Урок по русскому языку для 3 класса «Изучаем русский язык с увлечением»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Зубенко Татьяна Витальевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Новый Уренгой, ЯНАО

Урок русского языка

3 класс Тема: Изучаем русский язык с увлечением. Цель: Осмысление морфологического разбора имен существительных через выделение основных признаков; формировать умения применять знания на практике; развитие воли и инициативы, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели. Тип урока: обобщающий. Форма урока: путешествие. Оборудование: Доска, оформленная как карта страны «Морфология». Листы с заданиями для работы. При желании - одежда учителя: мантия, шапочка магистра, парик.

Ход урока 1.Сегодня у нас урок - путешествие в страну «Морфология», коренными жителями которой можно считать Имя существительное. Не только древнейшим, но и важнейшим жителем и работником называют его, т. к. каждое второе слово в речи - имя существительное. Оно же и самая самостоятельная часть речи. Но чтобы получить прописку в эту страну. -Найдите среди записанных слов имена существительные. -На какие вопросы отвечает имя существительное? - Какие предметы обозначает? Пять, пятерка, пятак, пятерня, пятачок, пятеро. 2.Итак, вы получаете пропуск в эту страну, но не надейтесь на легкий путь, препятствия только начинаются. Перед вами залив Собственников, они не пропустят вас до тех пор, пока вы не превратите нарицательное имя существительное в собственное. Вот эти слова. Мороз, весна - составьте предложение, так чтобы эти слова из нарицательных имен существительных превратились бы в собственное. Молодцы! Скоро перед вами покатит волны море. Но что же это такое? Морское послание - как водится в бутылке. Читаем! (Учитель достает послание из бутылки и читает). Наша экспедиция «Южная звезда» оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наша шхуна «Смелая» потерпела крушение, и мы высадились на остров Холодный в Мертвом море. Ночь. Темнота. Вдруг толчок и грохот. Первым все понял наш капитан Джон Смит. Начинается извержение вулкана Огнедышащий. Страх и ужас наполняет наши сердца. Мы ищем путь к спасению. Мне кажется, что мы сможем им помочь! Найдите имена собственные, объясните, как они должны писаться и почему? 3.А теперь смело в море... подождите... море - то Мертвое, неживое! -Какой здесь прячется признак существительного? Что называется одушевленным предметом? Игра - «Хлопки». Одушевленные сущ. - 1 хлопок, неодушевленные - 2 хлопка. Разминка: Ёлки - палки ; галки - моталки 1группа: Саша - Маша. Каша - Яша. Рожки - ложки. Кошки - сапожки. 2группа: Мурка - жмурка. Свечка - печка. Мячик - рябчик. Петров - Камаров 4. Теперь все ужасы позади, перед вами Родовой замок имени существительного. А вот и задания для разминки нашего с вами родоплемени: -Исправь ошибки в словах, обозначающих названия зверей и птиц. Я читаю, выписывайте эти слова! а)Бык - бычиха... Петух - петушиха... Баран - баранка... Селезень - селезенка... Боров -боровка... Гусь - гуська... Индюк - индика... Слон - слоныня... Медведь - медведка... Волк - волкушка...

-Определи род имен существительных.
б)Большой зал (м.р.) - большая зала, большое зало; один ботинок (м.р.) - одна ботинка; черное кофе - черный кофе (м.р.); одна туфля (ж.р.) - один туфель; мой шампунь (м.р.) - моя шампунь; любимая мозоль (ж.р.) - любимый мозоль; красивый тюль (м.р.) - красивая тюль. в) Донесение шефу разведки по кличке Лопух. (Расшифрованная шифрограмма) Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 3а класса для известных вам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я ваш агент, - на все руки мастер и дока перевоплощения. Все думают, что я - Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке. Шеф! В 3а нам никто не подходит! Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала, да еще и выскочка. Все разом разболтает! Балдешкин Владик - ужасный растяпа: у него все из рук валится. Есть в 3а одна недотепа, Кашина Маруся. Курноскина Таня - жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны! Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира - Оля Комарикова, но она при этом еще и рева. Ее подруга Сусликова - такая же плакса, но плюс к этому - еще и повторюшка и подлиза. Шушунчиков Костя - редкий бука. Вот Макаронников Саша - редкий умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза. Остается Хомяков, но какой же он обжора! При этом он еще и такой неряха и невежа, просто ужас! Только не думайте. Шеф. Что я такой-сякой придира. Здесь, в самом деле, не с кем работать. 5. Наконец - то перед нами чистая, ровная дорога. По-моему, дорога отдыха... Как она называется? Дорога склонений. Посмотрите, что там впереди? Видите, вон там? Да это никак пень, старый гнилой пень. -Определите склонение у существительных в предложении. Сказка о Гноме. Т. Брик. В лесу, на поляне, под ветвями ели, стоял гнилой пень. Это был дом Гнома. Лицо гномика скрывала длинная борода, из которой едва виднелись курносый нос и толстые щеки. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню о птице в небе, о росе на цветке. И ему подпевала старая мышь, которая таскала в поле рожь, и дядька гриб с трухлявой шляпкой, и дедушка медведь, и белка в дупле. Чудесная песнь! Её гномику пел в детстве его папа. А кузнечик выводил мелодию на скрипочке. Но однажды у гнома пропал голос... 6.Осталось перевалить через Холмы падежей, а там и рукой подать... Что же они там приготовили? По-моему, пахнет пирогами! Вы не чувствуете? - Определите у существительных падеж. Очень-очень вкусный пирог. Даниил Хармс Я хотел устроить бал. И гостей к себе… позвал. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый… пирог. Пирог, ножи и вилки тут- Но что-то гости… не идут. Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек… отломил. Потом придвинул стул и сел, И весь пирог в минуту… съел. Когда же гости подошли, То даже крошек… не нашли. Что ж пирога нам попробовать не удалось, зато определить падеж у существительных мы смогли! 7. Приближаемся к долине числа. Нужно изменить существительные по числам.
Как вы думаете: единственное число или множественное число. А может быть только единственное число или только множественное число? Сейчас мы решим! а) молоко - веществ, пред., бант - банты, торт - торты, договор - договоры, Москва - собствен, сущ. б) ножницы - нариц. пред.,брови - бровь, Альпы - собствен, сущ., чернила - веществ, пред. ,месяцы - месяц 8. Вот заблестел перед нами во всем своем великолепии Трон Имени Существительного. Но Его величество принимает радушно только тех, кто знает- постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Ребята, кто является ко двору без подарка? Сделаем его... Закончите предложение: Путешествие подошло к концу... б) Морфологический разбор (к концу) Его величество будет радо, если в качестве подарка вы определите постоянные и непостоянные признаки слова (к концу) 9. Листы с работами собираются для проверки 10. Подведение итогов, выставление оценок.

Отныне вы стали настоящими путешественниками. Ура!!!

© 2010-2022