- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира по теме Что общего у разных растений?
Урок окружающего мира по теме Что общего у разных растений?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ашикова Э.Э. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира по теме "Что общего у разных растений?"
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Задачи:
Образовательные:
-
Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
-
Учить находить, показывать и называть части растений.
-
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
-
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивающие:
-
Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
-
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитательные:
-
Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
-
Воспитание бережного отношения к природе.
-
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Цель: организованное начало урока)
Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.
II. Актуализация знаний
(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).
- Вспомните основные вопросы нашего раздела.
- Что и кто?
- Отгадайте загадки и скажите, что это?
1. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.
2. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.
3. Что за куст - ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.
4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.
5. Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. Лиственница.
6. В сенокос - горька, а в мороз - сладка.
Что за ягодка? Рябина.
7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.
- Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)
- Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения? (Дети отвечают. Одновременно идет демонстрация классных фотографий, подходящих к теме урока, с осенней экскурсии и прогулок).
III. Целеполагание и мотивация
- Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).
- Хотите узнать, что объединяет все растения?
IV. Изучение и первичное закрепление
(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)
- На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)
(После постановки вопроса детьми появляется «Что общего у разных растений?»)
- Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки - ответы на загадки. Подумайте, почему так?
1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: плоды рябины, арбуз.
3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами - в виде схемы)
ЛИСТЬЯ
СТЕБЕЛЬ - СТВОЛ
ЦВЕТЫ
ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ
- Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)
- Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).
- Что у нас получилось? (Целое растение)
- Из чего мы его собрали? (Из частей)
- Значит… (Общее у разных растений - это части. Называем их и сравниваем с ответом на экране)
- Давайте укажем общие части у растения, пользуйтесь карточками на магнитах. (На доске прикреплён рисунок гороха.)
Дети по желанию выходят и прикрепляют рядом с каждой частью растения карточку с названием этой части) - Проверяем. Кто сделал бы так же? Молодцы!
- Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)
Работа в учебнике на стр. 22.
- Какое растение нарисовано? (Кабачок) Что у него обозначено? (Все части) Покажите, назовите (работа в парах).
- Какие растения есть еще на рисунке? (Яблоня и крыжовник)
- Что мы должны сделать? (Показать и назвать части растений)
- Работаем в парах. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. (Взаимопроверка)
- Каких частей растений вы здесь не увидели? (Цветов)
- Посмотрите на фотографии, которые я принесла. Узнаете наш город? А вот это фото цветущих яблонь. Рассмотрите внимательно: цветы каких деревьев и кустарников вы видите на других фотографиях? (Это вишня, сирень, черемуха. Очень красиво!)
- А вы знаете, что … у змногих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия) Чем интересно это слово? (Похоже на слово цвет)
- Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?
- Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы! Встречали ли вы такие растения? Где?
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)
Практическая работа.
- Мудрая Черепаха и Муравей прислали вам рисунки незнакомых растений - как вы думаете для чего? (у каждого ученика - карточка с рисунком - по вариантам)
- Правильно! Найдем части этих растений. Но указываем части только одной буквой. (Дети выполняют задание индивидуально. Два хорошо читающих ученика - «помощника» - работают за доской по точно таким же рисункам, но только больших размеров, подписывают полные названия частей)
- Мудрая Черепаха проверила работу наших помощников. Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя и сравните свои записи с образцом. (Проверка, выявление и исправления ошибок. Самооценка.)
- Что заметили? (На рисунках не нарисованы плоды с семенами.)
- Зачем растениям нужны семена? (С помощью семян растения размножаются.)
- Придумайте и дорисуйте семена вашим растениям, а дома можно раскрасить.
VI. Включение в систему знаний и повторение
(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).
- Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику - один предмет)
- Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно - спросите.
Выйдите к доске те, кто считает, что в его образце - листья. Назовите, от каких растений.
- Вторая группа: плоды. От каких растений?
- Третья группа: цветы. От каких растений?
- А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!
VII. Рефлексия.
(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)
- На какой вопрос отвечали?
- Что нового узнали?
Выполнение тестов в тетради. Хорошо читающий ученик читает задания, дети выполняют. Взаимопроверка. Исправление ошибок. Поощрение учеников-помощников.
- Что бы хотели узнать о растениях
Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.
(Бамбук - за сутки вырастает на 40 см;
Раффлезия - растение хищник;
Вольфия - водное растение размером, как маковое зернышко;
Кактус - выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;
Баобаб - взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)
- Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?
Слайд 8. Оцените свою работу на протяжении всего урока.
- Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!