1. Комбинаторика (5 часов).
Перестановки. Размещения. Сочетания.
  1. Элементы логики (8 часов).
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
  1. Развитие творческого воображения (2 часа).
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
  1. Практический материал (3 часа).
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

Кол-во часов

В т.ч. практика

В т.ч. теория

1.

Вводный тест. Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

1


2.

Выделение признаков.

Логически - поисковые задания.

1

1


3.

Различие.

Развитие слуховой памяти.

1

1


4.

Сходство.

Тренировка зрительной памяти.

1

1


5.

Существенные признаки.

Логически - поисковые задания.

1

1


6.

Характерные признаки.

Развитие быстроты реакции.

1

1


7.

Упорядочивание признаков.

Поиск закономерностей.

1

1


8.

Правила сравнения.

Развитие внимания.

1

1


9.

Значение сравнения.

Логически - поисковые задания.

1

1


10.

Тест «Сравнение».

Тренировка зрительной памяти.

1

1


11.

Истинные и ложные высказывания.

Развитие воображения.

1

1

12.

Отрицание высказывания.

Развитие быстроты реакции.

1

1

13.

Понятие о классах.

Логически - поисковые задания.

1

1

14.

Правила классификации.

Развитие слуховой памяти.

1

1

15.

Вопросы.

Тренировка зрительной памяти.

1

1

16.

Алгоритм.

Логически - поисковые задания.

1

1

17.

Тест «Алгоритм».

Логически - поисковые задания.

1

1

18.

Закономерность в числах и фигурах.

Развитие памяти, внимания, мышления.

1

1

19.

Закономерность в буквах и словах.

Развитие памяти, внимания, мышления.

1

1

20.

Комбинаторика. Перестановки.

Логически - поисковые задания.

1

1

21.

Комбинаторика.

Размещения.

1

1

22.

Комбинаторика.

Сочетания.

1

1

23.

Причина и следствие.

Поиск закономерностей.

1

1

24.

Причинно-следственные цепочки.

Развитие слуховой памяти.

1

1

25.

Противоположные отношения между понятиями.

Тренировка зрительной памяти.

1

1

26.

Отношения: род-вид.

Развитие воображения.

1

1

27.

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

Тренировка внимания.

1

1

28.

Виды отношений.

Логически - поисковые задания.

1

1

29.

Логически - поисковые задания.

Тест «Отношения».

1

1

30.

Определения.

Поиск закономерностей.

1

1

31.

Ошибки в построении определений.

Развитие быстроты реакции.

1

1

32.

Суждения.

Задания со спичками.

1

1

33.

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

1

34.

Конкурс эрудитов.

Итоговое занятие.

1

1

3 КЛАСС

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения данной программы в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа).
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
  1. Сравнение (3 часа).
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
  1. Комбинаторика (2 часа).
Перестановки. Размещения. Сочетания.
  1. Действия предметов (4 часа).
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (4 часа).
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
  1. Элементы логики (10 часов).
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
  1. Развитие творческого воображения (4 часа).
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
  1. Практический материал (4 часа).
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятий

Кол-во часов

В т.ч. практика

В т.ч. теория

1.

Вводный тест. Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

1


2.

Закономерности в чередовании признаков.

Развитие памяти, внимания, мышления.

1

1


3.

Классификация по какому-то признаку.

Логически - поисковые задания.

1

1


4.

Сравнение предметов по признакам.

Развитие слуховой памяти.

1

1


5.

Диагностика мыслительных процессов.

Решение логических задач.

1

1


6.

Состав предметов.

Решение нестандартных задач.

1

1


7.

Логические упражнения.

Поиск закономерностей.

1

1


8.

Найди отличия.

Решение нестандартных задач.

1

1


9.

Действия предметов.

Развитие воображения.

1

1


10.

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

Развитие быстроты реакции.

1

1


11.

Функциональные признаки предметов.

Логически - поисковые задания.

1

1

12.

Симметрия. Симметричные фигуры.

Развитие внимания.

1

1

13.

Логическая операция «и».

Решение логических задач.

1

1

14.

Координатная сетка.

Тренировка внимания.

1

1

15.

Решение логических задач и задач-шуток.

1

1

16.

Результат действия предметов.

Тренировка зрительной памяти.

1

1

17.

Обратные действия.

Решение нестандартных задач.

1

1

18.

Математические отношения,

замаскированные в виде задач-шуток.

1

1

19.

Диагностика мыслительных процессов.

Развитие памяти, внимания, мышления.

1

1

20.

Порядок действий, последовательность событий.

Логически - поисковые задания.

1

1

21.

Комбинаторика.

Размещение, сочетание.

1

1

22.

Составление загадок, чайнвордов.

Развитие воображения.

1

1

23.

Множество.

Элементы множества.

1


1

24.

Классификация по одному свойству.

Развитие мышления.

1

1


25.

Диагностика мыслительных процессов.

Развитие памяти, внимания, мышления.

1

1


26.

Способы задания множества.

Решение нестандартных задач.

1


1

27.

Сравнение множеств.

Поиск закономерностей.

1

1


28.

Отношения между множествами

(объединение, пересечение, вложенность).

1

1


29.

Решение задач с использованием понятий

о множествах.

1

1


30.

Выражения и высказывания.

Развитие математической речи.

1


1

31.

Высказывания со связками

«и», «или».

1

1


32.

Отрицание.

Решение логических задач.

1


1

33.

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

1

34.

Конкурс эрудитов. Итоговое занятие.

1

1

4 КЛАСС

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения данной программы в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УДД:
  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  • познавательные УУД;
  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Познавательные УДД:
  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
ПРЕДМЕТНЫЕ
  • определять виды отношений между понятиями;
  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Сравнение (3 часа).
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
  1. Комбинаторика (2 часа).
Решение задач с помощью таблиц и графов.
  1. Элементы логики (14 часов).
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
  1. Развитие творческого воображения (11 часов).
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
  1. Практический материал (4 часа).
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

Кол-во часов

В т.ч. практика

В т.ч. теория

1.

Вводный тест.

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

1


2.

Повторение основных мыслительных операций.

Развитие внимания. Логически- поисковые задания.

1


1

3.

Причинно-следственные цепочки.

Развитие внимания. Логически- поисковые задания.

1

1


4.

Интегрированный: логика в окружающем мире.

Развитие зрительной памяти.

1

1


5.

Интегрированный: логика в русском языке.

Развитие зрительной памяти.

1

1


6.

Виды отношений между понятиями.

Поиск закономерностей.

1

1


7.

Комбинаторика.

Решение задач с помощью таблиц.

1

1


8.

Понятие о графах.

Развитие быстроты реакции.

1


1

9.

Рефлексивность отношений.

Решение нестандартных задач.

1

1


10.

Симметричность отношений.

Развитие внимания.

1

1


11.

Тест «Отношения между понятиями».

Логически- поисковые задания.

1

1

12.

Классификация. Решение нестандартных задач.

1

1

13.

Язык и логика. Фразеологизмы.

1

1

14.

Язык и логика. Образность и меткость речи.

Развитие воображения.

1

1

15.

Язык и логика. Речевые ошибки.

1

1

16.

Язык и логика. Пословицы.

Развитие воображения.

1

1

17.

Диагностика речевой деятельности:

«Язык и логика».

1

1

18.

Логические связки «или», «и».

Логически- поисковые задания.

1

1

19.

Логические связки «или», «и».

Логически- поисковые задания.

1

1

20.

Логическая связка «если …, то».

Поиск закономерностей.

1

1

21.

Логические возможности.

Логически- поисковые задания.

1


1

22.

Ситуативная связь между понятиями.

Развитие быстроты реакции.

1

1

23.

Оценка ситуации с разных сторон.

Развитие внимания.

1

1

24.

Образное сравнение.

Тренировка воображения.

1

1

25.

Синонимы. Многозначность.

Развитие слуховой памяти.

1

1

26.

Антонимы.

Тренировка воображения.

1

1

27.

Диагностика предметных результатов:

«Языковая логика».

1

1

28.

Комбинаторика. Задания со спичками.

1

1

29.

Решение задач с помощью графов.

Развитие быстроты реакции.

1

1

30.

Рассуждения.

Решение нестандартных задач.

1

1

31.

Выводы в рассуждениях.

1

1

32.

Юмор и логика.

Тренировка воображения.

1

1

33.

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

1

34.

Конкурс эрудитов.

Итоговое занятие.

1

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления./О.Ю.Нежинская -Волгоград, 2004г.

  5. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. / И.Л. Никольская - М.: «Экзамен», 2009г.

  6. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы./ Н.Д.Рындина - Ростов-наДону, 2008г.

  7. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся./ О.А.Холодова - М.: «Рост», 2007г.




© 2010-2022