Исследовательская деятельность – средство формирование УУД

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3

Педагогическая концепция

Исследовательская деятельность

- средство формирование УУД





Борисоглебский городской округ 2015г.



Автор: Шишкина Т.С.,

учитель начальных классов,

1 кв. категория,

МБОУ БГО СОШ № 3


Содержание
Введение _____________________________________________2 Глава 1. Теоретические основы ___________________________3 Глава 2. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное время _________________________________7 2.1. Организация исследовательской деятельности младших школьников ___________________________________7 2.2. Методики развития исследовательских умений и навыков школьников __________________________________10 Выводы _______________________________________________12 Литература ____________________________________________14



Введение


"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел"


К. А. Тимирязев


Человек и мир - это, пожалуй, самая важная система, которая интересует человечество. Вся наша жизнь - взаимодействие с окружающим миром. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира - открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек живет в рамках сформированного у него образа. Формирование образа мира - это сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь. В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. За последние два десятилетия наша страна пережила череду социальных и экономических потрясений. Изменения жизненного уклада происходят с такой скоростью, что часто даже государственные структуры не успевают должным образом на них реагировать. Что же касается образования с его традиционно консервативным укладом, то оно переживает нынешние времена особенно болезненно. Агрессивная пропаганда бездуховности, попытки замены в нашем обществе устоявшихся нравственных ориентиров на принцип «Все разрешено, что не запрещено» дезориентирует часто даже взрослых, не говоря уже о детях. Поэтому в современном Российском государстве назрело острое противоречие между традиционными формами обучения детей и реалиями бурно изменяющейся действительности. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных способностей. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Происходит переход системы образования из системы, осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, в систему формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами обработки информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить. Технология служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Глава 1

Теоретические основы


Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Основой решения данной проблемы является обучение на основе организации исследовательской деятельности. Для этого сравним универсальные учебные действия с общими исследовательскими умениями и навыками.

УУД

Исследовательские умения и навыки Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание) Самоконтроль и самооценка Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция Умение ставить цель и планировать свою работу Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли) Задавать вопросы Умение доказывать и защищать свои идеи Познавательные (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов Умения и навыки структурирования материала Уметь давать определение понятиям; классифицировать; умения делать выводы и умозаключения выдвигать гипотезы умение видеть проблемы
Глядя на эту таблицу мы видим, что УУД тесно связаны с исследовательской деятельностью. Что же такое исследовательская деятельность? «Исследование, исследовательское поведение - одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его изучение и познание этого мира. В деятельности человека исследовательское поведение выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет принципиально незаменимые функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь». [23]
Исследовательская деятельность - это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне простого восприятия. Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Каменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в. Великие деятели и педагоги России Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70-х годах XX в. в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, С.Г. Шаповаленко и др. В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования выделяются организация поиска новых способов действий и обеспечение сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения». [8, c.10]. Труды А.И. Савенкова ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в современной школе. В его работах описаны доступные методические приёмы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников. Н.Н. Поддьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в исследовательской деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Исследовательский подход к обучению представлен, в частности, в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» М.В. Кларина. Распространённым в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребёнок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. Исследовательское обучение предполагает следующее: -ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; -предлагает возможные решения; -проверяет эти решения, исходя из данных; -делает выводы в соответствии с результатами проверки; -применяет выводы к новым данным; -делает обобщения. М.В. Кларин приводит представление зарубежных дидактов о трёх уровнях исследовательского обучения: - на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно; - на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск); - на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляются детьми самостоятельно. Рекомендация педагогам на 2-м и 3-м уровнях исследования: «Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать детям помощь в работе, избегая задавать ей определённое направление».



Глава 2

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное время


2.1. Организация исследовательской деятельности младших школьников
Изучив теоретический материал, я решила, что исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущий метод - проблемное обучение, через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках и внеклассной работе. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать - узнал». Обучающие приемы - экспериментирование. Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - чувственно-предметная деятельность в науке. В более узком смысле - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер получаемых знаний, я выделила: высокую степень самостоятельности; инициативность учащихся и их познавательную мотивированность; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков; формирование универсальных учебных действий школьников. Развитие познавательной активности я осуществляю через организацию экспериментально-исследовательской деятельности младших школьников в рамках урока окружающий мир и во внеурочной деятельности. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет окружающий мир вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др., что позволяет широко использовать экспериментально-исследовательскую деятельность. Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом. Работу строю так, чтобы ученик: а) получал знания, б) чувствовал свой рост, в) уважал себя как личность. Это возможно, когда:

  • четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
  • детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
  • есть контакт учителя с детьми;
  • исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
  • у ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности).
Исследования классифицирую по-разному: • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные); • по месту проведения (урочные и внеурочные); • по времени (кратковременные и долговременные); • по теме (предметные или свободные); • по степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.); • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу). Уровень, форму, время исследования определяю в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Эксперимент похож на чудо, которое может совершить каждый ребенок. Как и любая деятельность экспериментально-исследовательская имеет свои этапы: 1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). 2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти). 3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования). 4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи). 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования). 6. Определение последовательности проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания). 8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы). 9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования). 10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). На каждом этапе распределяю деятельность учителя и детей, где ребенок активный участник, а учитель партнер ученика (Приложение 1). Этапы дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД:
  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в
зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Принимая во внимание, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя познавательную активность младших школьников через экспериментально-исследовательскую деятельность, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Данные умения (УУД) формирую с первых дней обучения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формируют необходимые правила общения, регулирующие как внешнюю сторону, (построение высказываний, обращенность, адресованность высказывания, внимательное слушание от начала и до конца, «рабочий шум» в группе), так и внутреннюю сторону, содержание высказываний (доказательность, обоснованность предлагаемой точки зрения, положительная направленность, доброжелательность высказываний). Усвоение правил систематически осуществляю в различных способах учебных взаимодействий в процессе обучения: в диадах (учитель - ученик, ученик - учитель), в малых и средних группах по 4-8 человек (ученик - группа учеников, учитель - группа учащихся), во всем классе (учитель - ученики). Значение совместной деятельности учащихся трудно переоценить. Ведь стремительное развитие электроники привело к тому, что дети, научившись общаться с компьютерами, испытывают дефицит общения. Они не могут играть в коллективах, почти не читают книг. Отсюда конфликты, разобщенность, скудный словарный запас, что крайне отрицательно сказывается на обучении и воспитании. Исследовательская деятельность способна, на мой взгляд, компенсировать данные издержки быстро изменяющейся действительности. Она способствует развитию мышления учащихся (умение провести анализ, синтез, классификацию, сопоставление, сравнение, обобщение).

2.2. Методики развития исследовательских умений и навыков школьников Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, нахожу и реализовываю такие условия, которые отвечают поставленной цели: целенаправленность и систематичность, мотивированность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога, учет возрастных особенностей, представления результатов исследования (Приложение 2). Развитие у школьников общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Каковы же должны быть у учащихся умения и навыки для решения исследовательских задач? К ним относят: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умения делать выводы и умозаключения; умения структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Овладение этими важными когнитивными инструментами - залог успешности детской познавательной деятельности. Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения использую самые разные методики и упражнения. Приведу примерные задания и упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему. Данные упражнения, я использовала в своей работе, которые дали положительный результат. Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого человека», « Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», игра «Волшебные превращения». Одно из важнейших свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. В упражнении « Посмотрите на мир чужими глазами» детям читался неоконченный рассказ. Например: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …». Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например, ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. На основе игры «Волшебные превращения» можно провести мысленный эксперимент. Например, при изучении, как стихия огня воздействует на изменения физических свойств воды, предлагаю детям выбрать кого-либо, кто возьмёт на себя роль Огня. Остальные дети становятся капельками воды, которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно, превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда Огонь далеко. Когда Огонь рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают). Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса - фаза решения проблемы. Ответ, на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Например, давайте подумаем или выдвинете гипотезу (предположение): «Что такое радуга?», «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему Солнце светит днём, звёзды - ночью, а на Луне не живут люди?», «Почему идёт дождь, и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?». При обучении детей строить предположения, учу их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что если. Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Вопрос, обычно, рассматривается, как форма выражения проблемы, а гипотеза - способ решения проблемы. Вопросы могут быть: уточняющими - Верно ли, что..; Надо ли создавать…; Должен ли… ., восполняющими - они включают в свой состав слова: где?, куда?, откуда?, кто?, что?, почему?, какие?. Для развития умения задавать вопросы использую различные упражнения: задавать вопросы, тому, кто изображён; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок. В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать выводы и умозаключения. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний и опыта выводятся новые знания. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)». «Назовите как можно больше живых существ добрых, шумных, сильных». Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Мой практический опыт показал, что на уроках окружающего мира эксперименты не только возможны, но и необходимы, однако при условии, что учитель и ученик совместно совершают какое-то открытие, которое для ребёнка до сих пор было неизвестным фактом. Такое отношение учащихся к проводимым исследованиям более серьёзное и вдумчивое, они начинают высказывать массу гипотез и предлагают разные варианты увиденного. При изучении предмета окружающий мир мною были использованы небольшие исследования, эксперименты, направленные на выявление основных признаков живых организмов (дыхание, питание, размножение, развитие, отмирание); на понимание многообразия живых организмов; на выяснение взаимосвязей живых организмов со средой обитания (на конкретных примерах разнообразных экологических связей, доступных пониманию младших школьников). На уроках по окружающему миру во 2 классе проводила мини-исследования, такие как «Комнатные растения», «Осенние изменения в природе», «Тонет - не тонет» (Приложение 3). В 3 классе, при изучении темы «Почва», была выполнена экспериментально-исследовательская работа по теме: «Состав почвы» (Приложение 4). При изучении темы «Вода и ее свойства» был проведен ряд экспериментов по выявлению свойств воды (Приложение 5). Изучая тему «Наше питание» было проведено исследование «Питательные вещества» (Приложение 6). В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, графика, модели. Проведение мини-исследований, экспериментов, исследований, доказывает, что в процессе такого учения каждый чувствует себя личностью, у детей максимально сохраняется интерес к учёбе, добыванию знаний. Грамотное, осознанное применение исследовательского метода в совместной деятельности учащихся привносит в учебный процесс принципиально иную, по сравнению с традиционным обучением, систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении. Любая исследовательская, интеллектуальная деятельность опирается на творческое мышление, более того - она немыслима без творческой мысли.



Выводы Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное - у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении любых задач. Он умеет доказать свое мнение и уважает чужое, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, испытывает яркие эмоции. Ученики начинают понимать мотивы учения - они изучают гармоничный и целостный мир природы и людей, у них появляется интерес к познанию окружающего мира и себя в нем. У ребенка возникает радость от того, что он умеет применять полученные знания. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что экспериментально-исследовательская деятельность является особой формой познавательного развития, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Результаты работы показали, что использование исследовательского метода в педагогической практике, является эффективным и необходимым для развития у младших школьников познавательной активности и способствует: - повышению уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); - речевому развитию (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); - личностным характеристикам (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.). Итогом освоения работы становится способность ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследованию, готовность к логическому мышлению. Такой подход к обучению делает педагога не «истиной в последней инстанции», а всего лишь проводником на пути к ней. В этом случае с переходом в старшие классы роль учителя сводилась бы лишь к консультации и организации учебной деятельности. Это вдохнуло бы в уже не новый лозунг «Учись учиться» новый, современный смысл. Ведь среди огромного потока информации, захлестнувшего нас в последнее время, может надежно ориентироваться лишь тот, кто умеет поставить перед собой цель и определить пути её достижения. Этому я и пытаюсь учить детей, начиная с первого класса. Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.




Список литературы

  1. ФГОС: Начальное общее образование. М.: Просвещение, 2009.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,. Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.
  4. Выготский Л.С. Проблемы детской психологии //Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983.
  5. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М.: Педагогика, 1985.
  6. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». - Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004..
  9. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению - М.: Ось -89, 2006.
  10. Савенков А.И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников - СПб., 2004.
  11. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: «Генезис», 2005.
  12. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М., 2003.
  13. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников// Начальная школа + до и после . - 2005. - № 2.
  14. Леонтович А. В.. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. // Завуч. - 2001. - № 1.
  15. Леонтович А. В.. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания.// Завуч. - 2001. - № 1.
  16. Обухов А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. - 2004. - № 2.
  17. Горячева Г.И. Исследовательское обучение младших школьников. // Уроки, справочники, рефераты. [Электронный ресурс]. URL: do.gendocs.ru/download/docs-197318/197318.doc
  18. Лобанова В.В. Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.// ПроШколу.ру. [Электронный ресурс]. URL: proshkolu.ru/

  19. Методика развития экспериментально-исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета "Окружающий мир".// РЕФ.РФ. [Электронный ресурс]. URL: referatwork.ru/refs/pedagogics/ref-3781.html

  20. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности.// Исследователь.ru. [Электронный ресурс]. URL: researcher.ru/issledovaniya/psihologiya_issl_deyat/a_3jpfi2.html



© 2010-2022