Проект на тему развитие творческих способностей младших школьниковР

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, твор-

чества. От того, как будет чувствовать се

бя ребенок, поднимаясь на первую сту-

пеньку лестницы знаний, что он будет пе-

реживать, зависит весь его дальнейший

путь к знаниям

В.А. Сухомлинский.

Проблемный анализ

Слово является мощным орудием анализа этого мира. Наши дети им не вооружены. Набирая детей в первый класс, постоянно сталкиваюсь с проблемой: у большинства детей отсутствует дошкольная подготовка, бедный словарный запас, неумение выразить свою мысль, что-то доказать. Дети владеют только одним из стилей речи - разговорным. Ответы их односложны. Отсюда и стандартизация мышления детей, и низкий уровень креативности. Я увидела необходимость развивать творческие способности младших школьников. В основу работы легли идеи В.А.Сухомлинского, М.Р.Львова, Л.В. Занкова, И.С. Якиманской и др. Появление моего опыта обусловлено следующими противоречиями:

а) в дошкольном возрасте, а отчасти в школьном, язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

б) современная семья практически не уделяет внимания выработке вежливого речевого общения. Совершенствование речи, повышение ее культуры целиком переложено на школу.

в) в последнее время в школу приходит большое количество детей с нарушением речевой функции. Даже при нерезком выраженном общем недоразвитии речи у учащихся имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя), поэтому школьники испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением.

Актуальность

Проблема развития творческих способностей не нова, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Цель работы:

определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект исследования:

развитие способностей детей школьного возраста.

Предмет исследования:

процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования:

процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:

- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;

- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;

Задачи:


  • ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.


  • обеспечить диагностику развития творческих способностей.


  • определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта

На сегодняшний день актуален поиск средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Отсюда назрела проблема разрешения противоречия, существующая между традиционной системой обучения и богатейшими возможностями, которые присущи младшему школьному возрасту. Как известно, данный период жизни ребенка отмечается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Поэтому слова выдающегося педагога В.А.Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью, стали девизом моей педагогической деятельности.

Перед школой стоит задача не только вооружения учащихся общеобразовательными знаниями, но и развития их умственных сил и творческого мышления. Поэтому я считаю, что необходимо с первых же дней обучения ребенка в школе развивать его творческие способности, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь каждому в достижении успеха. «Все дети способны» - такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика.

Теоретическая база опыта

В работах отечественных психологов и педагогов: Г.А.Балла, Т. М. Давыденко, Л.В. Занкова, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся, акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся. Однако ученые отмечают недостаточную разработанность педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности. Я считаю, что в условиях сельской школы, необходимо учитывать различный уровень обучаемости учащихся, развития их познавательных способностей и готовности к участию в творческой деятельности. В связи с этим я сосредоточила внимание на подборе творческих заданий разноуровневого характера.

Для формирования творческих способностей младших школьников я ориентировалась на условия, разработанные М.Р.Львовым.


  • Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя.

  • Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор.

  • Решение субъективно-творческих задач при изучении разных тем.

  • Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному), к его способностям.

  • Атмосфера общей культуры в школе, высокая нравственность учащихся, высокий уровень духовного развития и учителя, и учащихся.

Учитель достигнет желаемого результата лишь в том случае, если сам он, как личность, не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников. Поэтому в процессе планирования и организации уроков литературного чтения я опираюсь на некоторые из них:

  • Продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников. Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения.

  • Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.

  • Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез.

  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.

  • Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа).

  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

  • Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока.

  • Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний.

  • Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий.

Технология работы.

Что меня подтолкнуло именно к этой методической теме? Желание познакомиться с новым подходом к уроку чтения, преобразовывать технологию работы с текстом от урока к уроку. Многолетний опыт работы по традиционной системе начального обучения позволил мне сделать вывод о том, что в развитии творческих способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

Под системой я понимаю упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

Разработанная мною система творческих заданий состоит из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Проанализировав литературу по данной проблеме и придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, выделила компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление,

  • творческое воображение.

В качестве методики исследования развития творческих способностей младших школьников я воспользовалась фигурными тестами креативности немецкого ученого П. Торранса. Анализируя результаты тестов по развитию творческого мышления, я получила следующие результаты:

Субтест №1 «Использование предметов»

Высокий уровень - 3 человека (16,6%)

Средний уровень - 10 человек ( 55 %)

Низкий уровень - 5 человек (27,7%)

Субтест №2 «Эскизы»

Высокий уровень - 5человек (27,7%)

Средний уровень - 6 человек (33%)

Умеренно низкий - 5 человек (27,7%)

Низкий уровень - 2 человека (11%)

(См приложение. №1)

Данная диагностика показала, что у учащихся класса достаточно средний уровень развития творческих способностей. Мои первоначальные исследования показали, что необходима кропотливая и целенаправленная работа. Я поняла, что для достижения наибольшего эффекта результатов тестирования бывает недостаточно. Я разработала модель дневника наблюдения за ребенком.

п/п

Критерии

Оценка

1

Наблюдательность, способность видеть и ставить проблемы

1 2 3 4 5

2

Умение высказывать необычные, оригинальные идеи, мысли

1 2 3 4 5

3

Творческое воображение, фантазия

1 2 3 4 5

4

Умение отказаться от традиционных взглядов, быть независимым от общепринятого мнения

1 2 3 4 5

5

Умение придумывать несколько вариантов решения проблемы

1 2 3 4 5

6

Умение критически относиться к существующим в обществе стереотипам, подвергать осмыслению любую поступающую информацию

1 2 3 4 5

7

Способность качественно и прочно запоминать материал

1 2 3 4 5

8

Эрудиция

1 2 3 4 5

9

Умение обобщать информацию, делать выводы

1 2 3 4 5

10

Четкое формулирование идей, осмысленность речи

1 2 3 4 5

11

Умение доводить начатое дело до конца

1 2 3 4 5

Для развития творческого мышления и творческого воображения предлагаю следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;


  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;


  • делать предположения прогнозного характера


  • выделять противоположные признаки объекта;


  • выявлять и формировать противоречия;


  • представлять пространственные объекты.

В связи с этим я могу выделить три этапа развития творческих способностей учащихся.

Первый

этап

Подготовительный

1

Класс

Подражание имитаций

Накопление сенсорного эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

Второй этап

Основной

2, 3

Класс

Преобразования

Примечание основных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями

Третий этап

Завершающий

4

класс

Альтернатив

Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, собственного неповторимого стиля

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

  • формы представления противоречий (явные, скрытые).

  • В связи с этим выделяю три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

III уровень - предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов.

II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ.

I уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ.

В центре внимания моей работы - дети младшего школьного возраста. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого.

Любую деятельность, в том числе и творческую, я представляю в виде выполнения определенных заданий требующих от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.

В сентябре, на первой учебной неделе провожу урок - творчества «Здравствуй, это я!». Учащиеся работают в группе. На большом листе бумаги вокруг фотографии класса обводят свои ладошки. Затем оформляют ладошку в какой-то образ. После этого выбирают понравившиеся на листе 3 ладошки, соединяют с ними свою ладошку линиями. Получается «созвездие» ладошек, имя которому - 1 класс. Выбираем название коллектива и девиз. Таким образом, происходит знакомство детей через творческую деятельность.

Урок - сказку провожу с использованием технологии проектной деятельности. Класс делится на группы, каждая получает своё задание:
1. Представляет сказочные секреты (присказки, зачины, концовки).
2. Рассказывает о сказочных чудовищах.
3. Знакомит с чудесными искусниками.
4. Подбирает сказочные формулы.
Затем все вместе рисуют получившееся произведение «Поляна сказок». Коллективная работа позволяет каждому ребёнку приобрести опыт самовыражения. Любой ученик может быть иллюстратором, словесным художником, актёром, режиссёром и даже маленьким писателем.

На сказках можно тренировать воображение, память, сообразительность ребёнка. Предлагаю несколько таких способов для тренировки (по мотивам книги Джанни Родари «Грамматика фантазии»)

Детям предлагается перечислить все случаи употребления слова «кирпич», какие они знают или могут вообразить.

Этим тестом можно проверить и сообразительность, и память, и воображение ребёнка. Можно также пофантазировать как использовали бы кирпич те или иные герои сказок. Например, прочитав сказку «Золушка», можно спросить: «А как использовала бы кирпич мачеха Золушки?» Может быть, она подперла бы им дверь, чтобы Золушка не могла попасть на бал. А сводные сестры Золушки? Они могли бы колоть кирпичом орехи. А сама Золушка? Поставила бы на кирпич горшок с цветком, чтобы он был поближе к солнцу.

Конечно, вместо «кирпича» может быть любой предмет. Даже тот, который является новым для ребёнка. Увидев что-то новое, ребенок интересуется открытием, и можно использовать это любопытство для развития воображения, пофантазировав, какие еще функции, кроме основной, может выполнять данный предмет.

Чтобы активизировать воображение, предлагаю взять два разных слова и найти способ их соединить. Вызываю к доске 2 учеников, одного прошу написать слово на видимой стороне доски, другого - на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создает атмосферу определенного напряжения, сюрприза. Если ребенок писал на виду слово «пёс», то оно уже было особым словом… Повернув доску, мы обнаруживали, предположим слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха… Но «шкаф» в паре с «псом» - это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул… Самый простой способ их сочленить - это прибегнуть к помощи предлога. Таким образом, получится несколько картин:

-пес со шкафом; -шкаф пса; -пес на шкафу; -пес в шкафу.

Из соединения двух слов можно придумывать истории. Из таких сочетаний можно получить отличные сказки. Но даже для простой тренировки воображения такой способ может быть очень полезен. Он призывает задавать наводящие вопросы: для чего два слова - объекта объединились? Что из это вышло? При этом можно обсудить все варианты соединения.

Ещё способ придумать историю - гипотеза. Техника гипотезы проста: «Что было бы, если….?»

  • Что было бы, если бы динозавры дожили до наших дней?

  • Что было бы, если круглые сутки был только день или только ночь?

Цель моей работы с детьми - добраться до каждого, до той жилки, с которой начинается его неповторимый талант.

Для развития творческого воображения на уроках литературного чтения, предлагаю те упражнения, использование которых на каждом уроке, в системе, обязательно поможет развитию воссоздающего и творческого воображения на уроках литературного чтения.

  • Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

  • Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников.

  • Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

  • Упражнения, направленные на выражение личностного отношения.

Любому учащемуся нужно чувствовать настроение автора, произведения в целом, уметь высказывать своё отношение к прочитанному и к каждому герою в отдельности. Предлагаю упражнения, которые помогут выражению личностного отношения:

  • поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном;

  • выразите возникшее у вас чувство;

  • расскажите о своём отношении к воображаемой после прочтения картине.

  • При этом, чем сложнее задача, тем интереснее ребенку будет её решать. Дети любят решать «взрослые» задачи.

Предлагаю детям игры:

Знаменитая игра: рисунок в несколько рук.

Первый участник делает набросок, второй - добавляет свои детали, третий -меняет направленность рисунка, трансформирует его. Например, первый рисует овал глаза, второй - пририсовывает куриные ноги, третий - вместо головы рисует цветок.

Экспериментирую способ «перевирание сказки» и «продолжение сказки». Например:

«-Жила- была девочка, которую звали Желтая Шапочка….

-Не Желтая, а Красная!

-Ах, да, Красная! Так вот позвал ее папа и ….

-Да, нет же не папа, а мама…».

«Перевирать» можно также, и добавляя других героев, и наделяя злых героев добрыми качествами, а добрых - злыми, можно придумывать другие окончания сказкам или продолжения.

В своей работе использую творческие методы обучения. Например: метод эмпатии. Учитель задает настрой, а ученик пытается на чувственном уровне понять, увидеть ответ. Если начинать внедрять этот метод в начальной школе в виде игры, то потом при получении результатов можно переходить уже к серьезной деятельности с его использованием. Метод смыслового видения приводит к развитию таких качеств, как интуиция, озарение. Метод образного видения. Эмоционально-образное исследование объекта. Метод символического видения - позволяет символу выступать средством наблюдения и познания реальности. Важно, что созданные символы подлежат толкованию. Метод сравнения. Попытка сравнить несравнимое. Метод эвристического наблюдения. Метод фактов. Учит отличать факты от не фактов. Метод исследования. Метод конструирования понятий. Метод конструирования правил. Метод гипотез. Метод прогнозирования. Метод ошибок. Метод конструирования теорий.

Хочется заметить, что это довольно сложно. Нужно начинать с себя. Неожиданные и интересные результаты дает метод сравнения, метод эвристического наблюдения, метод конструирования правил. Однако очень рано праздновать победу. Впереди еще много работы. Поскольку при таком подходе не только я учу, но и мои ученики учат меня переосмысливать уже известные мне вещи.

В моей практике наибольшую активность дети проявляли там, где демонстрировалась и оценивалась их самостоятельная, творческая работа: проект ли, вопросы для другой группы своих товарищей, реклама физического закона, рассказ об учёном, доказательства вины или защита физического явления.
Я разделяю точку зрения Ш. А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к работе, самостоятельность, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей».

Высокий эмоциональный настрой - это не украшение урока, а необходимое условие, особенно при развитии литературного творчества. Такие ситуации «будят» души самых флегматичных детей. У ученика возникает творческий порыв, и он может выплеснуть желаемое, как говорится, на одном дыхании.

Как пробуждается творчество? Как рождается сказка? Эти важные моменты можно проиллюстрировать фрагментами уроков развития детской литературно-творческой мысли (см. приложение №2).

Моя задача - помочь детям не только поразмышлять над тем, какие чувства испытывают герои, но и испытать эти чувства. Мальчишка не научится любить природу, пока не пожалеет замерзшего воробья; девочка не оценит красоты мира, пока не увидит тихий закат на реке. А вот с таких крошечных открытий и начинается духовный рост человека.
В своей работе использую дополнительные тетради для 2 класса, которые предполагают задания на развитие творческого мышления детей: развивай свою речь, оцени поступок героя, сравни, вырази своё отношение, доскажи, предскажи по заголовку, подумай, докажи, сочини, придумай сам.

  • Какие слова и выражения ты используешь для рассказа о своей Родине. Расскажи о том месте, где ты родился. Какие слова о красоте родного края, о чувстве любви к нему ты используешь в своем рассказе.

  • Как ты думаешь, какие звуки можно услышать в осеннем лесу? Расскажи о них. Опиши осень в лесу.

  • Попробуй описать осенний день, используя образные выражения: «дождь плачет», «ветер хулиганит», «цветы грустят», «осень плачет»

  • Напиши сказку о путешествии осеннего листочка, используя прием олицетворения.

  • Выбери пословицу и напиши по ней рассказ. «Терпенье и труд все перетрут», «Тяжко жить тому, кто от работы бежит».

  • Составь сборники загадок, пословиц, поговорок.

  • Придумай свою загадку, закличку, приговорку.

  • Были ли случаи в твоей жизни, когда тебе нужно было защитить животное или растение? Расскажи.

  • Составь рассказ о жаворонке? Где он живет? Где любит петь свои песни? Какой у него голосок? В какое время года его песни особенно радостны и почему? Используй в своем рассказе эпитеты, сравнения.

  • Напиши веселые рассказы о птицах, которые умеют говорить.

Бельчонок и елочка

Ассанаева Х.: « Так прошла ночь, и наступило утро. Мальчики увидели, что Кирре не сбежал, спит на елочке. Больше они не закрывали клетку, и Кирре мог всегда сидеть на елочке. С этих пор Кирре и елочка стали неразлучны. Они рассказывали друг другу истории о своей жизни».

«Моя семья»

Юрченко В: « У меня есть мама, папа, две бабушки, два дедушки. Я их очень люблю. У нас дружная семья. Я люблю своих родных. Еще у меня есть попугай Корней. Он очень звонко поет, поэтому у нас всегда весело и уютно».

«Мой друг»

Васильченко А: « У меня два лучших друга: Тамерлан и Вова. Мы живем в одном дворе. И все свободное время проводим вместе. Любим кататься на велосипедах. У нас есть ролики. Вова катается быстрее нас. Мы очень любим спорт. Часто играем в футбол на поле. Умеем подтягиваться на турнике. Соревнуемся, кто больше. Тамерлан шутник и весельчак. И нам было скучно без него, когда он был в ауле. А Вова ловкий и сильный. Мы хорошо проводим вместе время».

«Приключения капельки»

Кутукова А.: «Было теплое весеннее утро. Шел дождь. Капелька проснулась, когда упала из большой серой тучи. Она летела вниз. А рядом было много таких же капель. Капельки смеялись и переглядывались. Они полетели кто куда. Наша Капелька упала на большой зеленый дуб. Она скатывалась по листочкам с вершины все ниже и ниже. Упав на землю. Она попала на поляну, по которой протекал маленький ручеек. И вот наша Капелька уже бежит по этому ручейку. В полдень, когда припекло яркое, теплое солнышко, капельки из ручейка начали испаряться. Наша Капелька тоже попала на красивое облако».

«Приключения осеннего листочка»

Гасанова Н.: «Жил был листочек. Он был маленький, зелененький и очень веселый. Когда- то он висел на большом могучем дубе. Веселым он был потому, что у него было очень много друзей, таких, как и он. Когда была ясная погода, они нежно перешептывались между собой. И если подойти к этому дубу, можно было услышать разные сказки. А когда наступила осень, листочки слетали с деревьев, и попадали в гербарий к детям».

«Как человек с Землёй поспорил»

Гаврилова Я.: «Послушал Человек Землю и стал трудиться, не покладая рук. Он стал рыхлить и удобрять Землю. Взамен Земля стала давать Человеку пищу. У Человека появились многочисленные сады, поля. Земля была очень довольна, что Человек ухаживает на ней. Так Земля и Человек подружились».

Ведём классный дневник. В нём дети по очереди пишут о том, что их возмутило, встревожило, что было интересного на уроке?

Каждый ученик пишет целую неделю (можно с помощью родителей). Здесь же они рисуют, наклеивают картинки.

На уроках чтения и во внеклассное время ученикам предлагаю разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность - это рифмовки, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.

Задания располагаются соответственно логике развития способности планирования: сначала по планированию действий с реальными предметами, затем со словами, фразами и, наконец, с текстовым материалом: рассказами, баснями, сказками.

Установление ситуативных связей между предметами.

Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета - верблюд.

  • Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

  • Что написано в газете про верблюдов?

  • Почему читая газету, ты сутулишься, как верблюд?

Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.

Можно использовать следующие пары слов: банка - река, ножницы - дорога, линейка - книга, огонь - раковина, карандаш - замок, шляпа - мост.

Установление причинных связей между событиями.

Сможете ли вы отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясните, как всё происходило.

Например: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофёр самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.

Попробуй установить связи между этими событиями.

  • Собака погналась за курицей.

  • Школьники не могли поехать на экскурсию.

  • Молоко выкипело.

  • Самолёт совершил вынужденную посадку.

Представляем последствия событий.

Представь, что ты уменьшился до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:

  • Какое у тебя было любимое занятие?

  • Чего бы ты опасалась?

  • Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

  • из крана на кухне полился апельсиновый сок;

  • из тучи, вместо дождя, стал падать изюм;

  • люди придумали бы таблетки от сна.

Используя каждую ситуацию, сочини небольшой рассказ до семи предложений.

Игра «Определение».

В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.

Объяснение образного сравнения.

Придумайте, с чем можно сравнить причёску, одуванчик, снежинку, ласточку, озеро, чащу леса, степь, ветер.

Например: причёска.

Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.

Прочность: рассыпалась как карточный домик, как песочный кулич, держалась, как из железобетона.

Цвет: как из соломы, как воронье крыло.

Красота: как произведение искусства.

Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений.

Игра «Вырази мысль другими словами»

Берётся несложная фраза. Например: «Нынешнее лето будет очень жарким». Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

Например:

  • «К августу, вероятно, реки пересохнут».

  • «В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать».

Эти высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Так как количество «использованных» слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится всё сложнее.

Можно использовать для составления высказываний следующие фразы:

  • Нынешнее лето будет очень жарким.

  • Зима в этом году была очень снежной.

  • На капусте появилось много вредителей.

  • Дождь начал лить, как из ведра.

Учимся придумывать сказки.

  • Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно больше заглавий к сказкам или рассказам.

  • Второй этап - сочинение сказок по опорам.

Известный итальянский детский писатель Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:

  • Предписание или запрет.

  • Нарушение.

  • Вредительство или недостаток.

  • Отъезд героя.

  • Задача.

  • Встреча с дарителем.

  • Волшебные дары.

  • Появление героя.

  • Сверхъестественные свойства противника.

  • Борьба.

  • Победа.

  • Возвращение.

  • Прибытие домой.

  • Ложный герой.

  • Трудные испытания.

  • Беда ликвидируется.

  • Узнавание героя.

  • Ложный герой изобличается.

  • Наказание противника.

  • Свадьба.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для

укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6 - 8. Запиши сочинённую сказку.

Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.

Например: (Кто это был?). Жил - был зайчик. (Как выглядел?) Он был маленький, беленький и очень одинокий. (Куда пошёл?) Решил он найти свою маму. Поскакал мимо елочек на опушку леса. (Кого встретил?) Вдруг видит, навстречу ему какой-то зверь идёт на длинных ногах и с большими рогами.

Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.

В эту игру можно играть вдвоём: по очереди то один, то другой пишут ответы на вопросы.

Игра «Да - нет».

В игру играют парами или группой.

Ребёнок загадывает какое - либо существительное (предмет), понятие из русского языка, литературы, математики, естествознания.

Другие дети могут задавать ребёнку не более 15 вопросов, на которые он отвечает либо «да», либо «нет». Цель игры - назвать то существительное, которое было загадано. Необходимо стремиться, чтобы задаваемых вопросов было как можно меньше. Для этого нужно, чтобы вопросы касались существенных, категориальных признаков того класса объектов, к которому принадлежит это понятие.

Оценивание события с разных сторон.

Игра «Хорошо - плохо». Каждое событие оценивать с двух позиций: с хорошей и плохой. Например:

Драка

Хорошо

Плохо

Сумел постоять за себя.

Порвал одежду.

Сумел защитить слабого.

Опять будут ругать родители.

Показал, кто здесь главный

Поссорился со своими друзьями.

Постарайтесь найти что-то хорошее в таких, на первый взгляд, неприятных событиях:

  • Вылет самолёта задерживается на два часа.

  • Твой костюм облили супом.

  • Учитель поставил двойку.

  • Дома случайно выбросили твою игрушку.

Процесс стихосложения вызывает у школьников неподдельный интерес. Начинать эту работу можно с рифмования слов, сочинения чистоговорок. Сочинение чистоговорок, как правило, проходит на положительном фоне, со смехом, шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ребёнок ошибётся, ведь это экспромт.

Игра «Я начну, а ты продолжи» предполагает досказывание строчек.

Например:

Учитель: Осень золотая в гости к нам пришла:

Ученик: раскрасила деревья, ненастье принесла.

Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях дети записывают стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями. Именно в этой работе они, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.

Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: «Если бы я был волшебником», «Приключение кленового листочка в осеннем лесу», «Представьте, что весна не наступила», «Монолог мухомора».

Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: «Письмо президенту», «Письмо другу. Однажды со мной случилось», «Письмо моей семье», «Письмо моему учителю».

Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде сценки.

Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия.

Составление диафильмов - сложная творческая работа. Поэтому приступать к составлению диафильма лучше после того, как дети овладеют более простыми видами деятельности, представляющими собой упражнения подготовительного характера: подбор титров к картинному готовому плану, рисование ряда словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам.

Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы. Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

8. Результаты работы

Организация творческой деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения на уроках литературного чтения позволила мне сформировать у учащихся устойчивый интерес к урокам, повысить их познавательную активность, способствовала личностному развитию каждого ученика, формированию нравственных качеств, необходимых для успешной социализации ребенка. Я убедилась, что вера в собственные силы каждого ученика позволяет мне повысить качество знаний учащихся, добиться наилучших результатов.

Диагностика познавательного развития учеников

Школа России

мышление

умственная

активность

память

внимание

интеллект

Выс.

сред.

Низ

выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

1 кл

3

8

7

4

10

4

6

7

5

3

9

6

3

8

7

2 кл

4

9

5

7

8

3

8

6

4

4

9

5

4

8

6

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1 класс

11%

40%

49%

2 класс

15%

46%

39%

Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 8% , со средним - на 7%, с низким уровнем стало на 15% меньше.

Анализ знаний учащихся за 2 года показал, что учебный материал учащимися усвоен. Качество знаний постепенно растет.

Моя ученица Шевченко Елена заняла 2 место в районной олимпиаде младших школьников по литературному чтению в 2009 году.

Я полагаю, что наибольший эффект в развитии творческих способностей может оказать вовлечение учащихся во взаимодействие со взрослыми за счет подключения семьи. Мною была проведена психолого-педагогическая диагностика учащихся и их родителей по теме «Развитие творческих способностей младших школьников»

Цели: для учащихся - определение результативности работы учащихся по данной теме;

для родителей - изучение отношения родителей к новым формам обучения учеников и новым формам творческих работ, выявление субъективных сложностей, возникших у детей и родителей в процессе деятельности.

Диагностическая база:

  • ГИТ (групповой интеллектуальный тест),

  • тесты, определяющие уровень познавательного интереса,

  • тест-опросник изучения творческих интересов учащихся,

  • опрос родителей по оценке результативности творческих способностей детей.

В исследовании принимали участие 11 учеников и их родители.

Исследование познавательного интереса учеников показало следующие результаты: 2 класс - 43%, 3 класс - 65%, 4 класс - 74%.

В результате опроса родителей об их отношении к новым формам обучения выяснилось следующее: дети дома с удовольствием делятся впечатлениями о мастерских письма, об уроках-мастерских, об экскурсиях в природу с целью увидеть удивительное в окружающем мире, кроме того, родители говорили о чуде рождения сочинений-миниатюр, о той радости, которую испытывают дети, услышав похвалу из уст учителя и товарища. У восьми учащихся выявлена положительная динамика развития творческого мышления по результатам творческих работ (сочинений).

10. Список литературы

1.Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального образования ЖНШ № 7,2000

2.Львова С.И. Язык и речь. Москва, изд. «Просвещение», 2000

3.Ушинский К.Д. Мышление и речь. Соб. Соч. - т. 10

4.Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся. Соб соч. т.6

5.Журнал «Начальная школа»

6.Изучение статей:

Штурбина Н.Л. «Поиск повышения эффективности уроков чтения». 2002г №11, с.67

Иванов Н.Н. «Кто идет вперед, того страх не берет». 2002 № 3, с.29





11.Приложения.

Приложение №1


Входная диагностика


Субтест № 1 «Использование предметов»

Задача: перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающихся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому. Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Как ее можно использовать? Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Оценивание: результаты выполнения теста оцениваются в баллах по трем показателям

Беглость - суммарное число ответов (за каждое число дается 1 балл)

Гибкость - число классов (категорий ответов)

Оригинальность - число ответов с необычным употреблением понятия.

Т=Б+Г+Ор.=п+3м+5к

Ф.И.

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Итог

Ахатов Алексей

2

6

10

18

Ассанаева Халисат

5

15

25

45

Алиев Абумуслим

3

9

15

27

Багандов Халимбек

2

6

10

18

Васильченко Алек.

6

18

30

54

Вукерт Каралина

1

5

5

9

Гасанова Написат

2

6

10

18

Гаврилова Яна

2

6

10

18

Запевалов Павел

4

12

20

30

Кутукова Александ.

3

9

15

27

Купцов Никита

2

6

10

18

Левашов Николай

1

3

5

9

Михайлин Евгений

1

3

5

9

Мусаева Унисат

2

6

10

18

Мурсалова Саида

1

3

5

9

Волошин Валерий

1

3

5

9

Шабанов Алексей

2

6

10

18

Юрченко Вадим

1

3

15

27

Высокий уровень (более 30 баллов) - 3 человека

Средний уровень (18-27 баллов) - 10 человек

Низкий уровень (9 баллов) - 5 человек

Субтест №2 «Эскизы»

Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых кругов; каждую фигуру надо превратить в различные изображения.

Инструкция. Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. рисовать можно внутри круга и снаружи. Подпиши название каждого рисунка. Время выполнения - 10 минут.

Оценивание.

  1. Беглость - число изображенных рисунков (повторяющиеся рисунки исключаются).

  2. Гибкость - число изображенных категорий классов.

  3. Оригинальность - число оригинальных рисунков.

Т=п+3м=5к

Ф.И.

Итог

Ахатов Алексей

18

Ассанаева Халисат

50

Алиев Абумуслим

37

Багандов Халимбек

50

Васильченко Алек.

40

Вукерт Каралина

49

Гасанова Написат

41

Гаврилова Яна

32

Запевалов Павел

42

Кутукова Александ.

35

Купцов Никита

26

Левашов Николай

45

Михайлин Евгений

43

Мусаева Унисат

51

Мурсалова Саида

52

Волошин Валерий

18

Шабанов Алексей

53

Юрченко Вадим

38

Высокий уровень (более 50 баллов) - 5 человек

Средний уровень (40 -49 баллов) - 6 человек

Умеренно низкий (30-39 баллов) - 5 человек

Низкий уровень (29 баллов и менее) - 2 человека

Приложение№2

Фрагмент урока литературного творчества

Тема: "Новогодняя сказка".

В классе тихо играет спокойная, медленная музыка (В. А. Моцарт,

Ф. Шопен).

Зажигаю свечи. Предлагаю детям представить, что сегодня волшебная новогодняя ночь: «Стрелки часов показывают полночь. В комнате нарядная елка, а под ней - ваша самая любимая игрушка (свою любимую игрушку дети принесли с собой на урок). И вот под мерный бой часов в комнату входит, неслышно ступая мягкими башмачками, маленький гномик (показываю игрушку в колпачке); он надевает свой колпачок с кисточкой на вашу любимую игрушку, и она вдруг оживает, и тут начинается сказка. Попробуем ее увидеть и услышать с закрытыми глазами».

Проходит несколько минут. Выключаю музыку и прошу рассказать, какие сказки «увидели» дети. Колпачок нашего гномика переходит от одной игрушки к другой, и одна за другой звучат детские сказки о новогодних приключениях их игрушечных друзей. К следующему уроку литературного творчества, то есть через неделю, прошу ребят принести свои сказки вместе с рисунками, которые они сами выполнят. Все работы (без исключения) размещаю на стенде, специально предназначенном для работ по литературному творчеству. Дети гордятся своей выставкой, еще раз переживают счастливые моменты творчества.


© 2010-2022