Индивидуальная рабочая программа по элементарным математическим навыкам

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю: Протокол №_____от__________ директор школы руководитель МС:___________ __________________ дата______________





Муниципальное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида» д. Березовка



Индивидуальная рабочая программа

элементарные математические представления__

(название предмета, курса)

математика__

(образовательная область)

1 год обучения

Автор:

Юлмухаметова Гульсира Хубихужовна

(Ф. И. О.)

учитель начальных классов

2014 - 2015 учебный год

Структура программы

  1. Пояснительная записка………………………………………………3


  1. Цели и задачи…………………………………………………………..5


  1. Принципы коррекционной работы…………………………………7


  1. Приоритетные направляющие коррекционной работы……… 9


  1. Предполагаемые результаты обучения………………………… ..13


6. Календарно-тематическое планирование……………………… 15

7. Приложение…………………………………………………………..18


Пояснительная записка Настоящая программа для детей с умеренной умственной отсталостью для 1 класса создана на основе: Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. №1089. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 (в ред. от 24.04.2008г.) ст.7,9,11. Областного базисного учебного плана (ОБУП) (от 25. 08. 2014 г. №01/2540»Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014 - 2015 учебный год». Учебного плана МС(К)ОУ школы-интернат VIII вида, на 2014-2015 учебный год. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях. Программно - методических материалах под ред. И.М. Бгажноковой. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. Коррекционно-образовательных программ для детей с глубоким нарушением интеллекта под ред. Л.М. Шипициной. - СПб.: Образование, 1996. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г. Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г. Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Программа носит рекомендательный характер.
























Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение таких детей к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыков самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. В настоящем сборнике представлены программы, раскрывающие постановку образовательного процесса детей с умеренной умственной отсталостью. В программах дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Количество часов на изучение отдельных предметов и конкретных тем условно и зависит от состава учащихся, материального обеспечения процесса обучения. Каждая из предложенных программ имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач. Программы определяют содержание общеобразовательных предметов, последовательность их прохождения и представлены общеобразовательными дисциплинами:

  • письмо;
  • чтение;
  • математика;
  • живой мир;
  • гигиена самообслуживания;
  • лепка, рисование, конструирование;
  • музыка и пение;
  • физическая культура;
  • ритмика;
  • ручной труд.
Все учебные предметы для учащихся с умеренной умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя, воспитателя. Проведение предметных уроков и экскурсий требует большей затраты учебных часов, но одновременно с этим решается и большее количество педагогических задач. С целью развития мотивации к учебной деятельности, коррекции высших психических функций, при обучении детей возможно использование компьютера практически на всех предметах.













Ввиду психологических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения используются следующие принципы коррекционной работы: Главный принцип в работе с этими детьми - это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определённые учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой. Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идёт о принципе доступности обучения. Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо учитывать их психофизические особенности, т.е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Важнейшим принципом в работе с этими детьми является принцип практической направленности обучения. Известно, что данная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей, т.е. к разному действию. Работу с умеренно умственно отсталыми детьми строится с учетом перечисленных принципов общей и специальной педагогики, а также двух особых принципов, которые чрезвычайно важны именно для этой категории. Прежде всего, это принцип расширения социальных связей. Несомненно, расширению социальных связей таких детей должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Еще один принцип - принцип интегрированного обучения умеренно умственно отсталых детей вытекает из необходимости возможно более разностороннего изучения предметов окружающего мира, привлечения для этого разных анализаторов, включения изучаемых объектов в различные виды деятельности. Такое обучение предполагает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных средств и методов.























Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Обучение грамоте, чтению и письму направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи. Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащимися порядковым счетом, на совершение простейших арифметических операций на конкретном материале, имеющих практическую значимость. При знакомстве с живым миром развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств учащихся. Большое значение для обучения и воспитания учащихся с умеренной умственной отсталостью, развития их эмоционально-волевой сферы, имеют такие учебные предметы как рисование, музыка, пение и ритмика. На уроках рисования, ритмики развиваются координация движений, общая, мелкая моторики. Дети учатся различать основные цвета, их оттенки, видеть красивое, эмоционально воспринимать его. Благотворно на них воздействует музыка (грустная, веселая), хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах. Физкультура как учебный предмет, прежде всего, способствует укреплению здоровья детей. В процессе физических упражнений учащиеся учатся основным двигательным действиям, ориентации в пространстве. Ручной труд имеет немаловажное значение для формирования у учащихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда. Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество. Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. У детей с умеренной умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности. Обучение математике детей с умеренной умственной отсталостью должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений. На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры. В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, занятия по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на:
  • уточнение уровня сформированности элементарных ма
    тематических представлений у учащихся;
  • определение потенциальных возможностей развития эле
    ментарных математических представлений у учащихся,
    что дает возможность учителю создавать для каждого
    ребенка индивидуальную программу обучения;
  • формирование у детей положительного эмоционально
    го отношения к урокам по развитию элементарных ма
    тематических представлений;
  • развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
  • формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);
  • развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);
  • формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.















Предполагаемые результаты обучения (для учителя) - наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
  • осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);
  • понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
  • выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же...»), по образцу и по словесной инструкции;
  • понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесении предметов по величине;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия
    взрослого;
  • осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб,
    круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по
    образцу и по словесной инструкции;
  • производить объединение фигур в группы по форме
    (шары, кубы, круги, квадраты);
  • соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
  • показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
  • перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных
    признаков (по наблюдениям в природе, по изображени
    ям на картинках) контрастные времена года (лето и зи
    ма) и части суток (день и ночь).
В данную программу входит изучение тех знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть дети, так как без них невозможна социальная реабилитация и адаптация ребенка с проблемами в психическом развитии.





















Календарно-тематическое планирование № Тема Кол. часов Дата
Iчетверть 27

1



Понятие о величине. Понятия «большой-маленький». 1

2 «Больше-меньше». 1

3 «Крупный-мелкий». 1

4 Понятия «длинный-короткий». 1

5 «Длиннее-короче». 1
6 Понятия «высокий-низкий». 1
7 «Выше-ниже», «одинаковой высоты». 1
8 Понятия «широкий-узкий» 1
9 «Шире-уже». 1
10 Понятия «толстый-тонкий» 1
11 «Толше-тоньше». 1
12 II. Понятие о количестве. Понятия «много-мало». 1
13 «Больше-меньше», «одинаковое количество». 1
14 Понятия «одинаковое количество» 1
15 «Столько же», «поровну» 1
16 «Равное количество». 1
17 Пространственные представления «верхний-нижний». 1
18 «Выше-ниже» «вверху-внизу». 1
19 Понятия «правый-левый» 1
20 «Рядом, около, между, за, посередине». 1
21 Понятия «дальше-ближе», «подальше-поближе». 1
22 «Справа-слева», «впереди-сзади», «вперед-назад». 1
23 Понятие о весе: «тяжелый-легкий». 1
24 «Тяжелее-легче». 1
25 Соотношение предметов. 1
26 Соотношение предметов по количеству в пределах 3 без названия чисел путем наложения. 1
27 Соотношение предметов по количеству в пределах 3 без названия чисел путем приложения. 1

























Виды работ.

Понятие о величине. Понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «крупный-мелкий». 1.Дидактическая игра «Грибы большие и маленькие»: А. Разложить грибы по величине: большие - грузди, маленькие - опята. Б. Положить большие грибы под большие деревья, маленькие - под маленькие. В. Разложить грибы по корзиночкам: большие грибы - в большую корзину, маленькие - в маленькую. 2.Практическая деятельность: сортировка пуговиц для рубашки по величине. Для больших петелек на рубашках - большие пуговицы, для маленьких - маленькие. 3.Назвать вид одежды, для которой нужны самые большие пуговицы (пальто). Подобрать. Проверить.

4.Индивидуальная работа. Закрепление. Определить на глаз на какую из двух рубашек надо пришить больше пуговиц, па какую рубашку - меньше, какой рубашке потребуются большие пуговицы, какой - маленькие.

Понятия «длинный-короткий», «длиннее-короче»

Ручной труд: отрезать полоски цветной бумаги для занятий по письму. Длинные полоски - красного цвета, короткие полоски - синего.

Дидактическая игра: Подобрать кукле с длинными волосами длинные ленты, с короткими волосами - короткие.

3. Практическая работа: Подобрать длинные шнурки для высоких ботинок (по 4 отверстия для шнурков) и короткие для низких ботинок с двумя парами отверстий.

Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковой высоты»

1. Работа с карточками. Подобрать по росту героев сказки и соответственно их -разложить. Самый высокий - дедка, пониже ростом - бабка, потом внучка и т. д. Выделяем самого высокого героя и самого низкого на другой карточке (Волк и семеро козлят, Три поросенка).

2. Практическая деятельность. Назвать самого высокого мальчика в группе, самого низкого, проверить на ростомере.

3.Индивидуальное задание каждому: из двух мальчиков выделить того, кто ниже. Подобрать мальчиков одинаковых по росту.

Понятия «широкий-узкий», «шире-уже» 1. Пояса широкие, узкие. Подобрать узкий поясок для узких прорезей на изделии и широкий пояс для широких прорезей. Проверить путем наложения, назвать, показать широкий поясок, узкий, сказать, какой поясок уже, какой - шире. 2. Подобрать ремни для брюк разной ширины (не более трех), вставить. 3. Задача на размышление. Из двух досок разной ширины выбрать ту, по которой удобнее перейти ручеек без посторонней помощи (занятие провести на прогулке).

4. Определить, какой мостик шире, какой -уже (измерить шагами).

Понятия «толстый-тонкий», «толше-тоньше» 1. Дидактическая игра: Из множества карандашей (не более пяти) выбрать самый толстъш и самый тонкий. Задание: толстым карандашом начертить толстую линию, тонким карандашом - тонкую. 2.Работа с карточками. Выбрать на карточке самого толстого героя сказки (из трех представленных) и самого тонкого. Сказать, кто толще - Винни Пух или муравей. Разложить по порядку героев сказки по толщине (самый толстый, тоньше, тонкий или худой).

3.Измерить в парке стволы двух деревьев. Определить ствол какого дерева толстый, а какого - гонкий, какое дерево толще, а какое - тоньше. Определить на глаз, что толще - дуб или береза. II. Понятие о количестве. Понятия «много-мало», «больше-меньше», «одинаковое количество». 1.Дидактическая игра: На карточке много цветов (не более пяти) и одна бабочка. Определить количество цветов, количество бабочек (много, мало). Взять столько же бабочек (путем наложения бабочки на цветок), сделать одинаковое количество бабочек и цветов.

2.Подсолнух и стручок гороха. Рассмотреть подсолнух. Определить количество семян. Определить количество горошин. Чего больше? Определить на глаз, больше лепестков у подсолнуха или у ромашки? Сравнить, проверить.

3.Сравниваем количество камешков в желтом и красном стаканчиках. Где мало? Отбавляем из одного стаканчика в другой. Где больше? Закрываем глаза, берем в руки стаканчики. Определить по весу, где больше камешков, где - меньше?

Понятия «одинаковое количество», «столько же», «поровну», «равное количество». 1. Дидактическая игра «Напоить кукол чаем». Задание детям: разлить в кукольную посуду разной емкости одинаковое количество чая, используя мерку - любую чашечку меньшей емкости. Разложить двум куклам поровну конфеты (не более 6). Добиться, чтобы раскладывали по одной конфетке.

2. Практическая деятельность. На рубашке нет пуговиц. Положи столько же пуговиц, сколько петель на рубашке (каждая пуговица прикладывается к петле) и т. д.

Пространственные представления. Пространственные представления «верхний-нижний», «выше-ниже», «вверху-внизу»

1. Дидактическая игра «Поставить посуду на свои полки». Поставить животных в теремки (лягушка-квакушка внизу, на нижнем этаже, ежик - ни головы пи ножек повыше, петушок -золотой гребешок па самом верхнем этаже: «Высоко сидит, далеко глядит, песни ноет, смотрит, кто идет».

2. Повесить картину на стену по указанию учителя: выше детского стола, ниже цветка, который висит над столом. Чуть ниже опустить, чуть выше приподнять.

Понятия «правый-левый», «рядом, около, между, за, посередине» 1.Выполнение указаний: «Сядь рядом с...», «Встань между», «Поставь посередине» и т. д.

2. Игровая ситуация: «Пропал мишутка». Задание детям: Найти игрушку по словесной инструкции, используя перечисленные понятия.

Понятия «дальше-ближе», «подальше-поближе», «справа-слева», «впереди-сзади», «вперед-назад» 1.Дидактическая игра: на игровом поле домики из кубиков, дороги с пересечением, машины. Ведущий ведет играющего по игровом полю, машина выезжает из гаража, проезжает вперед, выезжает на шоссе, едет прямо. Впереди светофор. Остановился. Поехал дальше. Поворот направо, сзади обгоняет машина «Скорая помощь», надо пропустить ее, она обходит машину слева и вырывается вперед и т. д.

2.Зал адаптации: улица, транспорт. Аналогичное задание с использованием детского транспорта, регулировщика (регулирует не жезлом, а словом).

Понятие о весе: «тяжелый-легкий», «тяжелее-легче» 1. Шар металлический и полиэтиленовый. Подержать, сравнить вес. Подбросить, пронаблюдать, как упадет тяжелый шар и как легкий. Прокатить шары одновременно и увидеть разницу в их движении, Положить в таз с водой, посмотреть, что будет с шарами. Вывод: какой шар тяжелее, легче?

2.Два полиэтиленовых ведра разных цветов, но одного объема. Потрогать ведра. Легкие? В одно ведро - синее - налить воды. Сравнить. Отлить половину воды в другое ведро, подержать. Вес равный?

Соотношение предметов. Соотношение предметов по количеству в пределах 3 без названия чисел путем наложения и приложения. 1. Дидактическая игра; «Разложить цветы в вазы». Соотношение количества ваз и цветов без называния числа. 2. Дидактическая игра: «Расставить на окна цветы». В домике несколько окон с цветами. Надо взять столько горшков с цветами, сколько окон.

3. Практическая работа: накрыть стол на несколько человек (не более пяти). Положить столько же салфеток, сколько чашек на столе. (Проверить, чтобы брали по одной салфетке и раскладывали слева направо.)

© 2010-2022