- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте 1 класс
Урок обучения грамоте 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Осипова В.А. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Согласные звуки :глухие и звонкие».
Цели:
1. Различать понятия «звук» и « буква», определять характер каждого звука в слове, характеризовать звуки словесно и схематически.
2. Принимать и сохранять учебную задачу: планировать в сотрудничестве с учителем свои действия для решения задачи; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения.
3. Желание умело пользоваться русским языком и сознательно относиться к своей речи, контролировать её.
Оборудование:
а) проектор, интерактивная доска;
б) слайды к уроку;
Ход урока
I . Организационный момент:
-Здравствуйте ,сейчас у нас с вами урок обучение грамоте и мы продолжим путешествие по «Стране Знаний».Мы совершим небольшую экскурсию по «Звукограду» и ещё раз встретимся с «жителями» этого Града.
(Показываю слайд «Звукограда»).
II.Изучение нового материала.
1.Повторение о звуках.
- Давайте с вами вспомним , кто живёт в домиках нашего « Звукограда». (Звуки)
-А какие бывают звуки? В каком домике живут?
-Почему звуки называются гласными?
(Произносятся при помощи голоса, их можно пропеть, воздух проходит свободно, нет преграды: зубы, губы, язык).
-Почему звуки назвали согласными?(Согласуются с гласными, их нельзя пропеть, воздух не проходит свободно ,есть преграда: губы, зубы, язык).
-В каком домике живут?
2.Игра «Гласный, согласный».
-А сейчас мы с вами немного поиграем. Если я называю букву гласного звука , то вы хлопаете в ладоши, а если букву согласного звука, то сидите как мышки.
[а], [и], [р], [б], [у], [э], [ж], [д]
-Почему? Обоснуйте ответ.
-Молодцы!
3.Игра «Твёрдый ,мягкий».
-Какие бывают согласные звуки?( Твёрдые и мягкие).
-В каком домике живут?
-Девочки называют слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, а мальчики- с твёрдого.
-Молодцы!
4.Составление звуковой схемы.
-А какие бывают гласные? ( Ударные и безударные).
-В каком домике живут?
Отгадайте загадки:
а) Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. (Волк)
б) Ела ,ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. ( Пила)
-Из скольких звуков состоит слово волк? Начертите 4 клеточки. Назовите первый звук. Какой он, докажите. В каком домике живёт? (Аналогичная работа проводится с остальными звуками).
-Глядя на схему, можем ли мы сказать , сколько слогов в слове волк? (Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов).
-А теперь проверяем. Укажите ударные и безударные слоги и гласные.
(Аналогичная работа проходит со словом пила).
-Зовём слово. (Ударение падает на второй слог ла , на букву гласного звука [а]. Он стоит в сильной позиции и называется ударным. Слог пи - безударный, стоит в слабой позиции).
5.Физминутка.
6.Знакомство с глухими и звонкими согласными звуками.
-Мы уже знаем много тайн и секретов . И сегодня предстоит нам открыть ещё одну тайну согласных звуков.
-Представьте себе, что вы заболели, у вас грипп, высокая температура, жар.
-Давайте хором произнесём это слово.
-Что это?(Показываю шар).
-А теперь тихим шёпотом произнесите это слово.
-Что вы заметили?
-А теперь мы с вами опять произнесём слово жар и шар, только приложите при произношении ладонь к горлу. Что заметили?
-Произнесите первый звук слова жар [ж].
-Ребята, все согласные умеют шуметь, но по-своему. Одни делают это потихоньку, а другие в полный голос. Те, что шумят в полный голос и при их произношении горло немного вибрирует, когда к нему прикладываем ладонь, это мы произносим с вами «звонкий» согласный. И живёт он в таких домиках. (Показываю).
-Произнесите первый звук слова шар[ш].
-А те, что шумят потихоньку, при произношении горло абсолютно спокойно, когда прикладываем ладонь к горлу, называется «глухим». В них есть только шум , а голоса нет. Живут они в таких домиках.
-Дополним нашу схему. Посмотрите , сколько мы с вами уже знаем о звуках.
7.Игра «Звонкий, глухой».
-Я называю звуки, если слышится согласный звонкий, то громко хлопаете в ладоши, если согласный глухой - хлопаете очень тихо.
[р],[с],[т],[м],[н],[л],[п],[б]
III. Закрепление изученного.
1.Работа по учебнику стр.54
-Продолжаем знакомиться со звонкими и глухими согласными. (На экране стр.54)
-Назовите предметы, которые изображены на этой странице. С какого звука они начинаются? Что вы можете о нём сказать? Докажите. (Аналогичная работа проводится с другими словами).
-Молодцы!
2.Игра «Звук заблудился».
На берёзе бочки,
Под берёзой почки.
-В каких словах звуки «заблудились»? Назовите .
-Произнесите первый звук в слове бочки. Что вы можете о нём сказать?
-Произнесите первый звук в слове почки. Что вы о нём можете сказать?
-Молодцы!
IV.Итог
-Переходим к нашей схеме.С какой тайной познакомились сегодня? Какой секрет о согласных звуках открыли?