Конспект по литературному чтению Колыбельные песни

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9



Тема урока: Колыбельные песни.

Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.

Задачи:

  • выявить особенности жанра колыбельной песни;

  • сравнить литературную и народную колыбельную песню;

  • попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.

Тип урока: открытие новых знаний учащихся. Планируемые результаты:

  • Личностные результаты - пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.
  • Предметные результаты - познакомятся с жанром колыбельной песни, научатся сравнивать народные и авторские колыбельные.
  • Метапредметные результаты - продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах.

Методы: объяснительно - иллюстративный, поисковый.

Оборудование: запись с колыбельными песнями, раздаточный материал,

Ход урока.

1. Целеполагание и мотивация.

-Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. А сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть на доску.

На доске слова:

СПАЛЬНЯ

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА

СЛАДКИЙ СОН

МАМА

ПЕСНЯ

НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

Учитель:

  • Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили?

  • Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

  • Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Исполняется колыбельная песня, аудиозапись)

  • Подтвердилось ли ваше предположение?

  • Что вы сейчас прослушали?

  • Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

(Мелодия нежная, тихая, ласковая, присутствуют слова «баю-баю»)

  • Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?

(Ответы детей)

- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Что бы вы хотели узнать о таком жанре как колыбельная песня?

Дети: Как появились колыбельные песни? С какой целью сочинялись? Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство?

С вашей помощью я составила задачи, которые мы постараемся решить сегодня на уроке:

  • выявить особенности жанра колыбельной песни;

  • сравнить литературную и народную колыбельную песню;

  • попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.

3. Изучение нового материала.

Учитель:

- Чтобы выполнить первую задачу, поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группах

 не говорить всем сразу;

 всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

 перед работой нужно договориться, кто что будет делать;

 не спорить зря, а доказывать, объяснять;

 стараться понять друг друга;

 возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что …".

-Вам предстоит обсудить и совместно решить тесты, отметив правильный ответ галочкой.

Приложение №1

(Дети работают в группах, выполняют тест для каждой группы.)

Учитель: Обобщим наши знания.

От какого слова произошло слово "колыбельная"? Ответ первой группы детей.

Учитель: В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола "баять". Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля Владимира Ивановича (учитель показывает словарь). Баять и байкать- значит говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать - значит, припевая укачивать, усыплять.

  • Кто мог быть создателем колыбельных песен? Ответ второй группы детей.

Учитель: Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы.

  • С какой целью исполняли колыбельные песни? Ответ 3 группы детей.

Учитель: Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.: Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже - просто убаюкивать.

-Как исполнялись колыбельные песни?

Учитель: Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом». Заглянем в толковый словарь В.И. Даля, прочитаем:

речитатив - напевная речь в вокально-музыкальном произведении, читать речитативом - значит читать нараспев.

Учитель: Молодцы, вы отлично справились с заданием и смогли решить первую задачу нашего урока.

Сделаем вывод: особенности жанра колыбельной песни в том, что эти песни создавались мамой или няней для того, чтобы убаюкать ребёнка, дать ему первое представление об окружающем мире, предупредить и защитить от опасностей. Мотив колыбельных простой, однообразный, но с добрыми ласковыми интонациями, чтобы малыш спокойно уснул.

4. Знакомство с народной колыбельной песней.

Учитель: В начале урока вы слышали народную колыбельную песню. Народные колыбельные песни приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей.

1.Прослушайте народную колыбельную.

.-Какие чувства вызывает колыбельная?
- Какие строки особенно понравились?

- Простой или сложный текст у народной колыбельной песни? (Текст простой и понятный)

- Какие слова повторяются?

2. Поработаем над выразительным чтением песни.

Как её надо читать? Что хотим показать голосом. (Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью).


Выбираем тон и темп чтения. (спокойно, негромко, небыстро, напевно)
Наблюдаем за знаками препинания.

Прочитайте колыбельную соседу по парте вполголоса, работая по Памятке.

. Оцени выразительное чтение соседа и поставь оценку.

3-Прочитаем песню выразительно вслух.

Физминутка

5. Знакомство с авторской колыбельной песней.

М. Ю. Лермонтов "Спи, младенец мой прекрасный..."

Учитель.

Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели бабушки, а теперь поют ваши мамы. Колыбельные сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.

- Закройте глаза, прослушайте колыбельную и расскажите, какие картины вы себе представили?

- Прочитайте колыбельную самостоятельно в полголоса.

- Какие слова говорят о любви матери к ребенку?

- простые или сложные слова в песне?

- Какой тон выберем для чтения? (весёлый, грустный или спокойный; громко или негромко)

-Какой темп подойдет для исполнения колыбельной? (небыстро, напевно)

- Выразительное чтение с анализом и самооценкой.

6. Сравнение авторской и народной колыбельных песен.

Учитель: В результате изучения особенностей авторской и народной колыбельной мы заполнили сравнительную таблицу. Сделаем выводы по данной таблице

  • Что объединяет авторские и народные колыбельные песни? Чем они похожи?

(Ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери)

  • Чем они отличаются?

(У литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой ритм и меняющаяся мелодия).

7. Проверка домашнего задания

- Какие чувства просыпаются в вашей душе, когда слушаете колыбельные? (Задушевность, сердечность, доброта и теплота)

Дома вы записали колыбельные, которые вам пели мамы, красочно оформили свои листочки. Они станут страницами нашей книжки, которую так и назовём: «Мамины песни».

А сейчас, кто хочет исполнить свою песню и убаюкать эту крошку? (Детям предлагается сесть на стул и спеть колыбельную, укачивая куклу.)

(Исполнение одной - двух песен.)

(Автор слов «Спят усталые игрушки» Зоя Петрова)

- Нам осталось решить последнюю задачу урока. Как же колыбельные песни влияют на человека? (Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека.)

  • А почему это происходит? (Их поет мама с теплотой и любовью, заботой и нежностью.)

  • Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? (Всем людям, независимо от возраста, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром, в этом и состоит таинство колыбельной песни.)

  • Выберете из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку, посоветовавшись с соседом.

1. Птица рада весне, а младенец матери.

2. Нет милее дружка, чем родная матушка.

3. Хлеб питает тело человека - а колыбель душу.

8. Дополнительное

  • Несмотря на то, что в сборниках русского фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное - каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:

  • Представьте себе, что вы поэты, вам надо сочинить колыбельную. У вас есть рифмы, попробуйте составить колыбельную песню, добавив свои слова. Это называется буриме. (Работа в парах).

  • ...пришла,
    ...принесла,
    ...петушок,
    ...сверчок.

9. Рефлексия

Учитель: Наш урок подходит к концу. Ответьте на мои вопросы, используя сигнальные карточки.

- Если вам было интересно на уроке, поднимите красную карточку, а если скучно - зелёную. Спасибо.

- Если было легко выполнять все задания, поднимите красную карточку, а если иногда испытывали затруднения - то зелёную. Спасибо.

- Чему вы учились сегодня на уроке?

10. Домашнее задание:

  • Выучить одну колыбельную (по выбору) наизусть.

Выставление оценок.

Литература:

  • Даль В.И. Толковый словарь.

  • Калугин В.И. "Фольклор народов России" том 1.

  • Интернетресурс

Приложение 1 Тест «История появления колыбельных песен»

1. От каких слов произошло слово "колыбельная"?

байка;

игра;

погремушка.

2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?

животные;

птицы;

люди.

3. С какой целью исполняли колыбельные песни?

поиграть;

побегать;

убаюкать.

4. Как исполнялись колыбельные песни?

громко;

грубо;

певуче.

Приложение3 Памятка «Выразительное чтение»

l Правильно ставь ударение.

l Соблюдай паузы.

l Выбери силу голоса (тихо, громко).

l Определи темп (быстро, медленно)

l Читай эмоционально.

Приложение 4

...пришла,
...принесла,
...петушок,
...сверчок.

© 2010-2022