По русскому языку на тему Гласные и согласные звуки и буквы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

Дата «___»________ г Класс 2-«__»

Тема урока: Гласные и согласные звуки и буквы

Цели урока:

Уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков;

развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО:


Этапы и структура урока.


1

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)


Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередование их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Из стихотворения вы поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о звуках, какими они бывают, как произносятся и чем отличаются.

2

Проверка домашнего задания.


Упр. 51

3

Чистописание, словарная работа.

Над какой буквой мы будем сегодня работать, ее вы сможете узнать, если внимательно прослушаете мой рассказ и ответите на вопросы.

Учитель медленно читает рассказ.

На даче

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и вареньем потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».

- Где жили дети летом?

- Как их звали? Что они делали утром?

- Куда они бежали? Чем Вова ловил рыбу?

- Что делала Надя? Какую сказку читал ей вечером Вова?

- Какой звук присутствовал во всех словах, которые вы произносили? ([ч]) - Какая буква обозначает этот звук?

- Спишите с доски:

ччч

Работая над этой буквой, следует обратить внимание на элемент, при письме которого наблюдаются частые ошибки. -' Спишите с доски следующие буквосочетания:

Чч Чу Ча Че

- Спишите слова:

Чудо, час, чай, чайка, чудеса.

- Прочитайте скороговорку: В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж Чрезвычайно чисто и четко.

4 Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Посмотрите на картинку на стр. 25. На какие две группы можно разделить звуки?

Почему согласные вылезают из-за преграды? (Согласные встречают преграду во рту, когда произносятся. Эта преграда - язык, зубы)

Прочитаем диалог Знайки и Незнайки на стр. 25

УПР 53 - УСТНО.

5

Наблюдение над гласными и согласными звуками.

- О каком времени года говорится в стихотворении И. Никитина:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

- Произнесите отдельно каждый звук в этом слове. Все ли звуки произносятся одинаково? (Звуки [и], [а] произносятся свободно через рот, а звуки [з], [м] при произношении встречают преграду.)

- Звуки [и], [а] произносятся с голосом или без голоса? (С голосом.)

- Как называются звуки, которые произносятся свободно и с голосом? (Гласные.)

- Назовите гласные звуки русского языка и покажите, что при произношении их воздух проходит свободно, не встречая преград на пути, ([а], [о], [и], [у], [ы], [э])

- Что еще вы знаете про гласные звуки? (Они могут образовывать слог.)

- Приведите примеры и запишите в тетрадь. (Оля, Ира, Юля, Игорь.)

На доске записано: БЕЛХ.

- Слово рассыпалось. Помогите найти его и запишите в тетрадь.

- Произнесите отчетливо каждый звук в этом слове. Выделите только согласные звуки;

- Почему вы решили, что это они? Докажите. (При произношении согласных звуков воздух встречает на пути преград: губы, зубы, язык. Звук произносится с шумом.)

- Может ли согласный звук сам по себе образовать слог? (Нет, только вместе с гласным звуком.)

- Составьте и запишите предложение со словом хлеб. Подчеркните в этом предложении все буквы, которые обозначают согласные

звуки.

- Отгадайте загадки, в тетрадь запишите отгадки. Подчеркните в словах буквы, обозначающие гласные звуки.

По черной земле белый заяц пробежал. (Мел и доска.)

Кто говорит молча? (Книга.)

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка.)

Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка.)

Через поля, через луга Встала нарядная дуга. (Радуга.)

- Разделите слова на слоги. Как определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных - столько и слогов.)

- Выполните упр. 61. Перед тем как записать слова, необходимо разделить слова на слоги, выполнив эту работу коллективно.

6

Динамическая пауза.

Был один малыш - зайчишка.
Он всего боялся слишком.
Мчался по лесу бегом,
Иль садился под кустом.
Он от всех зверей таился,
Раньше всех он спать ложился.
А, уснув, он видел сон,
Что он храбр и силён.

7

Самостоятельная работа

Упр. 54

8 Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Задайте друг другу вопросы по теме урока .

9 Домашнее задание.


Упр. 55, 56

10

Рефлексия


- Закончите следующие фразы.

- Звуки бывают ... (гласные и согласные).

- Гласные звуки произносятся ... (свободно, не встречая преград).

- Согласные звуки произносятся ...(с шумом, так как воздух на пу встречает преграду).

- Гласные звуки в отличие от согласных ... (образуют слог).



Карточка № 1 Ф.И. ________________________________________

Из слов каждой строчки составьте предложение. Подберите название к тексту.

шли, девочки, лес, через

лесу, было, и, тихо, в, нарядно

густо, елочки, зеленели

золотые, светились, березках, искорки, в


Карточка № 2 (2-1-14) Ф.И. _______________________________________

Запишите предложения. Найдите в них трехсложные слова.

На землю падают снежинки. Данияр живет в Астане. Светит ярко солнышко. Мы учимся во втором классе.




Карточка № 1 (2-1-14) Ф.И. ________________________________________

Из слов каждой строчки составьте предложение. Подберите название к тексту.

шли, девочки, лес, через

лесу, было, и, тихо, в, нарядно

густо, елочки, зеленели

золотые, светились, березках, искорки, в


© 2010-2022