Конспект урока по риторике на тему Обращение 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по риторике в 1 «Б» классе

Учитель Шангина Е.А.

Тема урока: "Обращение"

Тип урока: Объяснение нового материала

Цель: Учим ребят уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации.

Задачи:

Образовательные: - научить употреблять обращения в речи;

- уметь произносить фразы от лица сказочных

героев в нужной интонаци.

Развивающие: - обогощение словарного запаса;

-умение разыгрывать ситуации по теме.

Воспитательные: - научить работать подгруппами;

-выслушивать ответы одноклассников, не перебивая

друг друга;

-уметь дополнять ответы товарищей;

-продолжать воспитывать доброжелательное

отношение.

Оборудование: учебник «Детская риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской 1 класс, рабочие тетради.


Ход урока:

Орг.момент.

Ребята, сегодня наш урок будет необычный, а необычен он будет тем, что на нём присутствуют наши родители. Они пришли сегодня к нам для того, чтобы посмотреть, как вы учитесь и чему вы уже научились.

Вводная часть.

Урок мы с вами начнём, как всегда, с дыхательной гимнастики. Встаньте у своих стульев.

1 дых.упр. называется "Сорви яблочко". Вам оно уже известно. Итак-тянемся правой рукой высоко-высоко к воображаемому дереву, становимся на цыпочки и срываем самое спелое, самое красное и вкусное яблочко. А когда срываем его, то выдыхаем и произносим "УХ" и кладём яблочко в корзину. Давайте ещё пару яблочек сорвём, тянемся высоко-высоко..."УХ".

2 дых.упр. - Ребята, а давайте вспомним, о каком празднике мы с вами недавно говорили? (День космонавтики). -Верно, так давайте же проведём космическое дых.упр. "На космодроме".

Представьте, что вы космонавты. До запуска космического корабля осталось 10 секунд. Распределите воздух таким образом, чтобы вы сосчитали от 10 до 1 и громко, отчётливо произнесли слово "Пуск!" Итак, через нос набираем воздух ... Начинаем отсчёт времени: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 Пуск! (2-3 раза).

Хорошо ребята, садитесь. Не забывайте, как вы должны сидеть за партами.

А теперь давайте вспомним о чём мы с вами говорили на прошлом уроке риторики, что вам запомнилось? (отв.дет.)

Верно, мы с вами определяли где начало, а где конец предложений, а также вспоминали считалки и сочиняли свои считалки. Так для чего же нам нужны считалки? (отв.дет.) Давайте попробуем вспомнить некоторые из них (отв.дет.) Молодцы!

А сегодня, тема нашего урока звучит так: "ОБРАЩЕНИЕ". Мы поговорим о том как правильно употреблять обращение к кому-либо, в зависимости от ситуации.

Объяснение нов.материала.

Беседа: -Как по-разному вас называют в семье: Серёжа, сынок, внучок, малыш и т.д. А в школе, во дворе? Иногда ласково, иногда- не очень, а порой обидно. В школе называют даже по фамилии и полному имени-официально: "Екатерина Александровна, к учителю" и т.д.

-А зачем вообще нужно обращаться к человеку, называть его малыш, Саша, Александр? (отв.дет.)

-Верно, для того, чтобы привлечь внимание этого человека, заставить его слушать. Но при этом говорящий нередко передаёт к нему и своё отношение. И нам совсем не всё равно, как нас зовут. А ведь бывают и грубые обращения.

Работа по учебнику:

-Ребята, откройте свои учебники на стр.51 . Посмотрите внимательно, кто изображён на верхнем рисунке? Что говорит рыбка? Что говорит старик? (отв.дет.)

-Старик просит рыбку ("смилуйся") и может назвать её по-разному. Как? Прочитаем. (чтение детьми). Когда старик скажет "золотая рыбка", а когда- "государыня рыбка"? А может ли старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать её просто "рыбка"? -Нет, старик просит рыбку как морскую царицу-только царицу можно назвать государыней.

-В последнее время слово "государь", "государыня" некоторые взрослые пытаются возродить и пользуются ими при обращении к незнакомым людям: "Не скажите ли сударыня как проехать к центру?"

А теперь, на той же 51 стр. рассмотрите следующий рисунок. Кто здесь изображён? (отв.дет.) В каком случае старик говорит: "Здравствуй, барыня сударыня дворянка!", а когда-"Здравствуй, грозная царица!" Что отвечает старуха? Как она называет старика? ("Мужик!") Как это её характеризует? (отв.дет.)

Хорошо, а теперь мы с вами попробуем разыграть ситуации:

1) Вы и мама. Вы просите маму купить игру, которая вам очень нравится. Не забывайте об обращении и о слове "пожалуйста".

2) Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Не забывайте о словах извинения. Слово "извините" позволяет вам обратить внимание, установить контакт. И можно обойтись без обращения.

3) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд.

4) Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.

(ребята с места отвечают).

Хорошо. А сейчас откройте стр.52,53. Рассмотрите рисунки и скажите, о каких сказках А.С.Пушкина они вам напомнили (отв.дет.)

Выберите стихотворные строки из «Сказки о царе Салтане», а затем из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях". Кто из героев этих сказок и как произносит слова-обращения, какие обращения использует? Прочитайте эти строчки выразительно. (отв.дет.)

-Рассмотрим другой рис. Кто изображён на нём? Как по-разному обращается царица к волшебному зеркальцу? ("Свет мой, зеркальце"; "мерзкое стекло"; "зеркальце".) Почему? О чём говорят нам эти разные обращения? (отв.дет.)

Физ.минутка. Я вижу вы подустали, давайте немного отвлечемся и проведём с вами физ.минутку "Буратино".

"Буратино потянулся.

Раз - нагнулся,

Два-нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать".

-Хорошо ребята, садитесь. Не забывайте, как правильно надо сидеть за партами.

Закрепление:

-Я сейчас прочту вам стихотворение "Очень вежливый индюк". Вы его внимательно послушайте и после, вам нужно будет ответить на вопросы к нему:

"Объявился

В доме

Вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

-Эй, вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости-

Поучиться

Вежливости!

Я и сам,-

Кричал Индюк,-

Доктор Вежливых Наук,

И жена моя-пример

Замечательных манер-

Даже когда спит она,

Видно, что воспитанна!

Не стесняйся ты, осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: "Приду, спасибо!"

Ты не будь свиньёй, Свинья,-

Ждёт тебя

Моя семья!

Только раньше бы

Умыла

Ты своё свиное рыло!

Как не бился он,

Однако

К Индюку никто не шёл-

Ни Корова,

Ни Собака,

Ни Хавронья,

Ни Осёл!

Посинел Индюк от злости:

-Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они - балды-балды!

И добавил

С высоты

Своего величия:

-Не усвоили,

Скоты,

Правила приличия!

(Ян Бжехвала. Перевод Б.Заходера)

-Вот какое стихотворение. Ребята, скажите пожалуйста, на какое грубое обращение в приглашении Индюка ("Эй, вы, невежи, заходите, что ли, в гости") могли обидеться его соседи? (отв.дет.)

-В самом ли деле перед нами Очень Вежливый Индюк? Почему вы так думаете? (отв.дет.) -Индюк совсем невоспитанный. Он кричит, употребляет много грубых и обидных слов, говорит со всеми свысока, без уважения и т.д.

-Всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто сам себя считает вежливым? (отв.дет.)

Подведение итогов:

-Итак, давайте же теперь вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, что нового вы узнали? (отв.дет.)

-Верно, мы познакомились с обращением. Мы убедились в том, что обращение может быть разным в разных ситуациях. Наверное, все поняли, как важно правильно обратиться к человеку, чтобы привлечь его внимание, продолжить или закончить разговор.

-Когда можно, уместно, обращаясь к Коле, назвать его Коля, а когда Коленька, Колька, Николай? (отв.дет.)

-Наш урок подошёл к концу.

-Вам понравился урок? (отв.дет.) -Чем? (отв.дет.)


© 2010-2022