- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности по теме Палитра детства (3 класс)
Программа внеурочной деятельности по теме Палитра детства (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Батрова Г.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Курс внеурочной деятельности «Палитра детства»
Пояснительная записка
Программа курса «Палитра детства» рассмотрена и рекомендована к рассмотрению на педсовете, с целью выдвижения рекомендации администрации лицея по утверждению данной программы. Экспертиза пройдена учителями экспертной комиссии Удодовой Е.М., Доля Е.А., Батровой Г.В. и рассмотрена на заседании МО начальных классов, протокол №5, от 31.05.2012г.
Программа курса «Палитра детства» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального образования . Составлена на основе программы автора Н.Л.Ефимовой «Моё рукотворчество» , организация внеурочный деятельности в начальной школе, под общей редакцией А.Х Сундуковой . Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО г. Ростов-на-Дону.2010г.
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Как в прошлые годы, так и сегодня в структуре содержания образования доля эстетического воспитания более чем скромна. Поэтому учителя - практики ищут и разрабатывают новые подходы к приобщению к искусству.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Основными целями курса является саморазвитие личности каждого ребёнка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к творчеству. Развитие воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.
Организация курса способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной преобразовательной творческой деятельности. Технологическое образование курса включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем. Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей. Занятия для детей создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся.. Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.) Курс реализует следующие типы занятий и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Задачи курса: обучающие: - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Развивающие: - пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника; - формирование творческих способностей, духовной культуры; - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; Воспитывающие: - осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников; - воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству; - добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Актуальность курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы кружка направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Способы освоения содержания программы:
-занимательный способ (формирование интереса к деятельности);
-репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);
-креативный способ (поисково-исследовательский).
Формы и методы. Приоритет отдается активным формам преподавания: - Практическим: упражнения, практические работы, практикумы; - Наглядным: использование таблиц, рисунков, образцов; - Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Характеристика ожидаемых результатов. В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания: - о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; - о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека; - о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись и.т.п.); - в области композиции, цветоведения; - об особенностях лепных игрушек; - о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага) сочетание аппликации с вышивкой; - о проектной деятельности. умения: - работать нужными инструментами и приспособлениями; - последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента; - лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений: 1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. 2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать. 3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. 4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. 5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала. 6. Максимум поощрения, минимум наказания. 7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно плану всего на изучение курса в начальной школе выделяется 34 ч ( 1 ч в неделю)
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств , индивидуально - личностных позиций , ценностных установок , раскрывающих отношение к труду , систему норм и правил межличностного общения , обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися универсальных способов деятельности , применяемых , как в рамках образовательного процесса , так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения курса являются доступные по возрасту начальные сведения о технике , технологиях и технологической стороне труда , об основах культуры труда, элементарные умения предметно - преобразовательной деятельности , знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий . элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
Регулятивные УУД
-
Проговаривать последовательность действий на занятии (с чего я начну свою работу, что сделаю дальше, как закончу свою работу, как оформлю законченную работу).
-
Учиться работать по предложенному учителем плану (работа по озвученному плану, по таблицам последовательного выполнения рисунка).
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного (сравнивать с образцами декоративно-прикладного искусства, их иллюстрациями).
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии (чему научились, что ещё предстоит узнать, что получается хорошо, над чем нужно поработать).
Познавательные УУД
-
Формирование умения самостоятельно формулировать цель (что хочу узнать, чему научиться).
-
Формирование умения воспроизводить знания, устанавливать взаимосвязи при помощи схем, карт и др.
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, наглядность.
-
Формирование умений выделять критерии и доказывать .Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, видам и т.д.).
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника, используя терминологию.
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников (не перебивая, задавать вопросы после высказывания).
• Учиться согласованно работать в группе пи выполнении коллективной работы:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками
в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы.
Полученные знания и умения учащиеся смогут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. Общетрудовые умения: Самостоятельно: - анализировать предложенное учебное задание; - организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; - выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему. С помощью учителя: - выбирать темы для практических работ; - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; - выдвигать возможные способы их решения; - доказывать своё мнение.
Содержание учебного материала
Раздел программы
Содержание
Ключевая педагогическая идея
Что мы будем делать?
Знакомство с главными понятиями трудового обучения (изделие, материалы, инструменты)
Правила сбора и подготовки природного материала к урокам технологии. Работа по инструктивным рисункам. Свойства материалов(гофрированный картон и эластичная тесьма)
Освоение основных приемов оригами. Знакомство с понятиями: складывание, сгибание, отрезание, разметка. Правила безопасной работы с ножницами
Освоение системы учебно-творческой деятельности, правил техники безопасности.
Работа с бумагой
Техника составления композиции из деталей. Разметка по трафарету и шаблону. Приемы работы с ножницами.
Новый способ отделения размеченной детали от заготовки - обрывание. История, как делают бумагу.
Текстильные материалы и инструменты для их обработки. Правила безопасной работы иголками. Свойства поролона, приемы работы с бросовыми материалами.
Выявление творческих способностей, поддержание интереса к данному виду деятельности
«Путешествие с красками»
Знакомство с красками, расположение в цветовом круге, холодные, теплые цвета
Выявление творческих способностей, поддержание интереса к данному виду деятельности
«Модульное оригами»
Ознакомление с новыми технологиями, усовершенствование и закрепление ЗУН
Освоение системы учебно-творческой деятельности
«Нарядные матрёшки»
Изучение национальных традиций, ремесел, создание классической и современной матрешки
Пробуждение интереса обучающихся к процессу творческой деятельности
«Бумажная филигрань»
Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами квилинга, самостоятельная разработка выполнения творческих работ, участие в творческих выставках школы
Формирование саморазвития личности
Прогнозируемые результаты. По окончании обучения по программе «Палитра детства» обучающийся обладает достаточным объемом знаний и умений для дальнейшего обучения в специализированных кружках, студиях, школах; проявляет коммуникативные способности. В результате освоения основ художественного изображения и бумажного моделирования, обучающиеся должны получить знания по следующим параметрам:
1. Технические знания и умения:
-
правила техники безопасности;
-
требования к организации рабочего места;
-
использование инструментов, материалов и приспособлений;
-
знание свойств и особенностей различных материалов (бумага, картон, дерево)
-
умелое сочетание разных техник работы для реализации творческого замысла.
2. Знания о средствах выразительности:
-
использование цвета, как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;
-
использование гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов при создании образа.
3. Композиция:
- выбор формата, масштаба, выразительности и чвета.
4. Виды художественной деятельности:
-декоративное рисование (на основе народных традиций)
- выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
- Уровень развития мыслительной деятельности:
- образное мышление: создание ярких, выразительных образов;
- воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых оригинальных образов;
- аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;
- владение понятийным аппаратом (симметрия, колорит, модуль, болванка, грунтовка, фактура, квилинг)
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Технические средства обучения: - классная доска -телевизор - компьютер; - проектор - принтер . 2. Оборудование класса: - ученические двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; полки для книг. Список литературы
-
Библер В.С. Методы художественного развития. - М., 2006
3.Гончар В. В. Модульное оригами. - М.: Айрис, 2009.
-
Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2010
Ожидаемые результаты реализации программы: Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида работы к другой; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
В результате обучения в течение полного учебного года по программе 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
-расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
-овладеют основными техническими приемами скульптурно-текстильной техники;
- познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта;
- научатся делать работы с использованием различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ определенного назначения;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Тематическое планирование
№
Тема, раздел
Ча
сы
Дата
Содержание деятельности
Воспитательная работа.
Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности
Практическая часть занятия/форма организации деятельности
1 четверть 9 ч
-
1
Введение в программу
1
3.09
Беседа.
Развитие графических навыков.
-
2
Модуль трилистник
1
10.09
Демонстрация презентации.
Технология выполнения работы.
-
3
Коллективная работа «Времена года»
1 группа - Лето (солнце из трилистников)
2 группа - Осень (листья)
3 группа - Зима (снежинки из трилистников)
4 группа - Весна (цветы)
1
17.09
Беседа, объяснительно-иллюстративный
Технология выполнения работы. Создание образа из модулей. Конструирование из бумаги.
Развитие сюжетной композициии.
-
4
Рамочки из нестандартных модулей.
1
24.09
Беседа, демонстрация образцов.
Технология выполнения работы. Выполнение плоских изделий, художественное оформление.
Формирование эстетического чувства.
-
5
Картины в рамках.
1
1.10
Беседа, объяснительно-иллюстративный
Технология выполнения работы. Разнообразие декоративной обработки.
Развитие воображения.
-
6
Работа с бисером.
1
8.10
Беседа, объяснительно-иллюстративный
Технология выполнения работы.
-
7
Бисероплетение.
1
15.10
Демонстрация презентации.
Технология выполнения работы.
Развитие творческой фантазии и композиции.
-
8
Панно «Палитра цвета», работа с бисером.
1
22.10
Беседа, объяснительно-иллюстративный
Технология выполнения работы. Создание образа из бисера.
-
9
Панно «Палитра цвета», работа с бисером.
1
29.10
Беседа, объяснительно-иллюстративный
Технология выполнения работы. Моделирование по образцу формы и цвета.
Расширять познание в области композиции.
2 четверть 7ч
-
10
Пластилиновый фон, процарапывание узора.
1
12.11
Беседа, демонстрация образцов. Знакомство со скульптурными материалами. Методика работы с пластилином в технике «плоская лепка».
Изготовление и оформление поделки из пластилина.
Развитие творческой культуры.
-
11
Узор на пластилине. Игра «Весёлые краски»
1
19.11
Беседа, демонстрация образцов. Знакомство со скульптурными материалами.
Моделирование работы с пластилином в технике «плоская лепка».
Развитие художественно-эстетического вкуса.
-
12
Герои мультфильмов в пластилине.
Игра «Угадай мультфильм, изобрази героя».
1
26.11
Демонстрация презентации, просмотр клипов.
Технология изготовления изделий, выбор цвета, способа соединения разных деталей.
Формирование художественных средств выразительности.
-
13
Древние образы в современных глиняных игрушках.
1
3.12
Демонстрация презентации,
Технология изготовления изделий, выбор цвета, способа соединения разных деталей.
-
14
Древние образы в современных глиняных игрушках.
1
10.12
Беседа, демонстрация образцов.
Технология изготовления изделий, выбор цвета, способа соединения разных деталей.
-
15
Дымковская игрушка.
1
17.12
Беседа, объяснительно-иллюстративный.
Демонстрация презентации.
Знакомство со скульптурными материалами. С возникновением и промыслами глиняной игрушки.Лепка.
Развитие сюжетно-декоративной композиции.
-
16
Выставка детских работ.
1
24.12
Технология изготовления изделий.
Лепка-конструирование игрушки. Практическая работа.
3 четверть 10 ч
-
17
Заливка основных цветов. Показ техники нанесения краски.
1
14.01
Беседа, объяснительно-иллюстративный
Технология выполнения работы. Моделирование по образцу формы и цвета.
Формирование творческих навыков.
-
18
Прорисовка деталей, виды узоров дымковской игрушки.
1
21.01
Беседа. Технология изготовления изделий.
Технология выполнения работы.Узор росписи.
-
19
Прорисовка деталей, виды узоров дымковской игрушки
1
28.01
Беседа.Технология изготовления изделий.
Технология выполнения работы. Узор росписи
Развитие образного воображения.
-
20
Творческая работа. Новые сюжеты для матрешек.
1
4.02
Беседа, объяснительно-иллюстративный
Технология выполнения работы. Моделирование изделий. Узор росписи
Расширять познание в области композиции.
-
21
Выставка-ярмарка
1
11.02
-
22
Транспорантное и силуэтное вырезание.
1
18.02
Беседа, демонстрация образцов.
Технология работы с текстильными материалами.
Развитие творческой фантазии и композиции.
-
23
Силуэтное вырезание.
1
25.02
Беседа, демонстрация образцов.
Технология работы с текстильными материалами.
-
24
Моделирование из бумаги.
1
3.03
Беседа, объяснительно-иллюстративный. Разнообразие декоративной обработки.
Выполнение плоских изделий, художественное оформление.
Развитие позновательной потребности.
-
25
Моделирование деталей, аппликация .
1
10.03
Беседа, объяснительно-иллюстративный.
Выполнение плоских изделий, художественное оформление. Разнообразие декоративной обработки. Изготовление аппликации
Воспитывать интерес к художественному труду.
-
26
Аппликация из ткани и
ниток.
1
17.03
Беседа, объяснительно-иллюстративный
Технология выполнения нитяной графики. Изготовление аппликации
4 четверть 8 ч
-
27
Треугольные модули.
31.03
Демонстрация презентации.
Технология выполнения работы, моделирование.
-
28
Конструктор-мозаика. Заготовка модулей разных цветов и размеров
1
7.04
Беседа, объяснительно-иллюстративный.
Технология выполнения работы, моделирование.
Развитие творческой фантазии и композиции.
-
29
Кактус из модулей
1
14.04
Беседа, демонстрация образцов.
Технология выполнения работы. Моделирование по образцу формы и цвета.
-
30
Мини-ананас
1
21.04
Беседа, демонстрация образцов.
Технология выполнения работы.
-
31
Снежинки.
1
28.04
Демонстрация презентации.
Технология выполнения работы. Моделирование по образцу формы и цвета.
Формирование творческих навыков.
-
32
Нитяная графика на картонных шаблонах. Игры на внимание.
1
5.05
Демонстрация презентации.
Технология выполнения нитяной графики.
Развивать чувство красоты и гармонии.
-
33
Нитяная графика.
1
12.05
Демонстрация презентации.
Технология выполнения нитяной графики.
Формирование творческих навыков.
-
34
Аппликация из природного материала
1
19.05
Беседа, объяснительно-иллюстративный.
Технология выполнения работы, моделирование.
Расширять познание в области композиции.