«Урок на основе системно - деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
«Урок на основе системно - деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы» Первая ступень деятельностного обучения - 1 класс. Эта ступень самая трудная и сложная, так как ребенок, придя в школу, зачастую психологически не готов сразу включиться в новую для него деятельность. Наблюдая за детьми, мы видим, что они еще живут в своем мире «Мире игры». На переменах они летают между парт на своих воображаемых звездолетах, кувыркаются на полу, представляя себя неуловимыми героями из мультфильмов. На уроке математики из линейки и ручки мастерят самолеты и снова погружаются в мир своей игры. Перед педагогами обучающих учеников первых классов стоит сложная задача переключить ребенка из одного вида деятельности в другой. Ведь игра это тоже деятельность. А начать свое выступление я хочу с видеофрагмента давно всем вам знакомой сказки. Фильм «Красная шапочка». (просмотр видеоролика из 1 серии «Песенка на необитаемом острове». «А я ребенок и мне нет дела до твоего дела» - это позиция очень многих первоклассников, да и не только. С педагогической точки зрения эти дети являются не мотивированными к процессу обучения. И что же делать? Смотрим дальше. Ситуация с необитаемым островом. Что мы увидели, ребенка поставили в проблемную ситуацию. Ребенок задумался. Итог этого вы увидите в начале 2 серии. (просмотр) Мальчик берет ведро с тряпкой и пробует сам отмыть с пола нарисованные классики. Что произошло с ребенком? Ребенок пропустил через себя проблемную ситуацию и решил действовать. Произошла мотивация. К этим фрагментам подходят слова доктора психологических наук Г. А. Цукермана (слайд 4) «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать - вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. (слайд 5) - Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. (слайд 6) - А какую основную форму обучения мы используем? (урок) - Как вы думаете, урок - это статическая, неизменяемая или постоянно меняющаяся форма? Слайд 7) - Почему урок меняется? В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня. Второй вопрос, который меня волнует - это как проводить уроки? (слайд 8) Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС. Из этого вытекает следующий вопрос, как создать ситуацию, пройдя которую ученик получит новые познания и придет к самоизменению? Слайд 9) Приведу пример схемы -аксиомы «Рефлексивной самоорганизации»: где 1 − действие, в котором возникло затруднение; 2 − фиксирование затруднения; 3 − анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование - И); 4 − определение причины затруднения (критика − К); 5 − постановка цели и проектирование (П); 6 − реализация проекта.
- Где можно применить нашу аксиому? - С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. В приказе Министерства Образования и науки прописано, что в основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Как отойти от старых традиций и начать работать по-новому? Предлагаю провести сравнительный анализ современного урока и традиционного. (Слайд 10) Структура традиционного урока: 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация опорных знаний. 4. Объяснение нового материала. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа. 7. Итог урока.
Структура современного урока: 1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3.Выявление места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета. Поэтому хороший современный урок - это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо"); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу"); устанавливаются тематические рамки ("могу").
Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; девиз, эпиграф ("С малой удачи начинается большой успех" и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий диалоги; мотивирующий приём "яркое пятно" - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения ("Почему возникли затруднения?", "Чего мы ещё не знаем?")
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление - 4-5 минут Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами; VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания). Самоконтроль, самопроверка. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут. Сначала предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты. Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать?




Сегодня хочу показать Вам лишь фрагмент урока, разработанного по принципам системно-деятельностного подхода. Тема урока: Число семь, цифра 7 Цель урока: познакомить учащихся с числом и цифрой 7. Задачи: 1.Формировать представление о числе 7 и умение обозначать число на письме с помощью цифры 7. 2. Познакомить учащихся с составом числа 7. 3. Формировать умение изображать число 7 на числовом отрезке. 4. Тренировать способность к составлению выражений по рисункам. 5. Закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями. 6. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). 7. Развивать речь учащихся. 8. Воспитывать аккуратность. Формы работы: - фронтальная, коллективная, самостоятельная, дифференцированная Методы: наглядный, словесные (диалог, беседа), методы письменного и устного контроля и самоконтроля (практическая работа, самостоятельная работа) Тип урока: урок «открытия» нового знания Форма: Классно - урочная. Технологии: технология системно - деятельностного обучения, развивающая, личностно - ориентированная, здоровье - сберегающая. Фрагмент урока 1. Мотивирование к учебной деятельности Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (Цифры) Где мы можем увидеть цифры в обычной жизни? Давайте сделаем вывод, нужно ли нам с вами учиться считать? 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Скажите, а что особенного в этом ряду цифр? Как они расположены? (Не по порядку). Расставьте числа в порядке возрастания. Как будем расставлять? Какую цифру мы поставим первой? А какую последней? Давайте вместе посчитаем в прямом и обратном порядке
3.Выявление места и причины затруднения. Ребята, а давайте мы с вами перевернем эти карточки. Какое слово получилось? Давайте попробуем прочитать ЦИФЕРИ_ Ребята в этом слове не хватает еще одной буквы, значит надо добавить еще одну цифру. Предлагаю вам поработать в парах. Чтобы определить вашу пару для работы, возьмите за руку своего соседа по парте. Это ваша пара для этой работы. Перед вами на столах лежит листок бумаги. Он абсолютно чист. На этом листе бумаги, каждая пара напишет ту цифру, к которой, по вашему мнению, мы сегодня отправляемся в путь. (Работа в паре).
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Итак, мы с вами предположили, к какому числу мы отправились в гости. Что же это за число? Ребята, поднимите свои листки вверх, чтобы я могла увидеть, какую цифру вы написали. У вас написана цифра 7. А почему? Я добавлю букву, но не покажу цифру. Читаем, что получилось волшебная страна ЦИФЕРИЯ. Давайте еще раз проверим, пересчитав буквы в слове. Тогда скажите, как называется тема нашего урока? (Число 7, цифра 7). Ребята, скажите, а у всех получилось написать цифру 7? Сможем ли составлять выражения, чтобы узнать состав числа 7, если мы не умеем писать цифру 7? Фиксирование затруднения: - В чём же возникло затруднение? (не умеем писать цифру 7) Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем и чему научимся? (научимся писать цифру 7, узнаем состав числа 7)
1 класс ученики учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы, учатся работать в группе (в парах). Конечно же они еще не погружены полностью в эту систему, они лишь начинают свое путешествие по ее безграничным возможностям. Таким образом, благодаря использованию приемов технологии системно-деятельностного подхода обучающиеся с интересом вовлекаются в ход урока.


4,1 / 5 (11)
загрузить
© 2010-2018