Конспект урока по внеклассному чтению на тему Ю. Драгунский Друг детства

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

по внеклассному чтению в 1 классе

Тема урока: рассказ В.Ю. Драгунского «Друг детства».

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Образовательная система (УМК): Школа России.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по осознанию смысла рассказа В.Ю. Драгунского «Друг детства».

Планируемые результаты:

Личностные:

• проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя, принимать активное участие в беседах и дискуссиях.

• пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные:

• осмыслять цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).

• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану).

• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя.

Познавательные:

• анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

• осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, вопрос к тексту, тему.

Коммуникативные:

• спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.

• строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).

Предметные:

• проявлять интерес к чтению рассказов В.Ю. Драгунского;

• различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов;

• уметь называть действующих лиц прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев.

Средства обучения: книга В.Ю. Драгунского «Друг детства», фрагмент мультфильма «Друг детства», презентация, круги 3-х цветов.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование).

1. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии

2. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 576(747) с.

3. ФГОС НОО, М.; 2013

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Средства обучения

Анализ этапа

  1. Организационный момент


Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Константиновна. Сегодня я проведу урок внеклассного чтения.



  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на работу

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга - верный друг детей,

С ней живётся веселей!

Словесные

___


  1. Подготовка к восприятию
Познакомить учащихся с фактами из биографии писателя Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним замечательным детским писателем и немного с его творчеством. Это - Виктор Юзефович Драгунский. Кто-нибудь из вас слышал об этом писателе? Читал его рассказы? Посмотрев на его фотографию, подумайте, какой это был человек. Я расскажу вам немного о нём. Родился Виктор Драгунский очень давно, 101 год назад. В школе он учился плохо, но зато любил читать книжки. Он был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал. После войны Драгунский работал в цирке клоуном. Особенно он любил выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха. Он любил писать для детей, и им написано довольно много произведений. Наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы». Это весёлые рассказы про мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова. Произведения выросли из его безмерной любви к сыну, которого тоже звали Денис. С одним из рассказов этого цикла мы с вами сегодня и познакомимся. А называется он «Друг детства». Как вы думаете, о чём будет этот рассказ? А ваши предположения мы проверим после прослушивания. Словесные (рассказ)



Аудиовизуальные (презентация)
  1. Первичное чтение + словарная работа

Восприятие текста, непонятных слов на слух Чтение учителем 1 части рассказа (Приложение 1). Объяснение непонятных слов во время чтения: Сингапур - страна, находящаяся на юго-востоке от континента Евразия (показ на карте) Ален Бомбар - французский путешественник (показ фотографии) Словесный (чтение), наглядный Аудивизуальный (презентация), вербальный (книга)
  1. Проверка первичного восприятия
Обсуждение прочитанного фрагмента текста Что можно сказать об этом мальчике, о его характере? Постоянен ли он в решении, кем будет, когда вырастет? Кем он хотел быть? Можно ли сказать, что у него хорошее воображение, что он мечтатель? Почему? Как вы думаете, что будет дальше? Словесный (беседа)

___

6. Вторичное чтение + словарная работа
Восприятие текста, непонятных слов на слух Чтение учителем 2 части рассказа (Приложение 1). Объяснение непонятных слов: до чтения: показ фотографии боксёрской груши. во время чтения: спятил - сошёл с ума, лупить - сильно бить. Сто - триста рублей в те времена были большие деньги, как сейчас 3-4 тысячи. Словесный (чтение), объяснение Вербальный (книга)

7. Проверка вторичного восприятия Обсуждение прочитанного фрагмента текста Кем же, наконец, решил стать мальчик? Как вы думаете, почему именно боксёром? Как ответил папа на просьбу мальчика? Почему папа отказал мальчику в покупке груши? Что можно сказать о мальчике, если для него сто-триста рублей - пустяк? Как вы думаете, что будет дальше? Словесный (беседа)

____
8. Физминутка Профилактика утомления. Психоэмоциональная разрядка. Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - за парты сесть опять. Наглядный

9. Третичное чтение + словарная работа
Восприятие текста, непонятных слов на слух Чтение учителем 3 части рассказа. Разбор непонятных слов. Во время чтения: утиль - ненужные вещи, непригодные для применения. Словесный (чтение) Вербальный (книга)
10. Проверка третичного восприятия Обсуждение прочитанного фрагмента текста Как мальчик отреагировал на отказ отца? Какой вариант вместо груши предложила мама? В тексте слово «Мишка» написано с большой буквы. Что это значит? Как мама описала этого Мишку? Как вы думаете, что будет дальше? Словесный (беседа)

___
11. Просмотр видеоролика Восприятие информации на слух, визуально Показ фрагмента мультфильма (4 часть) Наглядный Аудиовизуальный (фрагмент видео-ролика)
12. Проверка первичного восприятия Обсуждение просмотренного видеоролика Как мальчик отнёсся к маминой идее? Как в детстве мальчик относился к этому Мишке? Почему же мальчик не стал использовать Мишку в качестве груши? Можно ли сказать о том, что описание Мишки сыграло свою роль в решении мальчика? Что можно сказать о мальчике, если рассматривать этот поступок? Почему он передумал становиться боксёром? Словесный (беседа)

____
13. Итоговая беседа по произведению Выявление уровня восприятия текста, умение находить главную мысль Так почему рассказ назван «Друг детства»? Кто этот друг детства? Чему учит нас этот рассказ? Зачем написал его автор? Словесный (итоговая беседа)

____
14. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Формирование навыков оценивания своей работы на уроке, способов достижения лучших результатов

У вас на столе лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Кто сегодня хорошо рассуждал, понял рассказ, ему понравилось произведение - поднимает зелёный кружок. Кто немного не понял смысл рассказа, мало рассуждал - жёлтый кружок, кто не понял смысл рассказа, не хотел рассуждать, не понравился рассказ - красный кружок.

Кто поднял красный и жёлтый кружок, давайте вместе подумаем, над чем вам нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы вы добились больших успехов? Словесный, практический Круги 3-х цветов

Приложение 1.

1 часть.

«Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

- Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

2 часть.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» - такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

- Папа, купи мне грушу!

- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

- А тебе зачем? - сказал папа.

- Тренироваться, - сказал я. - Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

- Сколько же стоит такая груша? - поинтересовался папа.

- Пустяки какие-нибудь, - сказал я. - Рублей сто или триста.

- Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

3 часть.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

- Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

- Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

4 часть.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный - желтый стеклянный, а другой большой белый - из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот и обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

- Ты что, - сказала мама, она уже вернулась из коридора. - Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

- Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

© 2010-2022