Тема: Решение задач на встречное движение

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Решение задач на встречное движение.

Цель: устанавливать связи между величинами при описании скорости, времени, расстояния; научиться находить скорость сближения.

Задачи:

-научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа;

-развивать речь, мышление, познавательную деятельность;
-воспитывать любовь к предмету.

Оборудование: учебник, формулы, схемы.

Ход урока

1.Организационный момент.

У-Я начну урок вот такими словами:

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

У - Я хочу, чтобы эти строчки стали девизом для нашей сегодняшней работы.

2.Устный счет.

Актуализация опорных знаний и практических умений по теме

«Скорость, время, расстояние» на основе индивидуальной работы с учащимися.

- Пространство, разделяющее 2 пункта, промежуток между чем-либо?

р а с с т о я н и е

- Мы знаем: оно растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои
А иногда оно течет-

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерно промежутки,

Что разделяют наши сутки.

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

в р е м я

- Расстояние, пройденное за единицу времени?

с к о р о с т ь

- Каким общим названием можно объединить следующие слова: езда, ползание, бег, ходьба, перелет?

д в и ж е н и е

Молодцы! Знакомы ли вам эти слова? Вспомним, как взаимосвязаны между собой данные величины: «скорость» «время» «расстояние». Поэтому приступаем к выполнению следующего задания.

1.Скорость поезда 60 км\ч. За какое время поезд пройдёт 540 км ?

2.За 3 часа туристы прошли 15 км\ч. С какой

средней скоростью шли туристы?

3.Сколько времени потребуется улитке, чтобы преодолеть расстояние 16 мм со средней скоростью

2 мм\с?

4.Какое расстояние между городом и деревней, если велосипедист ехал 18 км\ч 3 часа?

5.За какое время вертолёт пролетит 1000 км со

Скоростью 250 км\ч?

3.Сообщение темы и цели урока.

4.Работа над темой урока.

Постановка проблемы. (Подводящий диалог)

У - Вы очень хорошо справились с соответствием, вспомнили взаимосвязь между величинами.

У - Рассмотрите таблицу (на доске изображение автомобилей движущихся навстречу друг другу, интерактивное учебное пособие по математике)

У -Что вы можете сказать о движении 2 машин? (Они двигаются навстречу друг другу)

У - Какая величина появляется между машинами? (расстояние)

У - Почему скорости у машин разные? (потому что разная мощность машин)

У - Что можно сказать о третьей величине (машины находятся какое-то время в пути)

У - Итак, цель урока сегодня - научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа.
На доске открывается тема. "Решение задач на встречное движение".
IV. Открытие детьми нового знания.

У 1)Рассмотрим новый вид задач (электронное приложение к учебнику М.М. Моро включается без звука); учащиеся работают в тетради.

Задача.(на доске картинка)

У -Автобус и автомобиль выехали навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость автобуса - 60 км\ч, а скорость автомобиля - 90 км\ч. Найди расстояние между городами. (учитель работает на интерактивной доске, параллельно ведётся диалог)

У - Как движутся транспортные средства? (Навстречу друг другу);

У - Что происходит с расстоянием (Оно между ними сокращается)

У - После встречи автобус и автомобиль что делают? (удаляются друг от друга)

У - Это задача на встречное движение, потому что в ней речь идёт о двух транспортных средствах, которые движутся навстречу друг другу.

У -Сделаем чертёж к нашей задаче.

- Что обозначают на чертеже отрезком? (расстояние, его нужно найти);

- Записываем под отрезком вопросительный знак

- Как двигаются автомобили (навстречу друг другу)

- Покажем это на чертеже стрелками и запишем скорости движения, данные в условии задачи.

- Что произойдёт с машинами, когда они приблизятся друг к другу (они встретятся)

- Место встречи машин отмечаем флажком.

- Какое транспортное средство двигается быстрее? (автомобиль, т.к. его скорость больше, значит он проедет большее расстояние)

- Итак, если автомобиль двигался быстрее автобуса, то флажок на чертеже будет находиться ближе к тому месту, откуда выехал автобус.

- Какое время движения автомобилей? (3 часа, поэтому расстояние каждого нужно поделить на 3 равные части)

- Что будет обозначать каждая часть? (каждая такая часть будет обозначать расстояние пройденное за 1 час)

- Заметим, что части слева и справа от флажка получились разными, т.к. разная скорость движения.

- Что обозначает каждая часть справа и слева от флажка? (расстояние автобуса за 1 час, т.е. 60 км\ч и расстояние автомобиля за 1 час, т.е. 90 км\ч);

- Из чего складывается расстояние между городами? (из расстояния, которое проехал автобус и расстояния, которое проехал автомобиль до их встречи)

-Как найти расстояние автомобиля и автобуса? (это расстояние находится умножением скорости на время, после этого полученные величины надо сложить)

Появляется решение 60х3 + 90х3= 450 (км)

У - Эту задачу можно решить другим, более рациональным способом

Проследим путь автомобиля и автобуса.

- Как они начинали движение? (они начинали путь одновременно)

- В каких точках они оказались после первого часа пути (ответ учащихся и показ на чертеже)

- Сколько километров проехали за это время автобус и машина? (автобус проехал 60 км, а машина 90 км)

- Насколько они сблизились за 1 час? (на 150 км)

- По другому можно сказать, что скорость сближения машин равна 150 км\ч. Для её нахождения мы сложили скорости автобуса и автомобиля.

- На сколько сблизились транспортные средства за следующий час пути?

(ещё на 150 км и за 3 час пути ещё на 150 км)

У- Вывод: до встречи машины сближались 3 раза по 150 км, т.к. они были в пути 3 часа. Значит, чтобы найти расстояние между ними надо скорость сближения умножить на время. Получается 450 км.

Вывешивается опорная схема:

S = Vсбл х t

V(сбл) = V1+ V2

Физкультминутка. (Дети двигаются на месте, держа в руках воображаемый руль. Делают разворот, двигаются в противоположную сторону маршируют.)

На улице нашей
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
- Эй, машины, полный ход!
Я - примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.

Работа по учебнику.

Работа по схеме. Страница 128.

Чтение правил.

Стр.129 № 2,3- решение задач у доски.

№5- самостоятельно.

№8- работа в тетради с взаимопроверкой.

5.Закрепление.

У - сегодня мы учились решать задачи на движение, но все вы знаете, что с дорогой шутить опасно. Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила дорожного движения, которые должны соблюдать как водители, так и пешеходы. Перед вами карточка с дорожными знаками. Сейчас мы проверим, как вы знаете знаки дорожного движения. Подпишите их.

Тема: Решение задач на встречное движение.Тема: Решение задач на встречное движение.Тема: Решение задач на встречное движение.Тема: Решение задач на встречное движение.

Проверка. К доске выходят дети со знаками дорожного движения и читают стихи.

Знак "Пешеходный переход":

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак "Движение пешеходов запрещено":

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"

Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси":

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать

Знак "Дети":

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

Знак "Железнодорожный переезд":

Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути -
С электричкой не шути.

6.Итог урока.

У- Давайте вспомним цель сегодняшнего урока? (научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа).
- Как вы считаете, мы её достигли?

- Под каким девизом мы работали? (помогаем друг другу сделать шаг к успеху)

- Чем вы помогали друг другу?
- Что нового старались усвоить?
- Какая новая величина появляется при решение задач на движение? (скорость сближения)

- Какие знаки дорожного движения помогают соблюдать правила дорожного движения?

Что ж, кончается урок.
Он пошел ребятам впрок
Постарались все понять
Будем дальше мы решать.

- Что такое « встречное движение»?

- Что такое «скорость сближения»? Как её вычислить?(Сложить скорости участников движения)

- Какие формулы нам помогут найти расстояние и время в задачах по теме

«Встречное движение» ?

7.Домашнее задание: страница 131 №6, 7.

Выставление оценок.





© 2010-2022