Урок обучения грамоте 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Согласные звуки :глухие и звонкие».

Цели:

1. Различать понятия «звук» и « буква», определять характер каждого звука в слове, характеризовать звуки словесно и схематически.

2. Принимать и сохранять учебную задачу: планировать в сотрудничестве с учителем свои действия для решения задачи; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения.

3. Желание умело пользоваться русским языком и сознательно относиться к своей речи, контролировать её.

Оборудование:

а) проектор, интерактивная доска;

б) слайды к уроку;

Ход урока

I . Организационный момент:

-Здравствуйте ,сейчас у нас с вами урок обучение грамоте и мы продолжим путешествие по «Стране Знаний».Мы совершим небольшую экскурсию по «Звукограду» и ещё раз встретимся с «жителями» этого Града.

(Показываю слайд «Звукограда»).

II.Изучение нового материала.

1.Повторение о звуках.

- Давайте с вами вспомним , кто живёт в домиках нашего « Звукограда». (Звуки)

-А какие бывают звуки? В каком домике живут?

-Почему звуки называются гласными?

(Произносятся при помощи голоса, их можно пропеть, воздух проходит свободно, нет преграды: зубы, губы, язык).

-Почему звуки назвали согласными?(Согласуются с гласными, их нельзя пропеть, воздух не проходит свободно ,есть преграда: губы, зубы, язык).

-В каком домике живут?

2.Игра «Гласный, согласный».

-А сейчас мы с вами немного поиграем. Если я называю букву гласного звука , то вы хлопаете в ладоши, а если букву согласного звука, то сидите как мышки.

[а], [и], [р], [б], [у], [э], [ж], [д]

-Почему? Обоснуйте ответ.

-Молодцы!

3.Игра «Твёрдый ,мягкий».

-Какие бывают согласные звуки?( Твёрдые и мягкие).

-В каком домике живут?

-Девочки называют слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, а мальчики- с твёрдого.

-Молодцы!

4.Составление звуковой схемы.

-А какие бывают гласные? ( Ударные и безударные).

-В каком домике живут?

Отгадайте загадки:

а) Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный. (Волк)

б) Ела ,ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб. ( Пила)

-Из скольких звуков состоит слово волк? Начертите 4 клеточки. Назовите первый звук. Какой он, докажите. В каком домике живёт? (Аналогичная работа проводится с остальными звуками).

-Глядя на схему, можем ли мы сказать , сколько слогов в слове волк? (Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов).

-А теперь проверяем. Укажите ударные и безударные слоги и гласные.

(Аналогичная работа проходит со словом пила).

-Зовём слово. (Ударение падает на второй слог ла , на букву гласного звука [а]. Он стоит в сильной позиции и называется ударным. Слог пи - безударный, стоит в слабой позиции).

5.Физминутка.

6.Знакомство с глухими и звонкими согласными звуками.

-Мы уже знаем много тайн и секретов . И сегодня предстоит нам открыть ещё одну тайну согласных звуков.

-Представьте себе, что вы заболели, у вас грипп, высокая температура, жар.

-Давайте хором произнесём это слово.

-Что это?(Показываю шар).

-А теперь тихим шёпотом произнесите это слово.

-Что вы заметили?

-А теперь мы с вами опять произнесём слово жар и шар, только приложите при произношении ладонь к горлу. Что заметили?

-Произнесите первый звук слова жар [ж].

-Ребята, все согласные умеют шуметь, но по-своему. Одни делают это потихоньку, а другие в полный голос. Те, что шумят в полный голос и при их произношении горло немного вибрирует, когда к нему прикладываем ладонь, это мы произносим с вами «звонкий» согласный. И живёт он в таких домиках. (Показываю).

-Произнесите первый звук слова шар[ш].

-А те, что шумят потихоньку, при произношении горло абсолютно спокойно, когда прикладываем ладонь к горлу, называется «глухим». В них есть только шум , а голоса нет. Живут они в таких домиках.

-Дополним нашу схему. Посмотрите , сколько мы с вами уже знаем о звуках.

7.Игра «Звонкий, глухой».

-Я называю звуки, если слышится согласный звонкий, то громко хлопаете в ладоши, если согласный глухой - хлопаете очень тихо.

[р],[с],[т],[м],[н],[л],[п],[б]

III. Закрепление изученного.

1.Работа по учебнику стр.54

-Продолжаем знакомиться со звонкими и глухими согласными. (На экране стр.54)

-Назовите предметы, которые изображены на этой странице. С какого звука они начинаются? Что вы можете о нём сказать? Докажите. (Аналогичная работа проводится с другими словами).

-Молодцы!

2.Игра «Звук заблудился».

На берёзе бочки,

Под берёзой почки.

-В каких словах звуки «заблудились»? Назовите .

-Произнесите первый звук в слове бочки. Что вы можете о нём сказать?

-Произнесите первый звук в слове почки. Что вы о нём можете сказать?

-Молодцы!

IV.Итог

-Переходим к нашей схеме.С какой тайной познакомились сегодня? Какой секрет о согласных звуках открыли?



© 2010-2022