Внеклассное мероприятие ЧЕРЕЗ УРОК К ЗДОРОВЬЮ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧЕРЕЗ УРОК К ЗДОРОВЬЮ

Ушкова Г.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г.Липецка Известный французский писатель XVIII века Жан Жак Руссо сказал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». К сожалению, наши дети не могут похвастаться крепким здоровьем - в гимназии всего 24% здоровых детей и можно с уверенностью сказать, что именно учитель в состоянии сделать для ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто нужно работать так, чтобы обучение детей не принесло ущерба их здоровью. В этих целях в гимназии разработан проект «Школа здоровья». Работа ведется по следующим направлениям: - мониторинг здоровья, сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни; - профилактическая и коррекционная работа. Организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика - значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания. В своей работе внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или минутный «сон». Постоянно провожу профилактическую работу по предупреждению близорукости, искривлению осанки. По вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок «Здоровье», материалы постоянно обновляются. Провожу консультации для родителей по вопросам охраны здоровья детей, формирования их здорового образа жизни. В здоровьесберегающих технологиях принцип психологической комфортности занимает ведущее место. Комфорт ученика позволяет максимально сохранить здоровье, способствует успешной деятельности, формирует переживание удовольствия от пребывания в гимназии. Поэтому я стараюсь, чтобы в моем классе царила атмосфера доброжелательности, доверия и заботы о каждом школьнике. Ученики моего класса любят все уроки, хотя сложностей и трудностей там хватает. По результатам анкетирования я выяснила, что детям все уроки нравятся потому, что они интересные, увлекательные и открывают много нового. Очень важно создать благоприятный настрой на урок. Для этого я использую два приема: 1. Определяю настроение учащихся при помощи цветовой гаммы (дети показывают цветные карандаши). 2. В случае проблем с настроением, я выясняю причины этого и индивидуально поддерживаю учащихся. Таким образом, я создаю психологический настрой на урок и готовлю учеников к усвоению учебного материла. Через 15 минут от начала урока и на 30 минуте наступает фаза утомления, надо изменить вид деятельности и позу ученика, чтобы снять умственное напряжение. Помогают в этом и физкультминутки. Они посвящены снятию усталости, зрительного напряжения, восстановлению дыхания. Очень нравится учащимся игра «Волшебный сон», когда дети встают из-за парт и под классическую музыку располагаются на ковре, отдыхают, а затем возвращаются на свои места. Таким образом, я настраиваю их на установление равновесия между умственным и физическим трудом. В конце урока мы подводит итоги, и я выясняю, дала ли каждому из детей проявить себя, ведь источником психологического комфорта выступает и организация отношений «учитель-ученик». Для здоровья крайне важно уметь контролировать негативные эмоции и избавляться от них. Это достигается путем постоянного самоконтроля и использования различных психотехник. Так, мои учащиеся твёрдо запомнили «Золотое правило»: остановись - подумай - действуй! 1. Когда столкнёшься с трудностью - остановись и проанализируй проблему. 2. Подумай, какими могут быть разными пути решения проблемы и каковы положительные и отрицательные стороны и последствия выбора каждого их них. 3. Выбери тот способ действий, который считаешь наилучшим. 4. Действуй! 5. Если не удастся достичь желаемого результата - не отчаивайся, а выбирай запасной вариант. Большой интерес у моих учеников вызывают уроки окружающего мира. Так, например, к уроку по теме «Как понять, что творится у друга на душе? Эмоциональное здоровье» дети готовились серьёзно: находили интересную дополнительную информацию, используя различные источники, подбирали свои детские фотографии, на которых они изображены как с отрицательными, так и положительными эмоциями, организовывали выставку рисунков «Моё настроение на уроке». В ходе проведения урока совместно с детьми были разработаны советы по улучшению эмоционального здоровья: 1. По возможности помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи. 2. Воспитывайте в себе привычку хорошо говорить о людях, избегайте критики и осуждения. 3. Отгоняйте от себя негативные, пессимистические мысли, старайтесь во всем находить как можно больше хорошего. 4. Избегайте просмотра телепередач и фильмов, которые несут в себе критику, ненависть, насилие. 5. Будьте физически активны, старайтесь ежедневно получать солнечные ванны, так как это способствует вырабатыванию гормонов радости и счастья. 6. Развивайте в себе оптимистический настрой, по возможности избегайте негативных эмоций, твердо решите подняться над всеми трудностями жизни, любите себя и окружающих вас людей. Ведь всё это помогает стать более здоровыми, счастливыми, а значит, и красивыми. Информация, полученная на уроке, находит своё продолжение во внеурочной деятельности. Мои ученики готовят проектные работы, защищают их с успехом на научно-практических конференциях, как в гимназии, так и в городе. Для формирования у обучающихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние, обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся к здоровому образу жизни провожу «Уроки здоровья». На занятиях учимся быть здоровыми душой и телом, стремимся творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям учеников в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые для развития навыков ребенка. Содержание занятий подразумевает введение сказочных и игровых сюжетов и персонажей. Игра на занятии позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. Форма проведения занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и другие. Интерес и удовольствие к учебной деятельности рождают ситуацию успеха у моих учеников. В конце каждого учебного периода дети с радостью сообщают о своих достижениях и планах на будущее родителям, одноклассникам и педагогам. В итоге, применяемые здоровьесберегающие технологии, методы и приемы способствуют повышению уровня физического, психического и социального здоровья детей, что находит свое отражение в результатах: - снижение количества часто встречающихся заболеваний; - осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни; - повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей. По результатам проведенного опроса жалоб от родителей на нарушение здоровья их детей не поступало. Показатель заболеваемости детей в моем классе имеет отрицательную динамику. Мониторинг здоровья, который проводится в гимназии, показывает, что заболеваний приобретенных, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса, в моем классе не наблюдается. Мой учитель, известный педагог Олег Анатольевич Казанский говорил: «Сотрудничество ученик-учитель - это тоже проявление любви». А ведь любовь снижает тревожность и дает ощущение безопасности. И тогда ребенок становится счастливым.

© 2010-2022