Программа внеурочной деятельности по теме Палитра детства (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс внеурочной деятельности «Палитра детства»

Пояснительная записка

Программа курса «Палитра детства» рассмотрена и рекомендована к рассмотрению на педсовете, с целью выдвижения рекомендации администрации лицея по утверждению данной программы. Экспертиза пройдена учителями экспертной комиссии Удодовой Е.М., Доля Е.А., Батровой Г.В. и рассмотрена на заседании МО начальных классов, протокол №5, от 31.05.2012г.

Программа курса «Палитра детства» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального образования . Составлена на основе программы автора Н.Л.Ефимовой «Моё рукотворчество» , организация внеурочный деятельности в начальной школе, под общей редакцией А.Х Сундуковой . Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО г. Ростов-на-Дону.2010г.

Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Как в прошлые годы, так и сегодня в структуре содержания образования доля эстетического воспитания более чем скромна. Поэтому учителя - практики ищут и разрабатывают новые подходы к приобщению к искусству.

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Основными целями курса является саморазвитие личности каждого ребёнка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к творчеству. Развитие воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.

Организация курса способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной преобразовательной творческой деятельности. Технологическое образование курса включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем. Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей. Занятия для детей создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся.. Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.) Курс реализует следующие типы занятий и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.

Задачи курса: обучающие: - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Развивающие: - пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника; - формирование творческих способностей, духовной культуры; - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; Воспитывающие: - осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников; - воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству; - добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Актуальность курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы кружка направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

Способы освоения содержания программы:

-занимательный способ (формирование интереса к деятельности);

-репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);

-креативный способ (поисково-исследовательский).

Формы и методы. Приоритет отдается активным формам преподавания: - Практическим: упражнения, практические работы, практикумы; - Наглядным: использование таблиц, рисунков, образцов; - Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Характеристика ожидаемых результатов. В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания: - о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; - о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека; - о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись и.т.п.); - в области композиции, цветоведения; - об особенностях лепных игрушек; - о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага) сочетание аппликации с вышивкой; - о проектной деятельности. умения: - работать нужными инструментами и приспособлениями; - последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента; - лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений: 1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. 2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать. 3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. 4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. 5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала. 6. Максимум поощрения, минимум наказания. 7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно плану всего на изучение курса в начальной школе выделяется 34 ч ( 1 ч в неделю)

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств , индивидуально - личностных позиций , ценностных установок , раскрывающих отношение к труду , систему норм и правил межличностного общения , обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися универсальных способов деятельности , применяемых , как в рамках образовательного процесса , так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения курса являются доступные по возрасту начальные сведения о технике , технологиях и технологической стороне труда , об основах культуры труда, элементарные умения предметно - преобразовательной деятельности , знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий . элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на занятии (с чего я начну свою работу, что сделаю дальше, как закончу свою работу, как оформлю законченную работу).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану (работа по озвученному плану, по таблицам последовательного выполнения рисунка).

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного (сравнивать с образцами декоративно-прикладного искусства, их иллюстрациями).

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии (чему научились, что ещё предстоит узнать, что получается хорошо, над чем нужно поработать).

Познавательные УУД

  • Формирование умения самостоятельно формулировать цель (что хочу узнать, чему научиться).

  • Формирование умения воспроизводить знания, устанавливать взаимосвязи при помощи схем, карт и др.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, наглядность.

  • Формирование умений выделять критерии и доказывать .Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, видам и т.д.).

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника, используя терминологию.

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников (не перебивая, задавать вопросы после высказывания).

• Учиться согласованно работать в группе пи выполнении коллективной работы:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками

в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы.

Полученные знания и умения учащиеся смогут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. Общетрудовые умения: Самостоятельно: - анализировать предложенное учебное задание; - организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; - выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему. С помощью учителя: - выбирать темы для практических работ; - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; - выдвигать возможные способы их решения; - доказывать своё мнение.

Содержание учебного материала

Раздел программы

Содержание

Ключевая педагогическая идея

Что мы будем делать?

Знакомство с главными понятиями трудового обучения (изделие, материалы, инструменты)

Правила сбора и подготовки природного материала к урокам технологии. Работа по инструктивным рисункам. Свойства материалов(гофрированный картон и эластичная тесьма)

Освоение основных приемов оригами. Знакомство с понятиями: складывание, сгибание, отрезание, разметка. Правила безопасной работы с ножницами

Освоение системы учебно-творческой деятельности, правил техники безопасности.

Работа с бумагой

Техника составления композиции из деталей. Разметка по трафарету и шаблону. Приемы работы с ножницами.

Новый способ отделения размеченной детали от заготовки - обрывание. История, как делают бумагу.

Текстильные материалы и инструменты для их обработки. Правила безопасной работы иголками. Свойства поролона, приемы работы с бросовыми материалами.

Выявление творческих способностей, поддержание интереса к данному виду деятельности

«Путешествие с красками»

Знакомство с красками, расположение в цветовом круге, холодные, теплые цвета

Выявление творческих способностей, поддержание интереса к данному виду деятельности

«Модульное оригами»

Ознакомление с новыми технологиями, усовершенствование и закрепление ЗУН

Освоение системы учебно-творческой деятельности

«Нарядные матрёшки»

Изучение национальных традиций, ремесел, создание классической и современной матрешки

Пробуждение интереса обучающихся к процессу творческой деятельности

«Бумажная филигрань»

Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами квилинга, самостоятельная разработка выполнения творческих работ, участие в творческих выставках школы

Формирование саморазвития личности

Прогнозируемые результаты. По окончании обучения по программе «Палитра детства» обучающийся обладает достаточным объемом знаний и умений для дальнейшего обучения в специализированных кружках, студиях, школах; проявляет коммуникативные способности. В результате освоения основ художественного изображения и бумажного моделирования, обучающиеся должны получить знания по следующим параметрам:

1. Технические знания и умения:

  • правила техники безопасности;

  • требования к организации рабочего места;

  • использование инструментов, материалов и приспособлений;

  • знание свойств и особенностей различных материалов (бумага, картон, дерево)

  • умелое сочетание разных техник работы для реализации творческого замысла.

2. Знания о средствах выразительности:

  • использование цвета, как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;

  • использование гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов при создании образа.

3. Композиция:

- выбор формата, масштаба, выразительности и чвета.

4. Виды художественной деятельности:

-декоративное рисование (на основе народных традиций)

  • выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
  1. Уровень развития мыслительной деятельности:
  • образное мышление: создание ярких, выразительных образов;
  • воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых оригинальных образов;
  • аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;
  • владение понятийным аппаратом (симметрия, колорит, модуль, болванка, грунтовка, фактура, квилинг)
Программа «Палитра детства» предусматривает следующие способы проверки знаний и умений: мини-конкурсы (обсуждение работ), выставки, викторины, самостоятельное выполнение заданий, итоговая работа.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Технические средства обучения: - классная доска -телевизор - компьютер; - проектор - принтер . 2. Оборудование класса: - ученические двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; полки для книг. Список литературы

  1. Библер В.С. Методы художественного развития. - М., 2006

3.Гончар В. В. Модульное оригами. - М.: Айрис, 2009.

  1. Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2010


Ожидаемые результаты реализации программы: Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида работы к другой; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.

В результате обучения в течение полного учебного года по программе 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

-расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
-овладеют основными техническими приемами скульптурно-текстильной техники;
- познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта;
- научатся делать работы с использованием различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ определенного назначения;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

Тематическое планирование

Тема, раздел

Ча

сы

Дата

Содержание деятельности

Воспитательная работа.

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности

Практическая часть занятия/форма организации деятельности

1 четверть 9 ч


  1. 1

Введение в программу

1

3.09

Беседа.

Развитие графических навыков.

  1. 2

Модуль трилистник

1

10.09

Демонстрация презентации.

Технология выполнения работы.

  1. 3

Коллективная работа «Времена года»

1 группа - Лето (солнце из трилистников)

2 группа - Осень (листья)

3 группа - Зима (снежинки из трилистников)

4 группа - Весна (цветы)

1

17.09

Беседа, объяснительно-иллюстративный

Технология выполнения работы. Создание образа из модулей. Конструирование из бумаги.

Развитие сюжетной композициии.

  1. 4

Рамочки из нестандартных модулей.

1

24.09

Беседа, демонстрация образцов.

Технология выполнения работы. Выполнение плоских изделий, художественное оформление.

Формирование эстетического чувства.

  1. 5

Картины в рамках.

1

1.10

Беседа, объяснительно-иллюстративный

Технология выполнения работы. Разнообразие декоративной обработки.

Развитие воображения.

  1. 6

Работа с бисером.

1

8.10

Беседа, объяснительно-иллюстративный

Технология выполнения работы.


  1. 7

Бисероплетение.

1

15.10

Демонстрация презентации.

Технология выполнения работы.

Развитие творческой фантазии и композиции.

  1. 8

Панно «Палитра цвета», работа с бисером.

1

22.10

Беседа, объяснительно-иллюстративный

Технология выполнения работы. Создание образа из бисера.


  1. 9

Панно «Палитра цвета», работа с бисером.

1

29.10

Беседа, объяснительно-иллюстративный

Технология выполнения работы. Моделирование по образцу формы и цвета.

Расширять познание в области композиции.

2 четверть 7ч

  1. 10

Пластилиновый фон, процарапывание узора.

1

12.11

Беседа, демонстрация образцов. Знакомство со скульптурными материалами. Методика работы с пластилином в технике «плоская лепка».

Изготовление и оформление поделки из пластилина.

Развитие творческой культуры.

  1. 11

Узор на пластилине. Игра «Весёлые краски»

1

19.11

Беседа, демонстрация образцов. Знакомство со скульптурными материалами.

Моделирование работы с пластилином в технике «плоская лепка».

Развитие художественно-эстетического вкуса.

  1. 12

Герои мультфильмов в пластилине.

Игра «Угадай мультфильм, изобрази героя».

1

26.11

Демонстрация презентации, просмотр клипов.

Технология изготовления изделий, выбор цвета, способа соединения разных деталей.

Формирование художественных средств выразительности.

  1. 13

Древние образы в современных глиняных игрушках.

1

3.12

Демонстрация презентации,

Технология изготовления изделий, выбор цвета, способа соединения разных деталей.

  1. 14

Древние образы в современных глиняных игрушках.

1

10.12

Беседа, демонстрация образцов.

Технология изготовления изделий, выбор цвета, способа соединения разных деталей.


  1. 15

Дымковская игрушка.

1

17.12

Беседа, объяснительно-иллюстративный.

Демонстрация презентации.

Знакомство со скульптурными материалами. С возникновением и промыслами глиняной игрушки.Лепка.

Развитие сюжетно-декоративной композиции.

  1. 16

Выставка детских работ.

1

24.12

Технология изготовления изделий.

Лепка-конструирование игрушки. Практическая работа.

3 четверть 10 ч

  1. 17

Заливка основных цветов. Показ техники нанесения краски.

1

14.01

Беседа, объяснительно-иллюстративный

Технология выполнения работы. Моделирование по образцу формы и цвета.

Формирование творческих навыков.

  1. 18

Прорисовка деталей, виды узоров дымковской игрушки.

1

21.01

Беседа. Технология изготовления изделий.

Технология выполнения работы.Узор росписи.


  1. 19

Прорисовка деталей, виды узоров дымковской игрушки

1

28.01

Беседа.Технология изготовления изделий.

Технология выполнения работы. Узор росписи

Развитие образного воображения.

  1. 20

Творческая работа. Новые сюжеты для матрешек.

1

4.02

Беседа, объяснительно-иллюстративный

Технология выполнения работы. Моделирование изделий. Узор росписи

Расширять познание в области композиции.

  1. 21

Выставка-ярмарка

1

11.02


  1. 22

Транспорантное и силуэтное вырезание.

1

18.02

Беседа, демонстрация образцов.

Технология работы с текстильными материалами.

Развитие творческой фантазии и композиции.

  1. 23

Силуэтное вырезание.

1

25.02

Беседа, демонстрация образцов.

Технология работы с текстильными материалами.


  1. 24

Моделирование из бумаги.

1

3.03

Беседа, объяснительно-иллюстративный. Разнообразие декоративной обработки.

Выполнение плоских изделий, художественное оформление.

Развитие позновательной потребности.

  1. 25

Моделирование деталей, аппликация .

1

10.03

Беседа, объяснительно-иллюстративный.

Выполнение плоских изделий, художественное оформление. Разнообразие декоративной обработки. Изготовление аппликации

Воспитывать интерес к художественному труду.

  1. 26

Аппликация из ткани и

ниток.

1

17.03

Беседа, объяснительно-иллюстративный

Технология выполнения нитяной графики. Изготовление аппликации

4 четверть 8 ч

  1. 27

Треугольные модули.

31.03

Демонстрация презентации.

Технология выполнения работы, моделирование.


  1. 28

Конструктор-мозаика. Заготовка модулей разных цветов и размеров

1

7.04

Беседа, объяснительно-иллюстративный.

Технология выполнения работы, моделирование.

Развитие творческой фантазии и композиции.

  1. 29

Кактус из модулей

1

14.04

Беседа, демонстрация образцов.

Технология выполнения работы. Моделирование по образцу формы и цвета.

  1. 30

Мини-ананас

1

21.04

Беседа, демонстрация образцов.

Технология выполнения работы.


  1. 31

Снежинки.

1

28.04

Демонстрация презентации.

Технология выполнения работы. Моделирование по образцу формы и цвета.

Формирование творческих навыков.

  1. 32

Нитяная графика на картонных шаблонах. Игры на внимание.

1

5.05

Демонстрация презентации.

Технология выполнения нитяной графики.

Развивать чувство красоты и гармонии.

  1. 33

Нитяная графика.

1

12.05

Демонстрация презентации.

Технология выполнения нитяной графики.

Формирование творческих навыков.

  1. 34

Аппликация из природного материала

1

19.05

Беседа, объяснительно-иллюстративный.

Технология выполнения работы, моделирование.

Расширять познание в области композиции.


© 2010-2022