Урок русского языка. Ударение

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка. Ударение.Урок русского языка. Ударение.Урок русского языка. Ударение.Урок русского языка. Ударение.Урок русского языка. Ударение.Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.

Задачи урока:
  • Обучающие:
    • уточнить и систематизировать знания обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;
    • сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
  • Коррекционно-развивающие:
    • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
    • коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
    • коррекция пространственного восприятия.
  • Воспитательная:
    • формировать культуру организации рабочего места.




ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент
Цель: коррекция пространственного восприятия.



















2. Актуализация знаний Цель: коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;

















Постановка цели.

Словарно-орфографическая работа. Цель: повторение изученных орфограмм.









3. Изучение нового материала Анализ, сравнение языкового материала;

Выделение существенных признаков;

Формулировка понятия;



4. Физкультминутка

















4. Первичное закрепление Коллективная работа

























5. Закрепление (самостоятельная работа по рядам) 6. Итог





















7. Домашнее задание - Прозвенел звонок, настроились все на урок. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным, но всё будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
- Давайте подготовим ваше рабочее место.
  • Положите дневник на угол парты;
  • Поверх дневника положите тетрадь;
  • Учебник положите так, чтобы он лежал над дневником, но под тетрадью;
  • Слева от учебника положите ручку;
  • Карандаш расположите так, чтобы он находился между ручкой и учебником;
  • С противоположной стороны учебника расположите линейку и ластик.
- Запишите число, классная работа.
- Итак, определить тему нашего урока вам поможет упражнение «Определи звук». От вас требуется максимум внимания.
- Послушайте инструкцию: я читаю слово, а вы определяете, с какого звука оно начинается, и записываете соответствующую букву в тетрадь. Улитка
дерево
аист
рассказ
енот
ножницы
игра
ель. - Если каждый из вас выполнил задание, верно, то, соединив эти буквы, у вас получится слово.
- Прочитайте его.
- Действительно, тема нашего урока: «Ударение».
- Скажите, мы встречались уже с таким понятием?
- А что оно означает?
- Действительно, мы на практике встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали. - Исходя из этого, какую задачу урока для себя вы бы поставили? - Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним словарно-орфографическую работу.
- Спишите слова, вставляя нужную букву: Замо(г,к), атла(з,с), кру(ж,ш)ки - Давайте проверим, правильно ли вы написали.

- Какую орфограмму мы сейчас с вами повторили? - Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах. - На какой слог падает ударение в 1, 2, 3 словах? - Как можно назвать слог, на который падает ударение? - Сколько таких слогов в слове? - А как назвать слог, на который не падает ударение?
- Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим слог, на который падает ударение.
- Одинаково ли этот слог произносится по сравнению с остальными слогами в слове?
- А как? - Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать? Работа с правилом в учебнике (стр. 102) - Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем. Гимнастика для глаз (с использованием изображений оптических иллюзий). - Может быть, кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке?
- Если не готовы, тогда послушайте одну сказку.
В некотором царстве, некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение каждого из вас!» Слова, конечно, не поверили.
Вышли вперед стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять и можем себя защитить». А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый и получились стрелки. А потом выбежали белки. Мы такие резвые, что вмиг ускачем от Ударения. Но и здесь Ударение перешло на другой слог и получилось слово белки.
Как вы думаете, какой вывод сделали слова?
Они поняли, для чего им необходимо ударение? - Как, по-вашему, мнению, Ударение могло бы изменить смысл наших слов? (Замок, атлас, кружки)
- Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.
- Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке? Работа с правилом (на доске) Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова. - Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения. хлопок
мука
Поля
полки
плачу - А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова? - А сейчас выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение. 1 ряд Мы сегодня ели уху.
Комар подлетел к уху. 2 ряд Дети пили молоко.
Пили бревно ровно. 3 ряд Собака сидит у ворот.
У рубахи вышит ворот. - Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
- Что такое ударение?
- Какова его роль в русском языке?
- Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и продолжите предложение: 1. Я повторил на уроке…
2. Мне понравилось…
3. Мне не понравилось…
4. Кто, по-вашему, хорошо работал…
5. Кто мешал…
6. За что ты можешь себя похвалить…
7. За что ты можешь себя поругать…
8. Я для себя на уроке узнал… Упражнение 180. Раскладывают вещи согласно указаниям.





























У
Д
А
Р
Е
Н
И
Е Ударение



Да


???







1. Определить что такое «ударение».
2. Выяснить роль ударения в русском языке.

Замок, атлас, кружки. Коллективная проверка с обоснованием написанного:
Замок - замки,
атлас - атласы,
кружки - кружечки


Парные согласные в конце слова и в середине. Произносят под руководством учителя Замок - 2 слог
Атлас - 1 слог
Кружки - 1 слог

Ударный По одному Безударный


Произносят под руководством учителя Нет
С усиленным голосом Читают хором, самостоятельно, рассказывают друг другу. Менять смысл слова




































Да


Замок, атлас, кружки Читают хором, самостоятельно, выборочное проговаривание













хлопок
мука
поля
полки
плачу нет









Взаимопроверка.

© 2010-2022