- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике на тему Письменное деление на двузначное число (4 класс)
Конспект урока по математике на тему Письменное деление на двузначное число (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дробышевская О.Н. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Прием письменного деления на двузначное число
Цель деятельности учителя
Способствовать развитию умений применять алгоритм письменного деления на двузначное число в случае, когда делитель - двузначное число второго десятка, решать уравнения, решать и сравнивать задачи, производить действия с именованными числами, составлять верные неравенства, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
Тип урока
Комплексное применение знаний и способов действий
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять алгоритм письменного деления на двузначное число в случае, когда делитель - двузначное число второго десятка, решать уравнения, решать и сравнивать задачи, производить действия с именованными числами, составлять верные неравенства, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат
методы и формы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные
ресурсы
1. Математика. 3-4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». - Волгоград : Учитель, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. rusfolder.com/32474579
3. festival.1september.ru/articles/623472/
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия и термины
Приемы письменного деления на двузначное число
организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
органи-
зации
взаимо-
действия
на уроке
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Моти-
вация
(самоопре-
деление)
к учебной деятель-
ности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок? (Нет!)
- Только начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит, можно всем садиться!
Слушают учителя.
Принимают участие в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная
К - планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Л - понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места
II. Сообщение темы, цели
урока
Озвучивает тему, цель урока
Слушают учителя
Фронтальная, индивидуальная
Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
III. Актуализация знаний
1. Проверка
домашнего
задания.
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.
Фронтальная, индивидуальная.
П - фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-сим-
Устные ответы, наблюдения учи-
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
| 2. Устный счет: 1) Задание «Занимательная рамка». |
48 | ? | 457 | ||||||||
? | 702 | ? | ||||||||||
362 | ? | 210 |
Выполняют задания.
волической форме (на моделях); делают выводы
по аналогии и проверяют эти выводы; осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями.
Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в реше-нии учебной задачи.
К - обмениваются мнениями; могут работать
в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы.
теля, выполненные задания.
2) Решение уравнений.
№ 261 (вынести на доску).
- Решите только те уравнения, в которых
неизвестное находят умножением.
х : 100 = 90 1200 : х = 60
30 · х = 1800 х : 18 = 30
Выполняют задания.
Индивидуальная.
3. Рассматривание трудного случая письменного деления.
Объяснение учителя.
- К трудным для вычислений относятся случаи письменного деления, когда делителем являются числа второго десятка (12, 13… 19), потому что при использовании здесь общего приема получается много проб. В этих случаях удобнее делить на двузначное число, подбирая цифру частного. В качестве подготовки надо включить упражнения на деление без остатка и с остатком двузначных и трехзначных чисел на двузначные числа второго десятка, когда в частном получается однозначное число.
Подбору цифр частного при делении на числа второго десятка помогает таблица произ-
ведений этих чисел на однозначные (таблица составляется и вывешивается в классе
(последнее число в первом столбце слева - 19)).
Слушают учителя.
Фронтальная.
Знание приема письменного деления на двузначное число в случае, когда делитель - двузначное число второго десятка.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
|
|
| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | |||||
12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 | 96 | 108 | |||||
13 | 26 | 39 | 52 | 65 | 78 | 91 | 104 | 117 | |||||
14 | 28 | 42 | 56 | 70 | 84 | 98 | 112 | 126 | |||||
и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пользуясь этой таблицей, легко найти ответ при делении без остатка, но можно подбирать частное и при делении с остатком, например, надо 119 разделить на 14; находим в четвертой строке число, ближайшее к 119, которое меньше его, - это 112; разделим его на 14, получится 8; вычтем 112 из 119, получится 7 - это остаток, значит, 119 : 14 = 8
(ост. 7).
Л - осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность
и необходимость изучения математики в жизни человека.
4. Решение примеров.
№ 256.
Решают с объяснением, находя цифры частного подбором, выполняя при этом деление на двузначное число. Решение записывают на доске и в тетрадях.
Фронтальная.
Решение примеров.
Физкультминутка
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке
Выполняют физкультминутку
Фронтальная
Р - принимают и сохраняют учебную задачу.
К - проявляют готовность слушать.
Л - имеют установку
на здоровый образ жизни
Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение | № 257 (1) (под руководством учителя).
| v | t | S | |||||||
Д. | Одинаковая | ?, на 10 ч б. | 600 км | |||||||||
Ш. | ? | 400 км |
1) 600 - 400 = 200 (км) - за 10 часов.
2) 200 : 10 = 20 (км/ч) - скорость.
3) 600 : 20 = 30 (ч).
4) 400 : 20 = 20 (ч).
Ответ: 30 ч потребуется, чтобы проплыть по длине, 20 ч - по ширине.
Cоставляют план решения и самостоятельно решают задачу. Один ученик - на закрытой доске.
Фронтальная, индивидуальная.
П - проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов
(схемы, знаки и т. д.);
устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.
Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
К - строят речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию;
учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; формулируют и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы; владеют способами выполнения заданий поискового
Устные ответы, записи в тетради
№ 257(2).
v
t
S
Д.
Одинаковая
30 ч
? на 200 км б.
Ш.
20 ч
?
1) 30 - 20 = 10 (ч).
2) 200 : 10 = 20 (км/ч).
3) 30 · 20 = 600 (км).
4) 20 · 20 = 400 (км).
Ответ: длина водохранилища - 600 км; ширина водохранилища - 400 км.
- Чем похожи эти задачи, чем отличаются?
№ 258 (под руководством учителя).
- Сначала узнаем, сколько раз по 8 содержится в 360, выполнив деление; затем узнаем, сколько кленов и сколько лип, выполнив
умножение. А потом узнаем, сколько всего посадили деревьев.
1) 360 : 8 = 45 (раз) - столько раз в 360 по 8 елей.
Решение записывают
в виде отдельных действий с пояснением.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| 2) 18 · 45 = 810 (д.) - кленов. 3) 16 · 45 = 720 (д.) - лип. 4) 360 + 810 + 720 = 1 890 (д.). Ответ: всего 1 890 деревьев. |
|
| характера. Л - осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека |
|
| 2. Выполнение действий с величинами. | № 259. | Умножают и делят |
|
| |
| 3. Самостоятельная работа. | № 260 | Записывают неравенства и объясняют, почему они верны. | |||
| 4. Задания |
| Выполняют задания | Индивидуальная | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение Заключительная беседа. Выставление оценок | - Что мы повторяли сегодня на уроке? - Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? какое - меньше? - Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П - ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного. Р - оценивают собственную деятельность на уроке. Л - проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домаш- | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 64, № 263, 264 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р - принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|