- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация по русскому языку на тему Гласные после шипящих (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему Гласные после шипящих (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Родина Т.В. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих".
Цель:
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;
- на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать ее;
- создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях.
- развивать умения работать в группе.
- закрепление учебного материала невербальными средствами
Тип учебного занятия:
комплексное применение знаний и умений.
Методы и технологии работы на уроке:
-
иллюстративно-объяснительный;
-
проблемно - диалоговый;
-
ИКТ.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» - 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина;
- «Толковый словарь русского языка для школьников». Авт. Козлова;
- «Занимательный русский язык» (нескучный учебник). Авт. Г. Александрова;
- карточки для работы у доски и индивидуально;
- конверты для работы в парах и индивидуально;
- кружки для рефлексии;
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация;
- подарки для учеников.
Межпредметные связи:
-
литературное чтение.
-
окружающий мир
-
риторика
Учитель: Родина Татьяна Валериевна, ВКК
Слайд № 1
Ход урока:
I.Организационный момент.
Слайд № 2
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!"
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я".
Психологический настрой на работу.
Слайд № 3
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы хорошо учимся!
Все у нас получится!
II. Минутка чистописания.
- Вспомним 5 «золотых» правил русского языка. Слайд № 4
-
Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
-
Начало предложения пишу с заглавной буквы, в конце ставлю знак препинания.
-
Пишу, проговаривая себе по слогам.
-
Переношу слова по слогам.
-
Помню о красной строке.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. - С чего начинаем уроки русского языка? (с чистописания) - Для чего нужна минутка чистописания?
- Посмотрите внимательно на экран, Слайд № 5 пропишите в воздухе букву, а затем в тетради. Пропишите буквосочетания. Слайд № 6
Хо // сс // ээ // ро // эс // шо //
III. Вступительное слово
- Я думаю, каждый из вас не раз задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение? На уроках русского языка мы постоянно ищем и находим ответы на эти вопросы, и этот урок не будет исключением. А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами.- А почему нужно искать ответы на эти вопросы?
Ответы детей.
IV. Актуализация знаний
Разминка
Слайды № 7-11
-
Как называется густой лес, заросли?
-
Чаща
-
Опушка
-
Аллея
-
Проталинка
-
-
Какую форму имеет планета Земля?
-
Круг
-
Квадрат
-
Шар
-
Куб
-
-
В кого не превращался князь Гвидон?
-
В комара
-
В щуку
-
В шмеля
-
В муху
-
-
Какие животные не водятся в наших лесах?
-
Зайцы
-
Лисы
-
Белки
-
Жирафы
-
-
Какая из этих птиц умеет летать?
-
Пингвин
-
Страус
-
Щурок
-
Курица
-
- Какое слово оказалось новым незнакомым? (щурок) - Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (На слайде 12 словарная статья из электронной энциклопедии) Щур - небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьшительно - щурок. - Запишите слово. При помощи какой части слова было оно образовано? (суффикса -ок). Выделите.
- Что такое суффикс?
- Назовите звуки, с которых начинались слова-отгадки. Слайд № 13 (слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж]) - Что вы знаете об этих звуках? (согласные, шипящие). Дайте характеристику этим звукам. Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку.
На доске слова-отгадки:
Чаща, шар, щука, жираф, щурок. Слайд № 13, щелчок (Шар - нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах - два.)
-Что такое орфограмма?
V. Постановка учебной задачи
- Сформулируйте тему и цели нашего урока. Какую орфограмму повторим? (повторим орфограмму правописания гласных после шипящих, выполним упражнения на закрепление знаний)VI. Применение знаний
Слайд № 14 - Выделите в предложенных словах те части, которые вы видите напротив (корень и суффикс). и вы образуете новое слово, которое обозначает:
1 значение Человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним. (лесовик)
-
лесочек
-
берёзовый
-
листик
- Но у этого слова, есть и второе значение: 2 значение То же, что в русской народной мифологии - сверхъестественное существо, живущее в лесу. (леший) Слайд № 14, щелчок
- Запишите, выделите орфограмму.
Физкультминутка Слайд № 15
Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем.
(потирание рук)
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
(руки перед грудью, рывки руками)
А теперь ходьба на месте,
Громко топаем все вместе.
(ходьба на месте)
Мы закончили зарядку,
Возвращаемся к тетрадкам.
(дети сели за парты).
Работа с фразеологизмами. Слайд № 16 - Кого только не встретишь в лесу! Лешего, который внешне напоминает человека, только сильно косматого, со спрятанными в гуще волос рожками. В лесу он старается сбить людей с дороги, напугать.
- Кого еще можно встретить в лесу? Догадайтесь, о ком идет речь:
-
За двумя погонишься, ни одного не поймаешь (заяц)
-
Вертеться, как кто в колесе? (белка)
-
Кто на ухо наступил? (медведь)
-
Его ноги кормят. Его не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (волк)
(записать названия животных в столбик) Слайд № 17, щелчки - Во второй столбик напишите детенышей этих животных, употребив слова во множественном числе: Слайд № 17,щелчки
зайчата
бельчата
медвежата
волчата
- При помощи чего образовали эти слова? (суффикс -ат) Какую орфограмму выделили? В каком слове этой орфограммы нет?
Работа в группах. Слайд № 18 - Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы. Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя.
ЖРЧУУЮ
ЖУРЧУ
(лишняя Ю)
ЩУЮИ
ИЩУ
(лишняя Ю)
ВРЧОУЮ
ВОРЧУ
(лишняя Ю)
ЖВОИАЮЫ
ОЖИВАЮ
(лишняя Ы)
ТРЩЕУЮ
ТРЕЩУ
(лишняя Ю)
(Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в слове «лишняя»)
- Из первых букв каждого слова составьте новое слово (ЖИВОТ).
Работа над лексическим значением слова живот. (Слайд № 19)
1 значение.
Живот - часть тела человека и животных, в которой расположены органы пищеварения.
2 значение.
«Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая».
И.А. Крылов
Слайд № 19,щелчок
«Проговорил морской рак:
Не дай мне смерти, а дай живота!»
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
- В каком значении употреблено слово живот в этих отрывках? (жизнь) Слайд № 19,щелчок Запишите один из понравившихся вам отрывков. Выделите орфограмму.
Знакомство со словарем редких и забытых слов В.П. Сомова. - В русском языке, как, впрочем, и в любом другом, немало устарелых слов и выражений. Слово живот во втором значении - устаревшее слово, которое сейчас можно встретить только в литературе. А узнать лексическое значение таких слов всегда можно в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и в «Словаре редких и забытых слов» В.П. Сомова. Минутка отдыха - зарядка для глаз Слайды № 20-23
Работа в парах Слайд № 24 - Я думаю, мы не раз еще обратимся на наших уроках к этим словарям, а сейчас я прошу достать содержимое конвертов. Разделите слова на группы по какому-либо признаку (существительные и прилагательные).
Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
Фронтальная проверка
УЗКАЯ
ТРОПИНКА
ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ
ПОГОДА
МЁРТВАЯ
ВОДА
РЕДКИЙ
ЛЕСОК
ПЛОХОЙ
ДЕНЁК
Проверка:
широкая тропинка
чудесная погода
живая вода
частый лесок
хороший денёк Частый - состоящий из близко прилегающих друг к другу частей, густой, сплошной.
Работа с текстом Слайд № 25 - Спорить не буду, деньки стоят хорошие и если повезет, то в лесу или в парке мы можем встретить одно удивительное создание. Какое? Узнаете, выполнив следующее задание:
- Поставьте «+» в соответствующем столбике.
Предложение
и
ы
1
На пеньке сидел красив…й рыжий зверёк.
2
У зверька был пуш…стый хвост.
3
Он грыз зубами еловую ш…шку.
4
Вдруг снежн…й ком упал с дерева.
5
Зверёк стрелой пр…гнул с пенька на ель.
6
Там было ж…льё зверька.
7
Забрался зверёк в гайно и прикр…лся пушистым хвостиком.
1
Д
Б
2
Е
А
3
Л
М
4
И
О
5
Ц
Ч
6
К
Т
7
О
А
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Что такое текст? Отредактируйте текст (вместо часто повторяющегося слова зверек употребляют слова белочка, она). Слайд № 26, щелчок - Лексическое значение какого слова вам непонятно? (гайно) Обратимся к статье энциклопедии «Кирилла и Мефодия». (Слайд № 27) Гнездо белок (гайно) шарообразной формы, с боковым входом, сделано из мелких веток.
- В каких словах встретилась орфограмма «Гласные после шипящих»?
- Слайд № 28 Найдите в тексте ошибку. О каком времени года идет речь в тексте? Какое предложение даёт нам это понять? (Вдруг снежный ком упал с дерева.)
- Значит, правильнее будет употребить в этом тексте серая белочка.
VII. Итог.
- Какова была тема нашего урока? А цель? Выполнили мы их? Какие гласные пишутся после шипящих?
VIII. Рефлексия
- Предлагаю оценить свою работу. Изобразите свое настроение в конце урока, используя смайлики. Слайд № 29
- А теперь вернитесь к минутке чистописания и красным карандашом обведите слоги. Прочитайте мою оценку вашей работы. Слайд № 30
- Встаньте, на правую ладошку мысленно положите знания, с которыми пришли на урок. На левую ладошку - те, которые получили на уроке. По моей команде ладошки соедините в хлопке (знания объединились), и хором скажите «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
IX. Домашнее задание
А белочка вручит вам подарки.
Слайд № 31,32
Приложение.
Предложение
и
ы
На пеньке сидел красив…й рыжий зверёк.
У зверька был пуш…стый хвост.
Он грыз зубами еловую ш…шку.
Вдруг снежн…й ком упал с дерева.
Зверёк стрелой пр…гнул с пенька на ель.
Там было ж…льё зверька.
Забрался зверёк в гайно и прикр…лся пушистым хвостиком.
УЗКАЯ
ТРОПИНКА
ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ
ПОГОДА
МЁРТВАЯ
ВОДА
РЕДКИЙ
ЛЕСОК
ПЛОХОЙ
ДЕНЁК
Ж
Р
Ч
У
У
Ю
Щ
У
Ю
И
В
Р
Ч
О
У
Ю
Ж
В
О
И
А
Ю
Ы
Т
Р
Щ
Е
У
Ю