Технология мотивационного сопровождения обучения младших школьников «группы риска»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Г. Логинова

Технология мотивационного сопровождения обучения младших школьников «группы риска» Вопрос о роли учебной мотивации в структуре учебной деятельности рассматривалась многими исследователями с разных позиций. Это Л. И. Божович [1], А. Н. Леонтьев [2] и другие. Влиянию деятельности на становление мотивационной сферы посвящены исследования В. В. Давыдова [3], В. С. Ильина [4]. На современном этапе развития педагогической психологии данной проблеме так же посвящено много работ (Ю. В. Варданян [5], М. С. Староверова [6] и другие). В ходе исследований данными авторами выработаны подходы к усилению роли мотивации в структуре учебной деятельности, определено влияние мотивации на процесс протекания деятельности, доказана возможность изменения характера деятельности посредством мотивационной сферы. Опираясь на понимание проблем вышеперечисленными авторами, считаем, что успешность учебной деятельности младшего школьника напрямую зависит от качества его мотивационного сопровождения и, несмотря на большой наколенный опыт изучения данной проблемы, она сохраняет свою актуальность применительно к младшим школьникам «группы риска». Для мотивационного сопровождения данной категории учащихся важно знать психолого-педагогические факторы влияния учебной мотивации на успешность учебной деятельности младшего школьника. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, опыт психологической и дефектологической деятельности позволили вычленить следующий перечень таких факторов: 1. Важно, чтобы познавательный мотив для ученика являлся не только понимаемым, но и значащим, «реально действующим» [2, 64]. 2. Необходимо формировать и поддерживать у ученика положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам, самому процессу обучения. 3. Учебный процесс необходимо окрашивать эмоциональными реакциями, как с положительной, так и с отрицательной модальностью (направленностью на преодоление трудностей), что позволяет вести обучение в ситуации успеха. 4. Важно добиваться того, чтобы мотивы обучения находились в плоскости целей ученика, при этом мотивы и цели совпадали. 5. Необходимо развивать познавательную потребность ученика в одном ключе с его потребностью в достижениях. 6. В процессе обучения важен учет психофизиологических особенностей и возможностей учащихся с опорой на зону ближайшего развития. Многочисленные факторы воздействия на учебную деятельность мы объединили в три основные группы по источнику воздействия: 1. Индивидуально-психологические, которые определяют индивидуальные особенности ученика ККО в познавательном и личностном плане, структуру его дефекта, типологию характера. 2. Социально-психологические, которые воздействуют на ученика через его окружение в школе и дома, взаимоотношение с одноклассниками, учителями, воспитателями, родителями. 3. Организационно-деятельностные, которые осуществляются в процессе взаимодействия учителя и ученика, основываясь на предыдущих двух группах. В нашем понимании, необходимо, чтобы факторы влияния учебной мотивации на успешность учебной деятельности не только действовали стихийно на учащихся с первого класса, но и их влияние было организованно и целенаправленно: только в этом случае обучение будет успешным. Организация влияния таких факторов осуществляется посредством применения учителем ТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, которая состоит из следующих компонентов: 1. Ориентация на эмоциональное благополучие. Мы считаем, что лишь положительная атмосфера станет прочным фундаментом для создания положительной мотивации учения. Такая атмосфера складывается из доброжелательного отношения учителя к детям: каждый ребенок рассматривается как отдельно взятая личность; в классном коллективе царит взаимопонимание, взаимоуважение, взаимоподдержка как в системе «учитель-ученик», так и в системе «ученик-ученик»; достигается взаимопонимание и эмоциональное благополучие в системах «родитель-ребенок», «родитель-учитель». Если же ученик не ощущает постоянной эмоциональной поддержки со стороны учителя, одноклассников, родителей, то это может вызвать снижение интереса к учебной деятельности и, как следствие, нежелание учиться. 2. Обучение в ситуации успеха. Опыт педагогической работы показывает, что все дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности к школьному обучению. Кроме этого, у каждого ученика «группы риска» имеются индивидуальные особенности познавательной и личностной сферы, сдерживающие темп достижения успеха, уменьшающие продуктивность учебной деятельности. Такие различия между учащимися создают разный уровень усвоения программного материала на уроке. Учителю необходимо учитывать такие различия на этапе оценивания результатов учащихся. Так, недопустимо сравнивать успехи и неудачи одного ребенка с успехами и неудачами другого. Результат каждого важно сравнивать лишь с его предшествующим результатом и мерой реализации выдвинутой цели, что характеризует личностный и познавательный рост самого ребенка. Также, на каждом уроке, необходимо отмечать результат учебной деятельности каждого ученика несколько раз, чтобы ребенок смог, если необходимо, скорректировать свою деятельность, или смог улучшить свой предшествующий результат. Следует хвалить ученика за каждое его усилие над собой. Особенно это актуально в первом классе, где обучение производится по «безоценочной системе». Систематическое одобрение ученика, как со стороны учителя, родителя, так и со стороны одноклассников (например, при работе «в парах») способствует обучению в ситуации успеха, что усиливает мотивацию учебной деятельности. 3. Устранение монотонности учебной деятельности. В значительной степени это достигается путем использования нетрадиционных форм обучения, к которым относятся урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, урок-круглый стол. Использование разнообразных форм проведения урока способствует устранению однообразия школьной жизни. Кроме этого, необходимо даже на традиционном уроке проводить отдельные этапы в нетрадиционной форме. Так, можно предложить ребятам выполнение домашнего задания на выбор по степени сложности материала; можно определить рабочую группу помощников (например, для подсчитывания баллов) на этапе оценивания. Конечно, в целях избежания монотонности необходима постоянная смена видов учебной деятельности учащихся. Также полезно использовать проблемный метод обучения, при котором ученики не получают информацию от учителя в готовом виде, а в процессе решения проблемы ищут истину, то есть учатся добывать знания самостоятельно, что очень активизирует работу учащихся на уроке и повышает мотивационную составляющую обучения. 4. Усиление занимательности учебного материала. Данная стратегия исходит из предыдущей и способствует усилению влияния психолого-педагогических факторов на учебную мотивацию, но предусматривает, что предлагаемый учебный материал носит занимательный характер, побуждая ребят к учебной деятельности. Как правило, в первом классе на уроке, особенно в адаптационный период, применяются игровые элементы, так как в этом возрасте происходит переход от игровой деятельности дошкольника к учебной деятельности ученика. В дальнейшем применение занимательных элементов выполняет релаксационную и восстановительную функции, усиливая притягательность учебной деятельности. 5. Использование ИКТ и развивающих сред обучения. На наш взгляд, в целях повышения мотивации учения учащихся «группы риска» целесообразно использовать компьютер как дидактическое средство. Особенность компьютерного обучения - пошаговость, оперативная обратная связь, что способствует поэтапному формированию учебных умений и навыков. Обучение с элементами компьютера включает ребенка в новую сферу действий, где он является не только исполнителем, но и корректором. Это ставит его в новую позицию по отношению к себе, к обучению, побуждая мобилизовать свои возможности, так как в конце занятия компьютерная программа оценивает работу ученика, что приводит к осознанию его успешности. На сегодняшний день в школьное обучение широко входят развивающие среды: «ЛЕГО», «СПЕКТРА» и другие. Они не только развивают и компенсируют возможности ученика, но и стимулируют его к деятельности. Благодаря их использованию на уроке учитель в игровой форме может проверить изученный материал, использовать его при объяснении нового материала, поддерживая заинтересованность учащихся «группы риска». 6. Использование здоровье-сберегающих технологий обучения. К здоровье-сберегающим технологиям относятся проведение физической зарядки перед уроками, проведение динамической паузы в первом классе, организация «большой» перемены в 20 минут между вторым и третьим уроком, проведение на уроке не менее двух физкультурных минуток и одной зарядки для глаз. Конечно, данные технологии необходимы с точки зрения здоровьесбережения, но нами доказано, что они также способствуют усилению мотивации и активизации учебной деятельности за счет своей игровой занимательности. 7. Ведение просветительской работы среди учителей и родителей в сфере мотивационного сопровождения обучения. Одной из стратегий усиления мотивационных факторов мы выделяем просветительскую работу, так как проведенный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, педагогический и дефектологический опыт показывают, что зачастую изначальные мотивационные установки дети получают от взрослых. Например, нередко от родителей можно услышать «Учись хорошо, тогда куплю игрушку», «Если мне на тебя пожалуется учитель, то в зоопарк не пойдешь». То есть, родители делают акцент на внешней мотивации ребенка-ученика, не обращаясь к личностно-значимым мотиваторам учения. Также, проблема мотивационного сопровождения обучения встает и перед учителями, которые, хорошо зная методику обучения, не могут добиться высоких результатов, так как не применяют должным образом приемы, активизирующие мотивационную сторону обучения. Поэтому, на наш взгляд, необходимо проводить просветительскую работу в сфере мотивационного сопровождения обучения, особенно применительно к классам компенсирующего обучения. Таким образом, применение учителем технологии мотивационного сопровождения обучения младших школьников «группы риска» повышает успешность учебной деятельности, так как через мотивационную сферу педагогическая цель превращается в самоцель обучения учащегося, формируется его заинтересованное и положительное отношение к учебным предметам и обучению в целом, осознается личностная значимость получаемого теоретического и практического опыта и знаний. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под.ред. Д. И. Фельдштейна. / Л. И. Божович- М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. - 352 с. 2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 392 с. 3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с. 4. Ильин В. С. Формирование познавательной потребности у школьников / В. С. Ильин. - М. : Просвещение, 1969. - 54 с. 5. Варданян Ю. В. Субъективно-развивающие технологии подготовки будущего педагога к решению гуманитарных проблем / Ю. В. Варданян // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters) : электронный научный журнал. - Ноябрь, 2009. ART 1369. - СПб., 2009г. - URL : http:emissia.org/offline/2009/1396.htm. 6. Староверова М. С. Неуспешность детей в школе: как с этим бороться/ М. С. Староверова. - М. : Сентябрь, 2006. - 176 с.



© 2010-2022