- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа Эти разные сказки
Исследовательская работа Эти разные сказки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дупик Т.И. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
- Введение.
Цель моей работы:
Узнать о происхождении и видах сказок.
Задачи: 1. Собрать материалы по сказкам и изучить их.
2. Определить чем отличаются народные сказки от литературных.
Объект: детская художественная литература.
Предмет исследования: сказки.
Гипотеза: сказка - это отдельный литературный жанр, учит добру, справедливости. В сказке добро побеждает зло.
Этап реализации данной работы:
1.Сбор информации по теме для решения поставленных задач;
2.Системация собранного материала;
3.Анализ и распределение материала по тематическим группам.
2. Откуда пришли сказки?
Когда я была маленькой, я просила маму или бабушку прочитать или рассказать мне сказки. Теперь, когда я научилась читать, я сама с удовольствием читаю разные сказки. В далёком прошлом, когда были маленькими мама, папа, дедушка и бабушка, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно (более тысячи лет назад). Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, а имя её автора не запоминалось.
Слово сказка известна с 17-го века. Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше.
- Что же такое сказка?
Сказка - это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.
Сказка - повествовательное народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных и фантастических сил.
С древних времен сказки - это способ познания мира, возможность передачи культурного опыта народа, отличный воспитатель для ребятишек на все времена.
В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари" или "баяны". Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи, от деревни к деревне и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как и сейчас, очень любили сказки.
Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много сказочников и щедро награждал их за хорошие сказки сапогами да кафтанами. А царь Иван Грозный без сказки спать, вообще не ложился. Возле постели его сидели три слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал. Вот как было!..
Сказки- это жанр устного народного творчества с фантастическим вымыслом, в котором добро обязательно побеждает зло.
3. Виды сказок:
Сказки о животных (их героями являются животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных).
Бытовые сказки (их героями являются в основном попы, цари, купцы, дед и бабка… Для них характерна житейская тематика. В этих сказках с человеком происходят необыкновенные приключения. В них нет чудес, волшебных помощников).
Волшебные сказки (для них характерно наличие чудес, волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. В этих сказках есть постоянные герои: Баба - Яга, падчерица, царевич, дурак, Змей Горыныч, Кащей Бессмертный…)
Докучные сказки - это маленькие сказочки или стихотворения без конца, или, для того, чтобы закончить, нужно размышлять дальше.
Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди.
В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, а волк злой.
В сказках животные разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся.
Сказка становится насмешкой над животными и высмеивает тех, кого подразумеваются под животными. Отсюда - близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", «Мартышка и очки»,"Квартет").
Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они и по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).
В сказках о животных человек играет или второстепенную роль (старик из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза") или занимает положение, равноценное животному ("Мужик и медведь").
Бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует («Сказка о Попе и его работнике Балде»).
Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
В основе таких сказок лежит чудесный мир. Благодаря фантастике в сказках с чудесным миром возможны "превращения", поражающие своей скоростью - дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся (из сказки "Снегурочка" : "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка"). "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.
В основном волшебные сказки древнее других.
4. Отличительные черты волшебных сказок.
Волшебная сказка имеет в своей основе завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.
Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение - подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В основе сказки присутствуют 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также - смерть родителей ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или же присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда и отправка героя из дома.
Развитие сюжета - это поиск потерянного.
Концовка волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с волшебной злой силой и всегда побеждают её.
Развязка - это преодоление препятствий.
В сказке «Кот, дрозд и петух» Петушок не послушал наказ, выглянул в окошко, и унесла его лиса. Кот и дрозд отправились в погоню. Смекалка друзей помогла спасти петушка.
В сказках широко употребляются повторы. В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным.
Число «три» в древние времена имело особое значение. В сказках всегда три брата, три сестры. Герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы.
Герои сказки живут в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Из моря выходят тридцать три богатыря. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности.
Чтобы показать ход времени, сказочник говорит:
«Долго ли коротко ли….;
Прошел год, другой».
«Скоро сказка сказывается, да не долго дело делается ….»
Красота царевны передается словами «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Народная сказка - это сокровище народной мудрости ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Главными героями наших сказок являются сильные, находчивые, добрые и благородные герои - Иван-царевич, Иван-дурак, Елена Прекрасная. Кроме добрых героев, в сказках всегда присутствуют и злые - Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Волшебные сказки могут все: превратить лебедя в девицу, молодца в комара, лягушку в царевну; в них мы можем прочитать и о Змее - Горыныче.
Уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собратьи сохранить сказки надолго.
-Кто же сохранил для нас сказки?
Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются сборники русских народных сказок. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Садовникова " Сказки и предания Самарского края". В этом сборнике были записаны 72 сказки: волшебные, бытовые, сказки о животных.
5. Вывод.
Без сказок мир стал бы неинтересным.
В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у нас детей чувство реального - веселит, развлекает, радует. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Малыш с сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась- и братца унесли гуси-лебеди ("Гуси-лебеди"). Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка"). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи ("Хаврошечка", "Морозко"). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости.
Какие бы мы ни читали сказки - русских писателей
( А.С.Пушкина) или зарубежных сказочников (Андерсена, Ш.Перро, Дж.Родари, братьев Гримм и др. ) сказка учит нас оценивать дела и поступки людей и видеть что хорошо и что плохо, отличать добро от зла.
6. Литература.
1. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.
2. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 - 111с.
3. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 1930 - 105с.
4. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
5. Пропп В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1984 -263с.
6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1986 - 415с.
7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
8. Интернет ресурсы.
9