Урок по литературному чтению на тему Стихотворение русских поэтов о зиме

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок чтения

в 3 классе

по теме :

« Стихотворения русских поэтов о зиме»

( погружение в зиму)

Учитель начальных классов

Дикарёва Марина Николаевна









Г. Москва

Цели:

1) создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.

2) совершенствовать навыки выразительного чтения.

3) развивать наглядно-образное мышление, воображение, устную речь, творческие способности учащихся.

Оборудование:

1)ТСО-компьютер, доска.

2)репродукция картины К.Ф. Юона « Волшебница-зима»

3)пьеса П.И.Чайковского « На тройке» из цикла «Времена года»

4)художественные фотографии зимних пейзажей.

5)рисунки детей о зиме.

6) выставка книг на тему : « И вот идет сама волшебница зима!»

Ход урока:

1.Организационный момент. Цели и тема урока.

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

- Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице-зиме. В чём же её волшебство-нам помогут узнать поэты, художники, композиторы, и , конечно же, сами вы-ребята.

-Скажите, какими книгами вы пользовались при подготовке к уроку?

-Ваши книги-помощники мы поставили на выставку, которую так и назвали: « И вот идет сама волшебница зима…» словами великого поэта А.С.Пушкина.

2. Поэзия в произведениях великих поэтов. Художественные фотографии зимних пейзажей помогут нам перенестись в мир волшебницы-зимы. Рассмотрите их внимательно и вспомните, какие чудеса бывают зимой?

-Красота, чудеса зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.

- Поэт, поэзия…А что же такое поэзия? Прочитайте предложения:

Поэзия зимнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

- Что теперь скажете о поэзии? Как понимаете слово поэзия?

-Замените в предложениях слово поэзия словом красота. Сколько значений этого слова знаем теперь?

1) Поэзия -стихи, произведения, написанные стихами.( из словаря Ожегова)

2)Поэзия- красота и прелесть чего-либо.

-Итак, мы отправляемся в волшебный мир поэзии. На дом было задание- выучить стихотворение о зиме. Кто желает начать? Всем детям задание: внимательно слушать стихотворение, а затем назвать номер рисунка, который подходит к данному стихотворению.

Ветхая избушка

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...

В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, -
По домам пора!

Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна -
Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!

А. Блок

Поёт зима - аукает...

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

С. Есенин





- Спасибо. Молодцы, ребята. Но это далеко не все стихотворения о зиме. Нельзя сегодня не вспомнить произведения великих поэтов А.С.Пушкина, С. Есенина, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева и многих других..

- Отгадайте, чьи это строки?

1) Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
(И.Бунин)

2)Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она./ Пушкин\

3)Белая береза

Под моим окномПринакрылась снегом

Точно серебром../ Есенин/

4)Вот моя деревня

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой../ И.Суриков/

5)Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои. / Н.Некрасов/

6)Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя…/А.С.Пушкин/

7) Мороз и солнце! День чудесный,

Ещё ты дремлешь , друг прелестный? /А.С.Пушкин/

8) Зима недаром злится,

Прошла её пора…

Весна в окно стучится

И гонит со двора./А.С.Пушкин/

) Чародейкою зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою чудной жизнью он блестит…/Ф.И.Тютчев/

10)Опрятней модного паркета,

Блистает речка льдом одета../ А.С.Пушкин/

-Мододцы! Хорошо знаете имена и творчество великих поэтов. Какие замечательные строки! А как поэты раскрывают в своих стихотворениях красоту зимы? Вспомните. каким словом мы пользовались в начале урока для передачи красоты, прелести чего-либо?(поэзия)Значит, как раскрывают красоту зимы поэты?(поэтично)

3. Поэзия в произведениях великих музыкантов.

- Красота, волшебство зимней природы вдохновляли не только поэтов, но и художников и музыкантов. Сейчас мы прослушаем пьесу П.И.Чайковского « На тройке» из цикла «Времена года».

-В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней.

-Послушайте пьесу и скажите, какие картины зимы вы представили?

-Правильно, П.И.Чайковский в пьесе « На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.

-А мы можем сказать, что композитор музыкальными средствами передал красоту зимы поэтично?

4. Поэзия в произведениях великих художников.

- А теперь рассмотрите репродукцию К.Ф.Юона « Волшебница зима» и скажите, какие чувства она у вас вызывает? Почему художник назвал картину именно так? Какие строки Пушкина вспоминаются при виде этой картины?

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

-Итак, мы видим, что К.Ф.Юон показал зиму волшебницей, чародейкой.

5. Развитие речи. Творчество учеников.

-Сегодня на уроке мы убедились, что красота зимней природы вдохновляет поэтов, художников и композиторов на творчество. Я вижу, что и вам нравится зима, вы доказали и рассказали в чем волшебство зимы. Я думаю, что и у вас получатся свои творческие работы- попробуйте сочинить своё стихотворение о зиме.

-Для начала вспомним отличия стихотворения от других жанров литературных произведений.

а)-Являются ли эти строки стихотворением? Докажите!

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт.

И сам про себя удалую

Хвастливую песню поет.

б) -А это стих-е? почему? Восстановите стих-е.

А с рассветом на село,

На поля, на пустынный сад,

Ночью бушевала буря,

Понесло первым снегом.

6. Итог урока.

-Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но вы ещё не раз встретитесь с чудесами и волшебством русской зимы, если побываете в зимнем лесу, парке,посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. А вот о другом чуде зимушки-зимы , которое приближается к нам, Новом годе мы поговорим на следующем уроке, приготовьте стих-я о этом прекрасном сказочном празднике.



© 2010-2022