Исследовательская работа Эти разные сказки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Исследовательская работа Эти разные сказки...Исследовательская работа Эти разные сказки...Исследовательская работа Эти разные сказки...

  1. Введение.

Цель моей работы:
Узнать о происхождении и видах сказок.

Задачи: 1. Собрать материалы по сказкам и изучить их.

2. Определить чем отличаются народные сказки от литературных.

Объект: детская художественная литература.

Предмет исследования: сказки.

Гипотеза: сказка - это отдельный литературный жанр, учит добру, справедливости. В сказке добро побеждает зло.

Этап реализации данной работы:

1.Сбор информации по теме для решения поставленных задач;

2.Системация собранного материала;

3.Анализ и распределение материала по тематическим группам.


2. Откуда пришли сказки?

Когда я была маленькой, я просила маму или бабушку прочитать или рассказать мне сказки. Теперь, когда я научилась читать, я сама с удовольствием читаю разные сказки. В далёком прошлом, когда были маленькими мама, папа, дедушка и бабушка, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно (более тысячи лет назад). Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, а имя её автора не запоминалось. Исследовательская работа Эти разные сказки...

Слово сказка известна с 17-го века. Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше.

- Что же такое сказка?

Сказка - это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

Сказка - повествовательное народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных и фантастических сил.

С древних времен сказки - это способ познания мира, возможность передачи культурного опыта народа, отличный воспитатель для ребятишек на все времена.

В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари" или "баяны". Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи, от деревни к деревне и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как и сейчас, очень любили сказки.

Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много сказочников и щедро награждал их за хорошие сказки сапогами да кафтанами. А царь Иван Грозный без сказки спать, вообще не ложился. Возле постели его сидели три слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал. Вот как было!..

Сказки- это жанр устного народного творчества с фантастическим вымыслом, в котором добро обязательно побеждает зло.

3. Виды сказок:

Сказки о животных (их героями являются животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных).

Бытовые сказки (их героями являются в основном попы, цари, купцы, дед и бабка… Для них характерна житейская тематика. В этих сказках с человеком происходят необыкновенные приключения. В них нет чудес, волшебных помощников).

Волшебные сказки (для них характерно наличие чудес, волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. В этих сказках есть постоянные герои: Баба - Яга, падчерица, царевич, дурак, Змей Горыныч, Кащей Бессмертный…)

Докучные сказки - это маленькие сказочки или стихотворения без конца, или, для того, чтобы закончить, нужно размышлять дальше.

Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди.

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, а волк злой. Исследовательская работа Эти разные сказки...

В сказках животные разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Исследовательская работа Эти разные сказки...

Сказка становится насмешкой над животными и высмеивает тех, кого подразумеваются под животными. Отсюда - близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", «Мартышка и очки»,"Квартет").

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они и по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек играет или второстепенную роль (старик из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза") или занимает положение, равноценное животному ("Мужик и медведь").

Бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.Исследовательская работа Эти разные сказки...

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует («Сказка о Попе и его работнике Балде»).

Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

В основе таких сказок лежит чудесный мир. Благодаря фантастике в сказках с чудесным миром возможны "превращения", поражающие своей скоростью - дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся (из сказки "Снегурочка" : "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка"). "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других.

4. Отличительные черты волшебных сказок.

Волшебная сказка имеет в своей основе завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение - подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка.Исследовательская работа Эти разные сказки...

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В основе сказки присутствуют 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также - смерть родителей ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или же присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда и отправка героя из дома.

Развитие сюжета - это поиск потерянного.

Концовка волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с волшебной злой силой и всегда побеждают её.

Развязка - это преодоление препятствий.

В сказке «Кот, дрозд и петух» Петушок не послушал наказ, выглянул в окошко, и унесла его лиса. Кот и дрозд отправились в погоню. Смекалка друзей помогла спасти петушка.

В сказках широко употребляются повторы. В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным.

Число «три» в древние времена имело особое значение. В сказках всегда три брата, три сестры. Герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы.

Герои сказки живут в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Из моря выходят тридцать три богатыря. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности.

Чтобы показать ход времени, сказочник говорит:

«Долго ли коротко ли….;

Прошел год, другой».

«Скоро сказка сказывается, да не долго дело делается ….»

Красота царевны передается словами «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Народная сказка - это сокровище народной мудрости ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Главными героями наших сказок являются сильные, находчивые, добрые и благородные герои - Иван-царевич, Иван-дурак, Елена Прекрасная. Кроме добрых героев, в сказках всегда присутствуют и злые - Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Волшебные сказки могут все: превратить лебедя в девицу, молодца в комара, лягушку в царевну; в них мы можем прочитать и о Змее - Горыныче.

Уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собратьи сохранить сказки надолго.

-Кто же сохранил для нас сказки?

Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются сборники русских народных сказок. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Садовникова " Сказки и предания Самарского края". В этом сборнике были записаны 72 сказки: волшебные, бытовые, сказки о животных.Исследовательская работа Эти разные сказки...

5. Вывод.

Без сказок мир стал бы неинтересным. Исследовательская работа Эти разные сказки...

В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у нас детей чувство реального - веселит, развлекает, радует. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Малыш с сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.Исследовательская работа Эти разные сказки...

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась- и братца унесли гуси-лебеди ("Гуси-лебеди"). Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка"). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи ("Хаврошечка", "Морозко"). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости.

Какие бы мы ни читали сказки - русских писателей

( А.С.Пушкина) или зарубежных сказочников (Андерсена, Ш.Перро, Дж.Родари, братьев Гримм и др. ) сказка учит нас оценивать дела и поступки людей и видеть что хорошо и что плохо, отличать добро от зла. Исследовательская работа Эти разные сказки...Исследовательская работа Эти разные сказки...Исследовательская работа Эти разные сказки...Исследовательская работа Эти разные сказки...

Исследовательская работа Эти разные сказки...

Исследовательская работа Эти разные сказки...



6. Литература.

1. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.

2. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 - 111с.

3. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 1930 - 105с.

4. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.

5. Пропп В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1984 -263с.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1986 - 415с.

7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.

8. Интернет ресурсы.

9


© 2010-2022