Доклад о курсе ОРКСЭ по учебнику Николаевой

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КБР

Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик

Выступление

на городском практическом семинаре для учителей начальных классов


Тема: «Изучение курса ОРКиСЭ по учебнику

Е. И. Николаевой, Е. Н. Петровой «Я в мире людей».

Из опыта работы учителей начальных классов

МКОУ «СОШ № 18»

Губашиевой А. М., Молошик Е.В.





г.о. Нальчик, 2013г. В ФГОС НОО предмет « Основы духовно-нравственной культур народов России» с одной стороны, рассматривается как фундамент дальнейшего духовно-нравственного развития личности в контексте становления её гражданственности, с другой стороны как первый и пока единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных, общественных, культурных явлений как компонентов единого мира в контексте становления и развития «я» идентичности. Именно такое понимание роли учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заложено в программу и учебник Е.И.Николаевой и Е.Н.Петровой.

Основная цель курса - воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа РФ.

Курс учебника «Я в мире людей» направлен на решение следующих задач:

  • - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • - развитие нравственных чувств и этического сознания;

  • - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • - формирование ценностного отношения к прекрасному, предста-влений об эстетических идеалах и ценностях;

  • - воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;

  • - формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нрав-

ственных и культурных традиций.

Учебник «Я в мире людей» состоит из 2-х частей. Содержание предмета вклю-чает следующие разделы:

  1. Я живу в России.

  2. Зачем человеку культура.

  3. Я среди других.

  4. История - наставница жизни.

  5. Как мы познаём мир.

  6. Религия - часть культуры.

  7. Искусство - часть духовной культуры.

  8. Природа и мы.

  9. Всё начинается с семьи.

  10. Душа согревается добром.

  11. «Волшебные слова».

  12. Я в кругу друзей.

  13. В мире с другими и с самим собой.

Учебник содержит богатый справочный, научно-популярный, иллюстративный, литературный и фольклорный материал. Каждая глава включает:


  • Исторические статьи

  • Географические справки

  • Этимологию понятий

  • Статьи Конституции РФ

  • Пословицы, притчи

  • Народные и авторские сказки

  • Репродукции картин, изображения скульптурных и архитектурных памятников, религиозных символов

  • Портреты деятелей искусства, спортсменов, исторических личностей

Ключевыми понятиями на протяжении всего курса являются «поступок», «Роди-на», «семья». Через содержание учебного материала проводится мысль о необхо-димости каждому человеку думать о том, к чему приведёт его поступок. Мате-риал учебника предоставляет учителю и ученикам огромное поле для обсуждения, рассуждений и творчества . После прочтения притчи, сказки, рассказа, сказки или исторической статьи предлагается ответить на вопросы или выполнить задания:


  • Почему разным людям нравятся разные песни?

  • Что заставляет Маленького принца каждое утро пропалывать баобабы?

  • Расскажите о традициях в вашей семье

  • Нарисуйте «душу» в виде бабочки (согласно древнегреческой ми-фологии)

  • Закончи предложения

    • «Добрый человек - это тот…»

    • « Злой человек - это тот …»

    • «Милосердие - это …»

    • « Золотое сердце - это …»

    • « Горячее сердце - это …»

Религия представлена в учебнике «Я в мире людей» как важнейший ком-понент культуры. Ученики получают представление об основных религиозных направлениях (язычество, буддизм, христианство, ислам, иудаизм). Они знакомятся с историей их возникновения, священными сооружениями, символами, атрибутами.

На уроках ученики узнают основные религиозные заповеди, читают притчи, знако-мятся с национальными традициями народов РФ, религиозными обрядами и празд-

никами.

Авторы учебника предлагают учащимся:

  • Распределить на группы понятия, установить соответствия религии и

символов.

  • Подобрать пословицы по теме.

  • Рассказать о произведении искусства, оказавшем на ученика сильное впечатление.

  • Подобрать произведение искусства, в котором выражаются те или иные

качества человека (милосердие, доброта, самопожертвование, любовь к природе).

В каждой главе учебника есть рубрика «Темы для исследований и проектов»,

где ученикам предлагаются для самостоятельной работы на выбор темы, расширя-ющие содержание курса, развивающие у них познавательный интерес, творческие

способности:


  • История государственного флага РФ

  • Богатства родного края

  • Мусульманские праздники

  • Буддистские храмы в России

  • Христианские праздники

  • Герои в моей семье

  • Красная Книга России

В течение всего курса изучения данного предмета ученики выполнили много ин-тересных творческих заданий, проектов. Ребята подготовили самостоятельно допол-нительный материал по разным темам в следующих формах:


  • Презентации о профессиях, религиях, сооружениях.

  • Сочинения о друзьях, о семье, о правилах этикета.

  • Доклады об исторических личностях.

  • Фотоальбомы о семье, о природе.

  • Плакаты о защите природы, о здоровом образе жизни.

  • Стенгазеты.

Изучение нового курса в программе начального общего образования вызвало искренний интерес и много положительных эмоций, связанных с познавательными интересами и творческими возможностями.

«Нельзя быть подлинно нравственным человеком без любви к прошлому, будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая всё остальное человечество».


© 2010-2022