Конспект урока по окружающему миру тема: Почва

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе
Тема: «Почва и её состав»
Задачи урока:
Образовательные:
  1. Формирование понятия «почва» как единства живой и неживой природы.
  2. Изучение состава почвы в ходе опытов.
  3. Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов.
Развивающие:
  1. Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества - умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности при работе в группах.
  2. Продолжить формирование умения работать с оглавлением учебника, учебными текстами.
  3. Развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов
  4. Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.
  5. Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,

Воспитательные:
  1. Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе.
  2. Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников, корректно отстаивать свое мнение.
Тип урока: урок исследование. Технологии: Игровая, информационно-коммуникационная, интегрированного обучения, исследовательского обучения. Оборудование и наглядные пособия:
Учебник Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир» 3 класс (часть 1), блюдечки с почвой, палочки для рыхления почвы, стаканы с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, держатель, спиртовка, спички, толковый словарь, маячки настроения, опытная карта, опорная карта «Образование пустыни», интерактивная доска и аудио оборудование, презентация.

Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные 1.Организационный момент.

Организовать рабочее место учащихся

Контроль организации рабочих мест учащихся

- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку "5"!

- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете, просигнальте мне, пожалуйста, с помощью смайликов (обучающиеся поднимают карточку - "настроение" в виде личика).

Конспект урока по окружающему миру тема: Почва

- Настроение у всех отличное, приступаем к работе.

Проверка готовности рабочих мест

Самоопределение

Мобилизация волевых усилий. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


II. Изучение нового материала. Актуализация знаний Учить детей ориентироваться на страницах учебной книги.
- Бьют меня ногами, режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. - Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь в нее горсть зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащить много - много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семечкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко - горой румяных яблок… - слайд 1. как называется эта волшебная кладовая? - Да только она тогда добра щедра, когда люди к ней добры, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. А иначе земля хлеб давать перестанет, овощи, ягоды и фрукты расти не будут. - И правильно. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Так в миг любая кладовая опустеет. Так и с волшебной кладовой - землей. - слайд 2. У слова «земля» несколько значений. Давайте заглянем в толковый словарь, и посмотрим, какие именно.
















Земля

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников


Работа по теме урока















Повторение правил поведения при проведении опытов.
- слайд 3. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, что такое почва? - Какое значение она имеет для растений и животных? - слайд 4. Знаешь ли ты жителей почвы? Слайд 5. - Какую пользу животные приносят, обратимся к учебнику стр. 70. - слайд 6. Почему почва плодородна? - Все ваши предположения называются гипотезами. - Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни - Вспомните, какие условия нужны для развития растения. -Проверим, есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать изучим ее состав.


Начнём практическую работу с повторения правил при проведении опытов. Помогут их вспомнить мои помощники в группах.
1. слайд 7. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. 2. слайд 8. Во время работы можно нельзя вставать с мест. 3. слайд 9. Если опыт проводит один ученик, то второй молча, наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта. 4. слайд 10. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. 5. слайд 11. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя. 6. слайд 12. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Верхний плодородный слой земли












воздух, вода, питательные вещества - соли
















Извлекать информацию, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.














. Приводить примеры живых организмов Физкультминутка
Слайд 13. Гимнастика для глаз. -Вправо -Влево -Круговые движения в разные стороны -В угол на нос на меня.



III. Практическая работа.

Опыт №1 (выполняют дети) с. 69 учебника Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. -Что вы видите? Слайд 14


-размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт №2 (выполняет учитель) с. 69 учебника - Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Стекло становится влажным. - Значит в почве есть…..? Слайд 15 Опыт №3 (выполняет учитель) - Будем продолжать нагревать почву. - Что вы видите и чувствуете?




- Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. - Рассмотрите почву. Что вы в ней видите? Слайд 16









Опыт №4 (выполняет учитель) с. 69 учебника -Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешаем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина. Как вы думаете, что осталось на дне стакана? Слайд 17.
Опыт №5 (выполняет учитель) - Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это минеральные соли. Слайд 18. Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

-И так из чего же состоит почва? Слайд 19, слайд 20.

Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований, что в почве содержатся вода, воздух, минеральные соли, то есть то, что необходимо для роста растений. И так, мы выдвинули гипотезу и доказали ее.




Из почвы выходят пузырьки воздуха. Вывод: в почве есть воздух.








Вода
Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.






В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей - это перегной, или гумус. Вывод: в почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

В почве есть песок и глина











Вывод: в почве есть соли.



Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, минеральной соли.


Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться

IV. Беседа
. -Я предлагаю Вам поиграть. 3 команды. 1 судья. Какая команда наберет больше правильных ответов? Дополните мой рассказ слайд 21. « Как образовалась почва?» - Жила-была маленькая гора. Ее согревало ласковое …..(солнышко), нежно обнимал легкий….(ветерок). Гору часто поливал теплый….(дождик). Но вот пришла разноцветная ….(осень). Днем гору согревало… (солнышко). Но ночью прилетал злой северный ветер. Он приносил с собой холодный…..(дождь). Осень сменила морозная, метельная…(зима). И снова наступила долгожданная ….(весна), днем с веселыми ручейками и ласковым солнышком, ночью с холодами. Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съеживаться от холода, а днем греться на солнце. Все это не прошло даром, у горы появились морщины - трещины. Она очень переживала и плакала, трещины становились все глубже и глубже. Ветер часто над горой проносил частички песка. Которые прятались в трещинах горы. Однажды там спряталось зернышко травы. Скоро выросла зеленая травка. Осенью она пожелтела. А потом и вовсе упала. Зимой под снегом высеялись новые зернышки, а стебельки сгнили. И так повторялось тысячи лет. Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась почва. Она все укреплялась, выращивая новые травы, цветы и деревья. В ней поселились различные животные. Они повышали плодородие. Поселились живые организмы - микробы. Под действием микробов остатки растений превращались в перегной…

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Физкультминутка
Танцевально-ритмическая гимнастика. Повторение движений за учителем под музыку.



V. Охрана почвы

- слайд 22. Кто помогает перегною превращаться в минеральные соли и помогает умершим растениям и животным превращаться в перегной? Значит, бактерии являются составной частью почвы.


- Какое вещество делает почву плодородной? -Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Самая плодородная почва называется черноземом. Слайд 23 - 26 - Есть другие виды почвы: красноземы, сероземы, подзолистые, солонцы. - Один сантиметр почвы образуется 250 - 300 лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Там, где люди уничтожали растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Слайд 27. Этот процесс называется эрозией почвы. -Чтобы защитить почву на полях нужно высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, а зимой проводить снегозадержание. -почва много боится, а особенно ядохимикатов, которые в ней накапливаются и загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы без которых почва теряет плодородие. - слайд 28. Прочитайте маленький отрывок о образовании пустыни Сахара: вы помните как, образовалась пустыня Сахара. Посмотрите на карту, какой это большой кусок Африканского материка! Когда то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья - это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженных местах был хороший урожай. Постепенно земля истощалась, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит, и влаги.




Бактерии




Перегной








Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Доказывать необходимость бережного отношения людей к живым Организмам. умение выражать свою точку зрения по поводу охраны почвы.


Находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения
VIII. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? - Что такое почва?




- Из чего она состоит?





- Как образуется почва?



- Что особенно понравилось на уроке?


Верхний плодородный слой земли


Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, минеральной соли, бактерий.
За счет разрушения горных пород
Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации об изучаемом предмете. Делать выводы на основе обобщения знаний.



Вы помните как, образовалась пустыня Сахара. Посмотрите на карту, какой это большой кусок Африканского материка! Когда то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья - это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженных местах был хороший урожай. Постепенно земля истощалась, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит, и влаги.


Конспект урока по окружающему миру тема: Почва

Вы помните как, образовалась пустыня Сахара. Посмотрите на карту, какой это большой кусок Африканского материка! Когда то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья - это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженных местах был хороший урожай. Постепенно земля истощалась, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит, и влаги.


Конспект урока по окружающему миру тема: Почва

Вы помните как, образовалась пустыня Сахара. Посмотрите на карту, какой это большой кусок Африканского материка! Когда то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья - это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженных местах был хороший урожай. Постепенно земля истощалась, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит, и влаги.


Конспект урока по окружающему миру тема: Почва

Вы помните как, образовалась пустыня Сахара. Посмотрите на карту, какой это большой кусок Африканского материка! Когда то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья - это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженных местах был хороший урожай. Постепенно земля истощалась, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит, и влаги.


Конспект урока по окружающему миру тема: Почва


Опыт

Какие приборы и вещества использую?

Что наблюдаю?

Какой вывод делаю?

Опыт №1

Стакан, вода, почва



Опыт№2

Почва, горелка, стекло




Опыт№3

Почва, горелка




Опыт №4

Прокаленная почва, стакан с водой




Опыт №5

Фильтр, вода стакан, горелка, стекло




ФИО________________________________________________

Опыт

Какие приборы и вещества использую?

Что наблюдаю?

Какой вывод делаю?

Опыт №1

Стакан, вода, почва

Опыт№2

Почва, горелка, стекло

Опыт№3

Почва, горелка

Опыт №4

Прокаленная почва, стакан с водой

Опыт №5

Фильтр, вода стакан, горелка, стекло

ФИО________________________________________________

Конспект урока по окружающему миру тема: Почва

Конспект урока по окружающему миру тема: Почва

Конспект урока по окружающему миру тема: Почва


5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Команда

1

Команда

2


Команда

3


© 2010-2022