Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2014 – 2015 учебный год

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ работы

методического объединения учителей начальных классов

за 2014 - 2015 учебный год


Методическая работа в современной школе - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, и в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования. Особое внимание следует обратить на профессиональную компетентность и педагогическое мастерство учителей, на развитие творческого потенциала, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Этот процесс протекает эффективнее в условиях организованной и планомерной работы каждого учителя. Критерии профессиональной деятельности учителя складываются из нескольких слагаемых, а именно из цели и задач работы, которые он перед собой ставит, направлений этой деятельности, уровня активности, методической и информационно-коммуникационной обеспеченности, материальной базы и многих других факторов. В 2014 - 2015 учебном году педагоги начальной школы работали над темой «Современные подходы к формированию образовательного пространства младших школьников в условиях перехода на новый ФГОС НОО», что являлось одним из разделов методической темы школы «Современные подходы организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения». Цель работы состояла в создании условий совершенствования профессиональной компетенции и самореализации педагогов в рамках реализации направлений федерального государственного образовательного пространства второго поколения для повышения качества обучения и уровня образованности обучающихся, соответствующего их личностному потенциалу. Основные задачи работы были направлены на реализацию цели: совершенствование знаний педагогов в области методики преподавания предметов в условиях реализации ФГОС НОО; обеспечение освоения и творческой реализации современных педагогических технологий; обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя; оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости; отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных); создание комфортной образовательной среду с целью сохранения психического и физического здоровья младших школьников и оптимизации учебно- воспитательного процесса; совершенствование педагогического мастерства учителей и воспитателей ГПД, их профессионального уровня, обмен опытом успешной педагогической деятельности в рамках сетевого взаимодействия и районного методобъединения учителей начальной школ; работа над усовершенствованием форм внеурочной деятельности разных направлений; активизация работы учителей, воспитателей ГПД и обучающихся в конкурсах различного уровня. Методическое объединение начальных классов работало, руководствуясь нормативными документами государства и своего образовательного учреждения, программами и стандартами образования по ФГОС второго поколения. Школьное МО учителей начальных классов в своей профессиональной деятельности объединяло 4 учителя и 2 воспитателя ГПД. Кроме этого, с контингентом наших учащихся работали учителя физической культуры, изобразительного искусства, иностранного языка, музыки, учитель-логопед. Кадровый потенциал ШМО характеризуется достаточным профессиональным уровнем: один учитель (Обухова Г.В.) имеет высшую категорию, остальные - первую квалификационную категорию. В нынешнем учебном году начальное звено насчитывало 4 класса, но комплекты классов немногочисленные по своему составу. Обучение во всём начальном звене осуществлялось по программе «Школа России». Начальная школа работала в режиме 6-тидневной рабочей недели (2 и 4 классы), 1 и 4 классы занимались 5 дней в неделю. Во 2-4 классах учебный план реализовался в количестве 26 часов, в 1 классе - в количестве 21 часа в неделю. Обучение осуществлялось на основе рабочих программ, разработанных учителями в соответствии с ФГОС второго поколения. Кроме учебных занятий была спланирована внеурочная деятельность учащихся, для участия в которой в нынешнем учебном году привлечены и учителя-предметники. Внеурочная деятельность спланирована по всем направлениям, предложенным стандартом. Поставленные перед методическим объединением задачи решались в рамках методической работы при рассмотрении следующих тем:

  • «Развитие учащихся в процессе формирования УУД на уроках литературного чтения» (Обухова Г.В.);
  • «Формирование системы УУД обучающихся» (Емельянова Е.А.);
  • «Формирование деятельностных способностей обучающихся начальных классов» (Бабарыкина Г.В.);
  • «Проектная деятельность как средство формирования УУД» (Крамаренко А.В.).


Основными аспектами деятельности методобъединения в течение учебного года было следующее:
  1. Ознакомление с новинками научной методической литературы, нормативными документами. Организация учебно-методического обеспечения на новый учебный год.
  2. Мониторинг уровня обученности по результатам входных контрольных работ (2 - 4 классы). Мониторинг качества образования в течение всего учебного года. Итоговый контроль качества знаний на основе выполнения комплексных и административных работ.
  3. Адаптационный период у первоклассников. Режим дня, расписание уроков.
  4. Требования к современному уроку в условиях ФГОС в соответствии с типологией уроков системно-деятельностного метода (изучение теоретических аспектов). Изучение типологии уроков системно-деятельностного метода (теоретическое изучение, практическое применение).
  5. Изучение видов и форм контрольно-оценочных действий учащихся.
  6. Проведение диагностики группы по подготовке к школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
  7. Формирование УУД в урочной деятельности. Проблемы и результаты деятельности.
  8. Организация и проведение предметных олимпиад по классам на школьном этапе.
  9. Проведение недели начальной школы, посвящённой защите проектов.
  10. Проведение семинара РОО учителей начальных по проблеме «Формирование УУД уроках и занятиях внеурочной деятельности - основная задача ФГОС второго поколения».


В течение учебного года учителя посещали обучающие курсы и семинары: - «Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО» (Обухова Г.В. и Емельянова Е.А. в октябре 2014 г.); - курсы по коррекционному обучению детей с ОВЗ (Обухова Г.В., май 2015г. Учителя приняли участие в ряде конкурсов, конференций и других творческих мероприятиях: - во Всероссийской научно-практической конференции «Современный урок в контексте развития начального общего образования» (ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования», Обухова Г.В. и Емельянова Е.А. приняли заочное участие в работе, написали статьи, изданные в сборнике «Современный урок в контексте развития начального общего образования»); - в районном конкурсе «История моей семьи - история района» (учителя Бабарыкина Г.В. и Емельянова Е.А. с обучающимися своих классов приняли участие, в результате Гранкина П.(4 кл.) заняла 1-е место, Иванников Л. (3кл.) занял 2-е место; - в районном конкурсе сочинений о самом дорогом человеке (учитель Бабарыкина Г.В., учащиеся Иванников Л., Курасова Е.); - в областной акции «Покормите птиц зимой» (учитель Бабарыкина Г.В., учащийся Иванников Л.); - в конкурсе профессионального мастерства педагогов общеобразовательных организации Курской области «Мой лучший урок», региональный этап, учитель Емельянова Е.А.; - в работе августовской конференции приняла участие Емельянова Е.А. с выступлением на тему «Результаты внеурочной деятельности 3 класса за 2013 - 2014 учебный год в связи с введением ФГОС»; - в творческой встрече с молодыми специалистами района приняла участие учитель Бабарыкина Г.В. На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. По итогам каждой четверти педагоги представляли отчёт о проведении контрольных работ. Все члены методического объединения посещали уроки, внеурочные занятия, воспитательные мероприятия коллег с целью обмена опытом работы и наблюдения за эффективными приёмами работы, приёмами использования электронных образовательных ресурсов, отслеживали элементы системно-деятельностного метода. Таким образом, были проведены следующие школьные, внутрисетевые и районные семинары открытых уроков и занятий:
  • Урок комплексного применения знаний и умений по русскому языку по теме «Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах», 4 класс, УМК «Школа России» (учитель Емельянова Е.А.).
  • Урок систематизации и обобщения знаний по русскому языку по теме «Слова с непроизносимыми согласными», 3класс, УМК «Школа России» (учитель Бабарыкина Г.В.).
  • Урок повторения по русскому языку по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения», 2 класс, УМК «Школа России» (учитель Обухова Г.В.).
  • Обобщающий урок по обучению грамоте по теме «Чтение текстов морально-этического характера. Звуки [х], [х,]. Буквы «Х, х». Строчная и заглавная буквы «Х, х» , 1 класс (учитель Крамаренко А.В.).
  • Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Откуда берутся снег и лёд?», 1 класс (учитель Крамаренко А.В.).
  • Урок математики в 1 классе по теме «Приёмы вычислений с числом 3», 1 класс (учитель Крамаренко А.В.).
  • Урок литературного чтения по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра», 4 класс (учитель Емельянова Е.А.).
  • Урок математики по теме «Письменное сложение трёхзначных чисел», 3 класс, (учитель Бабарыкина Г.В.).
  • Внеурочное занятие по теме «Калейдоскоп проектов», 1 класс (учитель Крамаренко А.В.).
  • Внеурочное занятие по теме «Техника оригами. Котёнок», 2 класс (воспитатель Апатьева Н.В.)
  • Внеурочное занятие по теме «Защита проекта по литературному чтению «Они защищали Родину», 4 класс (учитель Емельянова Е.А.).
  • Занятие по самоподготовке «Математический космос» (воспитатель ГПД Апатьева Н.В.).
  • Воспитательное мероприятие «Наше здоровье. Режим дня» (воспитатель ГПД Череповская М.В.).


Методическое объединение учителей начальных классов активно принимало участие в школьных мероприятиях по учебной работе: - литературный конкурс «Живая классика», учащиеся 4 класса, учитель Емельянова Е.А.; - в «Фестивале школьных предметов» с выступлением на тему «Мы все учились понемногу»; - в ученической научно-практической конференции по проектно-исследовательской деятельности, где были представлены проекты учащихся: «Мой класс. Моя школа» - Лукъянчикова В., 1 класс (руководитель Крамаренко А.В.); «Кто нас защищает» - Иванникова Л., 3 класс (руководитель Бабарыкина Г.В.); «Экологическая обстановка в Фатежском крае» - Гранкина П., 4 класс (руководитель Емельянова Е.А.; - литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Б.Л. Пастернака «И вся земля была ему наследием, а он его со всеми разделил» (1 - 4 классы). Традицией методического объединения учителей начальных классов стало проводить совместные уроки и внеклассные мероприятия, посвящённые Дню знаний, основным календарным праздничным датам и др. событиям. Так, в истекшем учебном году были проведены: «Мой край на карте Родины. Малая родина» (посвящено Дню знаний); урок мужества «Никто не забыт, ничто не забыто»; урок патриотического воспитания «День Героев Отечества»; «Здравствуй, осень золотая!» (праздник в форме «бала овощей»); День пожилого человека («Молодость вечно с нами» совместно с МКУК «Глебовский СДК»); «С Днём учителя!» (поздравительная открытка); час патриотического воспитания «Наш земляк - Герой Советского Союза» и др. мероприятия. Учителя начальных классов максимально используют в своей работе оборудование «Кабинета начальных классов», полученное по специальной программе. В каждом учебном кабинете в наличии персональные компьютеры, мультимедийные проекторы, экспозиционные экраны. Все учителя используют в работе с классами аудиоприложения и электронные приложения к учебным комплектам. Подводя итоги учебной работы, можно сделать выводы о том, что рабочие программы по предметам, внеурочным занятиям реализованы педагогами полностью. В целом уровень подготовленности учащихся по классам в 2014 - 2015 учебном году можно оценить удовлетворительно. Формирование УУД у учащихся происходит совместно с учебно-воспитательным процессом, поэтому уровень постепенно повышается. Наряду с положительным в методической работе учителей начальных классов имеются и определенные недостатки: 1. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном. 2. Слабая вовлеченность педагогов и обучающихся в участие дистанционных олимпиад, конкурсов. 3. Участие в профессиональных конкурсах различного уровня. С этой цель следует отметить резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе:
  • активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах;
  • продолжить развитие проектной деятельности учащихся;
  • продолжить работу по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс;
  • систематизировать работу по обобщению педагогического опыта;
  • повысить процент участия учителей в различных профессиональных конкурсах.
Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога. Анализ работы методического объединения учителей начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения.

Руководитель МО начальных классов Е.А. Емельянова



7


© 2010-2022