- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: Решение задач на встречное движение
Тема: Решение задач на встречное движение
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ященко Е.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Решение задач на встречное движение.
Цель: устанавливать связи между величинами при описании скорости, времени, расстояния; научиться находить скорость сближения.
Задачи:
-научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа;
-развивать речь, мышление, познавательную деятельность;
-воспитывать любовь к предмету.
Оборудование: учебник, формулы, схемы.
Ход урока
1.Организационный момент.
У-Я начну урок вот такими словами:
Помогаем друг другу сделать шаг к успеху
У - Я хочу, чтобы эти строчки стали девизом для нашей сегодняшней работы.
2.Устный счет.
Актуализация опорных знаний и практических умений по теме
«Скорость, время, расстояние» на основе индивидуальной работы с учащимися.
- Пространство, разделяющее 2 пункта, промежуток между чем-либо?
р а с с т о я н и е
- Мы знаем: оно растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои
А иногда оно течет-
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерно промежутки,
Что разделяют наши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
в р е м я
- Расстояние, пройденное за единицу времени?
с к о р о с т ь
- Каким общим названием можно объединить следующие слова: езда, ползание, бег, ходьба, перелет?
д в и ж е н и е
Молодцы! Знакомы ли вам эти слова? Вспомним, как взаимосвязаны между собой данные величины: «скорость» «время» «расстояние». Поэтому приступаем к выполнению следующего задания.
1.Скорость поезда 60 км\ч. За какое время поезд пройдёт 540 км ?
2.За 3 часа туристы прошли 15 км\ч. С какой
средней скоростью шли туристы?
3.Сколько времени потребуется улитке, чтобы преодолеть расстояние 16 мм со средней скоростью
2 мм\с?
4.Какое расстояние между городом и деревней, если велосипедист ехал 18 км\ч 3 часа?
5.За какое время вертолёт пролетит 1000 км со
Скоростью 250 км\ч?
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Работа над темой урока.
Постановка проблемы. (Подводящий диалог)
У - Вы очень хорошо справились с соответствием, вспомнили взаимосвязь между величинами.
У - Рассмотрите таблицу (на доске изображение автомобилей движущихся навстречу друг другу, интерактивное учебное пособие по математике)
У -Что вы можете сказать о движении 2 машин? (Они двигаются навстречу друг другу)
У - Какая величина появляется между машинами? (расстояние)
У - Почему скорости у машин разные? (потому что разная мощность машин)
У - Что можно сказать о третьей величине (машины находятся какое-то время в пути)
У - Итак, цель урока сегодня - научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа.
На доске открывается тема. "Решение задач на встречное движение".
IV. Открытие детьми нового знания.
У 1)Рассмотрим новый вид задач (электронное приложение к учебнику М.М. Моро включается без звука); учащиеся работают в тетради.
Задача.(на доске картинка)
У -Автобус и автомобиль выехали навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость автобуса - 60 км\ч, а скорость автомобиля - 90 км\ч. Найди расстояние между городами. (учитель работает на интерактивной доске, параллельно ведётся диалог)
У - Как движутся транспортные средства? (Навстречу друг другу);
У - Что происходит с расстоянием (Оно между ними сокращается)
У - После встречи автобус и автомобиль что делают? (удаляются друг от друга)
У - Это задача на встречное движение, потому что в ней речь идёт о двух транспортных средствах, которые движутся навстречу друг другу.
У -Сделаем чертёж к нашей задаче.
- Что обозначают на чертеже отрезком? (расстояние, его нужно найти);
- Записываем под отрезком вопросительный знак
- Как двигаются автомобили (навстречу друг другу)
- Покажем это на чертеже стрелками и запишем скорости движения, данные в условии задачи.
- Что произойдёт с машинами, когда они приблизятся друг к другу (они встретятся)
- Место встречи машин отмечаем флажком.
- Какое транспортное средство двигается быстрее? (автомобиль, т.к. его скорость больше, значит он проедет большее расстояние)
- Итак, если автомобиль двигался быстрее автобуса, то флажок на чертеже будет находиться ближе к тому месту, откуда выехал автобус.
- Какое время движения автомобилей? (3 часа, поэтому расстояние каждого нужно поделить на 3 равные части)
- Что будет обозначать каждая часть? (каждая такая часть будет обозначать расстояние пройденное за 1 час)
- Заметим, что части слева и справа от флажка получились разными, т.к. разная скорость движения.
- Что обозначает каждая часть справа и слева от флажка? (расстояние автобуса за 1 час, т.е. 60 км\ч и расстояние автомобиля за 1 час, т.е. 90 км\ч);
- Из чего складывается расстояние между городами? (из расстояния, которое проехал автобус и расстояния, которое проехал автомобиль до их встречи)
-Как найти расстояние автомобиля и автобуса? (это расстояние находится умножением скорости на время, после этого полученные величины надо сложить)
Появляется решение 60х3 + 90х3= 450 (км)
У - Эту задачу можно решить другим, более рациональным способом
Проследим путь автомобиля и автобуса.
- Как они начинали движение? (они начинали путь одновременно)
- В каких точках они оказались после первого часа пути (ответ учащихся и показ на чертеже)
- Сколько километров проехали за это время автобус и машина? (автобус проехал 60 км, а машина 90 км)
- Насколько они сблизились за 1 час? (на 150 км)
- По другому можно сказать, что скорость сближения машин равна 150 км\ч. Для её нахождения мы сложили скорости автобуса и автомобиля.
- На сколько сблизились транспортные средства за следующий час пути?
(ещё на 150 км и за 3 час пути ещё на 150 км)
У- Вывод: до встречи машины сближались 3 раза по 150 км, т.к. они были в пути 3 часа. Значит, чтобы найти расстояние между ними надо скорость сближения умножить на время. Получается 450 км.
Вывешивается опорная схема:
S = Vсбл х t
V(сбл) = V1+ V2
Физкультминутка. (Дети двигаются на месте, держа в руках воображаемый руль. Делают разворот, двигаются в противоположную сторону маршируют.)
На улице нашей
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
- Эй, машины, полный ход!
Я - примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Работа по учебнику.
Работа по схеме. Страница 128.
Чтение правил.
Стр.129 № 2,3- решение задач у доски.
№5- самостоятельно.
№8- работа в тетради с взаимопроверкой.
5.Закрепление.
У - сегодня мы учились решать задачи на движение, но все вы знаете, что с дорогой шутить опасно. Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила дорожного движения, которые должны соблюдать как водители, так и пешеходы. Перед вами карточка с дорожными знаками. Сейчас мы проверим, как вы знаете знаки дорожного движения. Подпишите их.
Проверка. К доске выходят дети со знаками дорожного движения и читают стихи.
Знак "Пешеходный переход":
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Знак "Движение пешеходов запрещено":
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"
Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси":
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать
Знак "Дети":
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Знак "Железнодорожный переезд":
Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути -
С электричкой не шути.
6.Итог урока.
У- Давайте вспомним цель сегодняшнего урока? (научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа).
- Как вы считаете, мы её достигли?
- Под каким девизом мы работали? (помогаем друг другу сделать шаг к успеху)
- Чем вы помогали друг другу?
- Что нового старались усвоить?
- Какая новая величина появляется при решение задач на движение? (скорость сближения)
- Какие знаки дорожного движения помогают соблюдать правила дорожного движения?
Что ж, кончается урок.
Он пошел ребятам впрок
Постарались все понять
Будем дальше мы решать.
- Что такое « встречное движение»?
- Что такое «скорость сближения»? Как её вычислить?(Сложить скорости участников движения)
- Какие формулы нам помогут найти расстояние и время в задачах по теме
«Встречное движение» ?
7.Домашнее задание: страница 131 №6, 7.
Выставление оценок.