Урок-закрепление по русскому языку «Большая буква в именах собственных»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Большая буква в именах собственных. Закрепление.

ЦЕЛЬ: расширить знания учащихся об именах собственных, закрепить навык правописания имён собственных.
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, учебную проблему; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; умения структурировать знания; сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; строить логическую цепь рассуждений; умения переводить текст на знаково-символический язык - схему.

Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, обнаруживать и формулировать проблему и дать оценку деятельности.

Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, оценка- оценивание качества и уровня усвоения; коррекция

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийное приложение, карточки для групповой и индивидуальной работы, тренажёр Л.Г. Масько.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок наш мы начнем.

Слайд 2. Путь к познанию.

- Ребята, у вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

- А для этого нам понадобятся следующие качества:

Сообразительность, внимательность, рассеянность, взаимопомощь,

усидчивость

- Вы согласны? Почему?

2. Актуализация знаний. Целеполагание

(повторяется в стихах правило посадки при письме)

- А сейчас проверим, насколько вы сообразительны. Какая буква потеряла элемент? ( Г, П,Т) Запишите их по наклонным линиям. Подчеркните самую красивую букву.

-Как назвать их одним словом? ( Согласные, заглавные)

- О чем пойдет речь на уроке? (О большой букве)

- Является ли эта тема новой? Для чего нужны заглавные буквы?

- Ребята, что вы ждете от урока? Какие цели ставите перед собой?
- Могут даже у ребят сбыться все желания,
Нужно только захотеть, приложить старание.
Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании большой буквы в словах, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. А чтобы наше занятие было более интересным и необычным, я предлагаю отправиться в Простоквашино. (звучит музыка из мультфильма)

3. Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в именах и кличках животных.

1. Внимательно посмотрите на слайд и назовите героев мультфильма. Что здесь не так? Соотнеси слова:

Дядя Матроскин

пес Гаврюша

кот Печкин

теленок Простоквашино

деревня Шарик

почтальон Фёдор

(Дети называют героев мультфильма)
- Какое слово обозначает имя? Образуйте отчество и фамилию от этого слова. ( Фёдор - Фёдорович- Фёдоров)

2. Работа в группах

А) Назовите полное имя и образуйте от него отчество и фамилию.

1гр.- Ваня 4гр.- Петя

2 гр.- Лёша 5 гр.- Сережа

3гр.- Вася 6гр.- Миша

Б) Проверка

Вывод: Фамилии, имена, отчества людей пишутся с большой буквы. (Открывается лучик)

4. Назовите клички животных.
Физпауза.

-Я буду читать стихотворение. Если звучит слово, которое пишется с большой буквы, надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо встать и хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

собака Смешинка,

петух Крикун,

козел Бодун,

воробей Тишка,

поросенок Гришка,

красивая синичка

Как напишешь клички?

Вывод: Все клички до одной пишем с буквы прописной.

(Открывается лучик)

4. Дифференцированная работа в группах.
Упражнения в написании заглавной буквы в названиях рек, морей, океанов.

Как-то утром Дядя Федор, пес и кот отправились на речку. Дядя Федор и Шарик стали купаться. А Матроскин по берегу ходил и все грустил о разных морях и океанах. Он же был морской кот! Где он только не побывал! А вы узнаете об этом, выполнив упр. 4 стр. 41

- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

(Повторение алгоритма списывания)


Повышенный уровень: Выполнив задание, можете работать по дополнительной карточке (зелёного цвета):

1* Прочитайте названия: ТИХИЙ … ЧЁРНОЕ … КУБАНЬ… БАЙКАЛ …

- Добавьте нужные слова МОРЕ, ОКЕАН,ОЗЕРО , РЕКА и вы узнаете, где ещё бывал кот Матроскин.
Вывод: Названия рек, озер, морей и океанов пишутся с большой буквы.

2* Запиши названия стран, в которых живут эти жители:
Россияне - … , китайцы - …, немцы - …, японцы - … .

5. Проверка выполнения и самооценка

- В каких городах побывал Матроскин?

- По каким улицам прогуливался?

- По каким рекам путешествовал? На каких морях?

- Кто выполнил задание на карточке? Где ещё был наш герой?


Вывод: Названия городов, рек, морей и стран пишутся с большой буквы.

Обобщающее слово учителя: (Открывается лучик) Это географические названия, изучает их география. Но что же это за наука? Где найти ответ на этот вопрос?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Закрепление. Упражнения в написании заглавной и строчной букв.

1. Однажды наши герои пошли огород копать. И тут лопата как звякнет обо что-то. Смотрят - а это сундук. Открыли они его, а там письмо. Позвали они Печкина. Но даже он никак не может понять, куда и кому оно адресовано.

КУДА: орел,

улица зеленая, 5

КОМУ: мишкиной розе.

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с большой буквы, ему непонятно: Орел - это город или птица, Зеленая - это улица или цвет, Мишкина Роза- это фамилия и имя).

2) Работа в парах.

Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо.

Проверка - Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

- Многие слова произносятся одинаково, а пишутся по- разному. Молодцы!

7.Обобщение
1. День подходил к концу, солнце садилось за речку. Пес и кот сидели дома и пили чай с конфетами. А что же делал Дядя Федор? Вы узнаете, составив предложение из слов.

ДЯДЯ ЧИТАЛ « МУРЗИЛКА» ФЕДОР ЖУРНАЛ

2. Моделирование предложения с объяснением.

Коллизия. Что необычного в этом предложении? Какие затруднения?

Вывод: Название журналов и газет пишется в кавычках и с большой буквы. (Открывается лучик со значком «»)

Внимание Дяди Федора привлекла одно необычное стихотворение. 3.Прочитайте и вставьте нужную букву. Объясните.

Вот село (В,в)ысокое.
Место здесь(В, в)ысокое.

Это кот (П,п)ушок.
Он и вправду, как (П,п)ушок.

Вот моя подружка (Р,р)оза.
А в руках подружки -(Р, р)оза!

Это речка (Т,т)ьма.
В речке рыбы - (Т,т)ьма!

Вот какая ( Р,р)ыбина!
Рисовала Люба (Р,р)ыбина.
(А. Шибаев)

Выпишите одно предложение с именами собственными.

Вывод

- Что нужно помнить при написании имен собственных?

- Почему одни и те же слова могут писаться с большой буквы и с маленькой?
8. Подведение итогов урока.
- Наш урок подошел к концу. Шагая по ступенькам знаний, какой вывод сделали вы?

- Что нового вы узнали на уроке? (Географические названия пишутся с заглавной буквы. Названия газет, журналов пишутся в кавычках и с большой буквы)

- Все ли у вас получилось?

- Какие качества помогли вам?

-Оцените свою работу. Если вы что-то не поняли поставьте на полях ?
- Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо.

Домашнее задание:
Предлагаю на альбомном листе нарисовать предметы, названия которых пишутся с большой буквы и с маленькой. Найти географические названия или названия газет и журналов.

Рефлексия. Собирание цветка.

- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.

Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.

Урок-закрепление по русскому языку «Большая буква в именах собственных»Урок-закрепление по русскому языку «Большая буква в именах собственных»

© 2010-2022