- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по ОПК Милосердие и сострадание
Урок по ОПК Милосердие и сострадание
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Быкова Г.И. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МОУ «Поедугинская ООШ»
Методическая разработка урока по теме
«Милосердие и сострадание»
в курсе ОРКСЭ по модулю ОПК
Работа выполнила: Быкова Галина Иллинарховна,
учитель начальных классов
МОУ «Поедугинская ООШ», Суксунского района, Пермского края
Поедуги, 2014
Аннотация
Урок по теме «Милосердие и сострадание» является 12 уроком по счёту в календарно - тематическом планировании по модулю «Основы Православной культуры», 4 класс. Данный урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», «Совесть и раскаяние», «Заповеди», «Золотое правило нравственности», «Православное учение о человеке» - поэтому содержание урока способствует не только раскрытию сущности понятий «милосердие» и «сострадание», но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является не только работа с материалом учебника по ОПК, но и впоследствии создание учащимися проектов по изученной теме.
Оформление:
- Рисунки учащихся «Мы оказываем помощь всем, кто нуждается»
- Мультимедийная презентация
- Компьютер
- Проектор
- Экран
- Звуковые колонки
- Раздаточные листы для работы в группах
- Учебник А. Кураева
Цель урока: формирование духовных ценностей и нравственного выбора учащихся через проявление милосердия, сострадания, заботы о ближних.
Планируемые результаты Личностные:
- Воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения.
Предметные:
- Познакомить с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
- Развивать установку личности поступать по совести.
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Сценарий урока I. Мотивация к учебной деятельности - Добрый день, ребята, уважаемые гости! Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе собрались. Мы приветливы и ласковы, спокойны и добры. Мы все здоровы! - Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Расскажите нам о нём, а мы все вместе порадуемся за вас. Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок. II. Актуализация знаний
- Подводящий к теме диалог
- Самостоятельная работа в паре
- Познакомитесь с понятиями «милосердие», «сострадание».
- Узнаете, кого называют ближним.
- Узнаете, как христианин должен относиться к людям.
Упражнение на релаксацию, слушание тихой спокойной музыки
IV. Открытие новых знаний
- Исследовательская работа
- Индивидуальная работа со словарями
Слайд с определением «Милосердия» из словарей. - Попробуйте составить словосочетания со словом милосердие. -Я составила словосочетание «Сестра милосердия». Как это понять? Слайд с картинами сестёр милосердия. Сестёр милосердия готовят в духовных семинариях. Их учат ухаживать за больными немощными людьми. - В определении С.Ожегова есть слово Сострадание» Как вы его понимаете? - Что значит приставка СО? ( переживать вместе с тем, кто страдает) Слайд СОСТРАДАНИЕ - Заслушаем ребят, работавших над этим понятием по словарям, проверим, насколько верны наши предположения. (зачитывают два ученика) Слайд с определением «Сострадания» из словарей. - Как вы считаете, милосердие и сострадание - это синонимичные понятия или нет? - Скажите, по отношению к кому мы должны быть милосердны и проявлять чувство сострадания? (по отношению к окружающим) - Как вы считаете, надо ли рассказывать, что ты поступил милосердно, сострадал кому - либо? Вывод: Верно, оказание помощи своим родным, друзьям, незнакомым людям, животным должно быть бескорыстным, а не за похвалу, не на показ.
- Инсценировка отрывка из рассказа В. Катаева «Цветик - семицветик»
- Последующая беседа
Задание во время чтения текста:
-
При чтении используйте систему маркировки текста.
- В тексте учебника при чтении мы встретим знакомое слово с новым значением. Это слово БЛИЖНИЙ.
-
Создайте собственное определение: «Ближний для меня - это…»
Учебник А. Кураева «Основы православной культуры», с. 42 -43
-
Проверка работы малых групп.
- Продолжите фразу « Ближний для меня - это…»
Слайд с христианским определением слова «Ближний»
- Этой притчей Господь показал, что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи и оказывает помощь другим.
-
Милосердие в повседневной жизни.
VI. Итог урока - Сегодня мы много говорили о милосердии и сострадании. Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать тропинку- милосердия или равнодушия. Что значит милосердия, мы уже разобрались, а что значит равнодушия? -Я вам желаю идти по жизни только по тропинке милосердия, не сворачивая с неё. VI. Установка на следующий урок 1. Заочная встреча с русским историком Ключевским Василием Осиповичем - Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя - давай». - Что можно давать? - Что такое МИЛОСТЫНЯ? Слайд МИЛОСТЫНЯ - помощь другому человеку из жалости к нему.
Великий историк Василий Ключевской описывал милость, как встречу двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подает « во имя Христово». Историк говорит, что непросто решить какая из этих рук несла больше добра. Темой следующего урока будет разговор о милостыне.
- Дополнительно. Рассказ ученика об Иулиане Муромской.
В жизни по - разному можно жить-
Можно в беде, а можно в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать, И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям. - Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра! Спасибо вам за урок.
Литература:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. - М. : Просвещение, 2010.
- festival.1september.ru›По курсу орксэ модуль ОПК
- volna.org›pedagogika/milosierdiie_i…