Конспект открытого урока по русскому языку Звуки и буквы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе

по теме «Звуки и буквы»

Разработала: Матвеева Светлана Фанисовна, 3 А класс

Тип урока: закрепление изученного материала.


Цели: - актуализировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка; - совершенствовать умение различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и правильно называть буквы; - сформировать представление о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме; - научить использовать приобретённые знания в практической деятельности; - познакомить с названиями наук «фонетика» и «графика», что они изучают.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно передавать звуки буквами; повторят основные единицы языка - звуки и буквы; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока.
1. Организационный момент. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать.
2. Актуализация знаний. - Расшифруйте ребусы. Отгадки подскажут тему нашего урока. (На доске ребусы - через мультимедийный проектор). Слайд № 1. Конспект открытого урока по русскому языку Звуки и буквы Слайд № 2. Ответ. Фонетика. Наука о звуках.

Слайд № 3. Конспект открытого урока по русскому языку Звуки и буквы


Слайд № 4. Ответ: Графика. Наука о том, какими буквами на письме обозначаются те или иные звуки.
- Кто назовёт тему нашего урока? («Звуки и буквы».) Слайд № 5. Тема урока: Звуки и буквы.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим ваши знания о звуках и буквах, будем учиться делать транскрипцию и звуко-буквенный разбор слов.
3. Повторение. - Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.) - Сколько букв в русском языке? (33) - Каждая буква имеет своё место в алфавите и своё название.
Слайд № 6.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ -

Прикатили на еже,

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О -

Дружно вылезли в окно,

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха -

Оседлали петуха,

Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я -

Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали -

Заигрались в прятки.

(Б. Заходер)


- Прочитать стихотворение про себя. - Прочитать стихотворение выразительно. (1 ученик) - Какие 5 букв опоздали? (Ё, й, ъ, ы, ь.)
- Рассказать алфавит полностью. (1 ученик) (Убрать экран.)
- Какие буквы звуков не обозначают? (ъ и ь) - На какие две группы мы делим все звуки? (Гласные и согласные.) - Чем гласные звуки отличаются от согласных? (При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград. При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ.)
- Сколько гласных букв? (10) Звуков? (6) Почему? (Буквы я, е, ё, ю состоят из двух звуков: й - а, э, о, у.) - Сколько согласных букв? (21) Звуков? (36) Почему? (Некоторые согласные обозначают по 2 звука (например, [л'] - [л]).
4. Минутка чистописания. На доске элементы букв: - Угадать букву по её части, записать её. (Буквы: Тт, Фф, Мм, Кк, Пп.) - Назвать буквы правильно. (Учитель дописывает на доске буквы.) - Что это за буквы? (Согласные.) - Какая буква лишняя? (М, т.к. она обозначает звонкий согласный звук.) (Учитель стирает буквы Мм с доски.) - Что вы можете рассказать об оставшихся согласных? (Глухие, парные.) - Назовите парные согласные , звонкие и глухие. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.) - Назовите звонкие непарные согласные. (Й, л, м, н, р.) - Назовите глухие непарные согласные. (Х, ц, ч, щ.)
5. Словарная работа. - Всегда ли слова пишутся также, как произносятся? - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слова? (Увидеть орфограмму и проверить её.) - Какие орфограммы вы знаете? (Безударная гласная, парная согласная, удвоенная согласная, непроизносимая согласная, сочетания ЖИ-ШИ и др., большая буква в именах собственных, ь знак, разделительные ь и ъ знаки.) - Мы будем упражняться в написании слов с безударными гласными и парными согласными. (Учитель диктует слова, дети записывают слова в тетрадь.)
Молодой, лодка, грязь, пробка, старушка, большой, блюдце, грядка, рукав, несли, хлопушка, ребятки, снежинка.
- Прежде, чем начать проверку, вспомним правила. 1) Если буква гласная 2) Если слышишь парный звук, Вызвала сомнение, Будь внимательней, мой друг. Ты немедленно её Парный сразу проверяй, Ставь под ударение. Гласный рядом подставляй. (Проверка - дети читают слова, называют орфограмму, подбирают проверочное слово.)
6. Физкультминутка («У оленя…») У оленя дом большой. (Дети показывают «рога», «крышу» домика) Он глядит в своё окошко. (Показывают, как смотрят в «бинокль».) Мимо зайка пробегал, (Изображают, как прыгает зайка) В дом к нему стучал. Тук, тук, дом открой. (Стучат в «дверь».) Там в лесу охотник злой. (Показывают пальцем на «лес».) Заяц, заяц, забегай, (Машут рукой.) Лапу мне давай. (Жмут руки.)
7. Упражнение в транскрипции слов. 1) - Сделаем транскрипцию слов с орфограммами. На карточке слова: грядка большой снежинка (Учащиеся у доски и в тетрадях делают транскрипцию данных слов.) [гр'атка] [бал'шой'] [сн'эжынка]
2) - По данной транскрипции слова записать его буквами. На карточке слова: [д'ир'эв'й'а] [зупк'и] [й'агатка] (Учащиеся у доски и в тетрадях записывают слова буквами.) Деревья, зубки, ягодка. - Какие орфограммы были в словах? (Безударные гласные, парные согласные, сочетание ЖИ, разделительный Ь, йотированная гласная Я.) - Отличается ли у слов с орфограммами звукозапись от буквозаписи? - Что это значит? (Что слышатся слова не так, как пишутся, Их написание надо проверять.)
8. Упражнение в звуко-буквенном разборе слов. - Отгадайте загадку. Гладит всё, чего касается, А дотронешься - кусается. (Утюг.) - Сделаем звуко-буквенный разбор этого слова. (1 ученик у доски, остальные - в тетрадях.) утюг у - тюг [ут'ук] у - [у] - гласный, безударный т - [т'] - согласный, глухой, мягкий ю - [у] - гласный, ударный г - [к] - согласный, глухой, твёрдый 4 буквы, 4 звука
9. Самостоятельная работа. (У детей листочки с заданиями.) Задания:
1. Напишите слова с противоположным значением. Подчеркните слова, в которых число букв не соответствует числу звуков. Ложь - … (правда), юг - … (север), сладкий - … (горький), прямой - … (кривой).
2. Придумать по 2 слова, в которых: - все буквы соответствуют звукам; - букв больше, чем звуков; - звуков больше, чем букв; - одна буква не соответствует звуку.
Проверка работы.
10. Итог урока. - По какой теме мы сегодня повторяли и обобщали ваши знания? (Звуки и буквы.) - Как называется наука о звуках? (Фонетика.) - Как называется наука о буквах? (Графика.) - Чему мы увидели, делая транскрипцию слов? (Что слово не всегда пишется так, как слышится - надо видеть ошибкоопасные места и уметь их проверять.) Выставление оценок за урок. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание. Списать загадки, написать отгадки. Сделать транскрипцию слов-ответов. (Задание на листочке). 1) Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона. Кто она? (Ворона) 2) По полю скачет Ушки прячет. Встанет столбом - Ушки торчком. (Заяц)



© 2010-2022