Урок по ОПК Милосердие и сострадание

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Поедугинская ООШ»









Методическая разработка урока по теме

«Милосердие и сострадание»

в курсе ОРКСЭ по модулю ОПК





Работа выполнила: Быкова Галина Иллинарховна,

учитель начальных классов

МОУ «Поедугинская ООШ», Суксунского района, Пермского края





Поедуги, 2014

Аннотация
Урок по теме «Милосердие и сострадание» является 12 уроком по счёту в календарно - тематическом планировании по модулю «Основы Православной культуры», 4 класс. Данный урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», «Совесть и раскаяние», «Заповеди», «Золотое правило нравственности», «Православное учение о человеке» - поэтому содержание урока способствует не только раскрытию сущности понятий «милосердие» и «сострадание», но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является не только работа с материалом учебника по ОПК, но и впоследствии создание учащимися проектов по изученной теме.
Оформление:

  • Рисунки учащихся «Мы оказываем помощь всем, кто нуждается»
  • Мультимедийная презентация
Необходимое оборудование и программное обеспечение:
  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран
  • Звуковые колонки
  • Раздаточные листы для работы в группах
  • Учебник А. Кураева
Урок - ОНЗ (открытие новых знаний) Время урока: 1 академический час
Цель урока: формирование духовных ценностей и нравственного выбора учащихся через проявление милосердия, сострадания, заботы о ближних.
Планируемые результаты Личностные:
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения.




Предметные:
  • Познакомить с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
  • Развивать установку личности поступать по совести.
Виды деятельности: беседа, подводящий к теме диалог, смысловое чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в малых группах, работа в паре, мини- инсценировка, устные сообщения учащихся, выполнение творческих проектов.

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.


Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.





Сценарий урока I. Мотивация к учебной деятельности - Добрый день, ребята, уважаемые гости! Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе собрались. Мы приветливы и ласковы, спокойны и добры. Мы все здоровы! - Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Расскажите нам о нём, а мы все вместе порадуемся за вас. Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок. II. Актуализация знаний

  1. Подводящий к теме диалог
- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть несколько картинок. Предлагается видеоряд, отражающий добрые дела людей. - Какие чувства у вас возникают, глядя на эти картинки? - Чем вызваны такие чувства? - Мы часто слышим слова: «О человеке судят по его поступкам». Что это значит?
  1. Самостоятельная работа в паре
- Сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Из предложенных качеств выберите только то качество, которое на ваш взгляд, отражает суть, содержание предложенного видеоряда. Зависть Эгоизм Милосердие Жестокость Злость Равнодушие - Расскажите, какое качество вы выбрали из предложенного списка? - Объясните свой выбор. - Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на нашем уроке? - Спасибо за ваши мысли и рассуждения. III. Самоопределение к учебной деятельности 1. Постановка темы урока - Ребята, вы любите путешествовать? - Сегодня на уроке я вам предлагаю совершить путешествие в одно чудесное место: город Милосердия и Сострадания. - Как вы думаете, где находится этот город? (ответы детей) - Верно, этот город нереальный и находится он в душе, сердце каждого человека. - Что бы вы хотели узнать, совершая это путешествие? 2. Обобщение Слайд - Совершая путешествие по городу Милосердия и Сострадания вы:
  • Познакомитесь с понятиями «милосердие», «сострадание».
  • Узнаете, кого называют ближним.
  • Узнаете, как христианин должен относиться к людям.
- Ребята, у вас в груди бьётся сердце, которое поможет вам ответить на самые сложные вопросы, если таковы у вас возникнут.
Упражнение на релаксацию, слушание тихой спокойной музыки
IV. Открытие новых знаний
  1. Исследовательская работа
- Наше путешествие началось. Добро пожаловать в город «Милосердия и Сострадания» Слайд «Милосердие и Сострадание» - Одно из самых красивых слов на свете - слово милосердие. Слайд МИЛОСЕРДИЕ - Что значит «Милосердие?» - Давайте попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень этого слова. - Верно, в слове «милосердие» два корня: корень «мил» и корень «серд», что значит, милое сердце. А какое это сердце? Милое сердце, это сердце, которое милует, любит, жалеет, прощает.
  1. Индивидуальная работа со словарями
- Как же объясняется значение слова «милосердие» в словарях В.Даля и С. Ожегова - Послушаем ребят, работающих со словарями, узнаем, правильно ли было наше предположение о милосердии. (зачитывают два ученика)
Слайд с определением «Милосердия» из словарей. - Попробуйте составить словосочетания со словом милосердие. -Я составила словосочетание «Сестра милосердия». Как это понять? Слайд с картинами сестёр милосердия. Сестёр милосердия готовят в духовных семинариях. Их учат ухаживать за больными немощными людьми. - В определении С.Ожегова есть слово Сострадание» Как вы его понимаете? - Что значит приставка СО? ( переживать вместе с тем, кто страдает) Слайд СОСТРАДАНИЕ - Заслушаем ребят, работавших над этим понятием по словарям, проверим, насколько верны наши предположения. (зачитывают два ученика) Слайд с определением «Сострадания» из словарей. - Как вы считаете, милосердие и сострадание - это синонимичные понятия или нет? - Скажите, по отношению к кому мы должны быть милосердны и проявлять чувство сострадания? (по отношению к окружающим) - Как вы считаете, надо ли рассказывать, что ты поступил милосердно, сострадал кому - либо? Вывод: Верно, оказание помощи своим родным, друзьям, незнакомым людям, животным должно быть бескорыстным, а не за похвалу, не на показ.
  1. Инсценировка отрывка из рассказа В. Катаева «Цветик - семицветик»
- Мысленно идём дальше по городу. Ребята, а кто это там, на скамеечке сидят? - Давайте познакомимся с ними. Девочка: Мальчик, мальчик, как тебя зовут? Мальчик: Витя. А тебя как? Девочка: Женя, давай играть в салки? Мальчик: Не могу. Я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. Девочка: Как жалко. Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой. Мальчик: Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь это на всю жизнь. Девочка: Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный Цветик-семицветик.-Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Девочка: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли- Быть по-моему, вели! ВЕЛИ, ЧТОБЫ ВИТЯ БЫЛ ЗДОРОВ! И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась. (Для сценки скакалку, костыль и цветик с 1 голубым лепестком.)
  1. Последующая беседа
- Хорошо ли поступила девочка Женя? - Что можно сказать о ней? - Почему вы решили, что Женя добрая? Что она такого сделала? (Отдала последний лепесток, который берегла для себя) - Подберите вместо слова добрая другое слово. (милосердная) - Продолжите мою фразу, значит, милосердие, это когда….. (отдаёшь последнее, отдаёшь что жаль) 5. Смысловое чтение при работе с текстом. Самостоятельная работа в малых группах - Самая главная среди заповедей божьих гласит «Возлюби ближнего своего как самого себя» - А кто такой «ближний»? Друг, враг, член семьи? - Сейчас нам предстоит встреча с добрым самарянином, для чего образуем малые группы по 3 человека.

Задание во время чтения текста:

  • При чтении используйте систему маркировки текста.

- В тексте учебника при чтении мы встретим знакомое слово с новым значением. Это слово БЛИЖНИЙ.

  • Создайте собственное определение: «Ближний для меня - это…»
    Учебник А. Кураева «Основы православной культуры», с. 42 -43

  1. Проверка работы малых групп.

- Продолжите фразу « Ближний для меня - это…»

Слайд с христианским определением слова «Ближний»

- Этой притчей Господь показал, что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи и оказывает помощь другим.

  1. Милосердие в повседневной жизни.

- Ребята, милосердие проявляется в делах. Какие примеры милосердия в делах вы можете назвать. (ухаживать за больными, младшими, оказывать помощь и т.д._) - А ещё можно проявить милосердие добрым мудрым советом, простить обидчика. - Как вы считаете, нужно ли милосердие в наше время? - Обратите внимание на стену. В ваших рисунках также отображены добрые милосердные дела. А) Рассказ ученика класса о случае с отцом в качестве примера милосердия людей. Б) События на Украине. V. Рефлексия - Наше путешествие подходит к концу. Прежде чем мы завершим наше путешествие по городу «Милосердия и сострадания» попробуем разобраться в жизненных ситуациях. 1. Работа в группах. Решение жизненных ситуаций. 2. Проверка работы малых групп - Давайте ещё раз подумаем и ответим на вопросы: - Человек рождается милосердным или становится им? - Легко ли стать милосердным? - Как научиться милосердию? Вывод: Чтобы воспитать милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймёте как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложения труда, хлопот, нередко ограничения своих желаний.
VI. Итог урока - Сегодня мы много говорили о милосердии и сострадании. Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать тропинку- милосердия или равнодушия. Что значит милосердия, мы уже разобрались, а что значит равнодушия? -Я вам желаю идти по жизни только по тропинке милосердия, не сворачивая с неё. VI. Установка на следующий урок 1. Заочная встреча с русским историком Ключевским Василием Осиповичем - Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя - давай». - Что можно давать? - Что такое МИЛОСТЫНЯ? Слайд МИЛОСТЫНЯ - помощь другому человеку из жалости к нему.
Великий историк Василий Ключевской описывал милость, как встречу двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подает « во имя Христово». Историк говорит, что непросто решить какая из этих рук несла больше добра. Темой следующего урока будет разговор о милостыне.
  1. Дополнительно. Рассказ ученика об Иулиане Муромской.
В конце 16 века в дворянской семье в городе Муроме жила святая Ульяна. Еще будучи девочкой, она шила из лоскутков одежду и раздавала ее нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она по-прежнему помогала нищим. Пришли голодные времена на Русь. Ульяна тайком уносила из дома еду и раздавала голодным. Когда в доме не осталось ни одного кусочка хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Нищие, которым она его раздавала , говорили, что вкуснее хлеба не ели никогда. - Ребята, понравилась вам Святая Ульяна? - Хотелось ли вам иметь рядом с собой таких людей как Святая Ульяна? Обсудите в группе - Кому в большей степени помогает сострадательный милосердный человек: себе или тому, кому оказывает помощь? Докажите. VI. Домашнее задание. Рассказать родителям о путешествии по городу «Милосердия и сострадания». Работа в группах 1гр. - подобрать сказки о милосердии, оформить список. 2гр. - подобрать статьи о милосердии из газеты «Новая жизнь» 3гр. - Составить сборник стихов о добре и милосердии.

В жизни по - разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать, И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям. - Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра! Спасибо вам за урок.

Литература:


  1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. - М. : Просвещение, 2010.
  2. festival.1september.ru›По курсу орксэ модуль ОПК
  3. volna.org›pedagogika/milosierdiie_i…
© 2010-2022