- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад о курсе ОРКСЭ по учебнику Николаевой
Доклад о курсе ОРКСЭ по учебнику Николаевой
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Губашиева А.М. |
Дата | 26.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КБР
Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик
Выступление
на городском практическом семинаре для учителей начальных классов
Тема: «Изучение курса ОРКиСЭ по учебнику
Е. И. Николаевой, Е. Н. Петровой «Я в мире людей».
Из опыта работы учителей начальных классов
МКОУ «СОШ № 18»
Губашиевой А. М., Молошик Е.В.
г.о. Нальчик, 2013г. В ФГОС НОО предмет « Основы духовно-нравственной культур народов России» с одной стороны, рассматривается как фундамент дальнейшего духовно-нравственного развития личности в контексте становления её гражданственности, с другой стороны как первый и пока единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных, общественных, культурных явлений как компонентов единого мира в контексте становления и развития «я» идентичности. Именно такое понимание роли учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заложено в программу и учебник Е.И.Николаевой и Е.Н.Петровой.
Основная цель курса - воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа РФ.
Курс учебника «Я в мире людей» направлен на решение следующих задач:
-
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
- развитие нравственных чувств и этического сознания;
-
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
- формирование ценностного отношения к прекрасному, предста-влений об эстетических идеалах и ценностях;
-
- воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;
-
- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нрав-
ственных и культурных традиций.
Учебник «Я в мире людей» состоит из 2-х частей. Содержание предмета вклю-чает следующие разделы:
-
Я живу в России.
-
Зачем человеку культура.
-
Я среди других.
-
История - наставница жизни.
-
Как мы познаём мир.
-
Религия - часть культуры.
-
Искусство - часть духовной культуры.
-
Природа и мы.
-
Всё начинается с семьи.
-
Душа согревается добром.
-
«Волшебные слова».
-
Я в кругу друзей.
-
В мире с другими и с самим собой.
Учебник содержит богатый справочный, научно-популярный, иллюстративный, литературный и фольклорный материал. Каждая глава включает:
-
Исторические статьи
-
Географические справки
-
Этимологию понятий
-
Статьи Конституции РФ
-
Пословицы, притчи
-
Народные и авторские сказки
-
Репродукции картин, изображения скульптурных и архитектурных памятников, религиозных символов
-
Портреты деятелей искусства, спортсменов, исторических личностей
Ключевыми понятиями на протяжении всего курса являются «поступок», «Роди-на», «семья». Через содержание учебного материала проводится мысль о необхо-димости каждому человеку думать о том, к чему приведёт его поступок. Мате-риал учебника предоставляет учителю и ученикам огромное поле для обсуждения, рассуждений и творчества . После прочтения притчи, сказки, рассказа, сказки или исторической статьи предлагается ответить на вопросы или выполнить задания:
-
Почему разным людям нравятся разные песни?
-
Что заставляет Маленького принца каждое утро пропалывать баобабы?
-
Расскажите о традициях в вашей семье
-
Нарисуйте «душу» в виде бабочки (согласно древнегреческой ми-фологии)
-
Закончи предложения
-
«Добрый человек - это тот…»
-
« Злой человек - это тот …»
-
«Милосердие - это …»
-
« Золотое сердце - это …»
-
« Горячее сердце - это …»
-
Религия представлена в учебнике «Я в мире людей» как важнейший ком-понент культуры. Ученики получают представление об основных религиозных направлениях (язычество, буддизм, христианство, ислам, иудаизм). Они знакомятся с историей их возникновения, священными сооружениями, символами, атрибутами.
На уроках ученики узнают основные религиозные заповеди, читают притчи, знако-мятся с национальными традициями народов РФ, религиозными обрядами и празд-
никами.
Авторы учебника предлагают учащимся:
-
Распределить на группы понятия, установить соответствия религии и
символов.
-
Подобрать пословицы по теме.
-
Рассказать о произведении искусства, оказавшем на ученика сильное впечатление.
-
Подобрать произведение искусства, в котором выражаются те или иные
качества человека (милосердие, доброта, самопожертвование, любовь к природе).
В каждой главе учебника есть рубрика «Темы для исследований и проектов»,
где ученикам предлагаются для самостоятельной работы на выбор темы, расширя-ющие содержание курса, развивающие у них познавательный интерес, творческие
способности:
-
История государственного флага РФ
-
Богатства родного края
-
Мусульманские праздники
-
Буддистские храмы в России
-
Христианские праздники
-
Герои в моей семье
-
Красная Книга России
В течение всего курса изучения данного предмета ученики выполнили много ин-тересных творческих заданий, проектов. Ребята подготовили самостоятельно допол-нительный материал по разным темам в следующих формах:
-
Презентации о профессиях, религиях, сооружениях.
-
Сочинения о друзьях, о семье, о правилах этикета.
-
Доклады об исторических личностях.
-
Фотоальбомы о семье, о природе.
-
Плакаты о защите природы, о здоровом образе жизни.
-
Стенгазеты.
Изучение нового курса в программе начального общего образования вызвало искренний интерес и много положительных эмоций, связанных с познавательными интересами и творческими возможностями.
«Нельзя быть подлинно нравственным человеком без любви к прошлому, будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая всё остальное человечество».