Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Пояснительная записка
В современных условиях развития системы образования наиболее актуальным является направление по внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий. Приоритетной является задача сохранения здоровья учащихся в условиях современного образовательно-воспитательного процесса. Особое внимание в настоящее время уделяется интеграции научно-практического опыта, накопленного в области физиологии, психофизиологии, педагогики и медицины. Широко развивается сфера валеологического и психологического просвещения. Особую тревогу вызывает неудовлетворительное состояние здоровья подрастающего поколения. Создается реальная опасность вырождения нации. За период обучения с 1 по 11 класс число здоровых детей уменьшается в 5 раз, а с нервно-психическими расстройствами увеличивается с 15 до 40%. Более 1/3 школьных коллективов имеют деформированную социально-ролевую структуру. Особо актуальны нарушения межличностного общения, дефицит доверия и отсутствие эффективных приемов сотрудничества приводят к распространению экстремальных форм самоутверждения и конкуренции в детских коллективах. Одним из ведущих стилей общения становится агрессивное доминирование и агрессивное подчинение. Возникает угроза роста правонарушений и суицидов, распространение алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся. В настоящее время особую важность приобретают вопросы воспитания здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. Данная актуальная социальная и психолого-педагогическая задача должна решаться своевременно и комплексно. В связи с этим наметившаяся во всем мире тенденция поиска новых подходов во вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ. Программа направлена на формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни и профилактику развития вредных привычек. Необходимость введения программы обусловлена социальным заказом современного общества. В данный возрастной период формируются основные потребности личности, развиваются мотивационно-ценностные установки в жизнедеятельности, закрепляются полезные привычки и навыки социально-психологической адаптации. Цель программы: Формирование устойчивой мотивационо-ценностной установки на развитие здорового образа жизни. Задачи:
  • формирование основ знаний о физическом и духовно-нравственном здоровье человека;
  • закрепление мотивационно-ценностных установок на развитие полезных привычек;
  • обучить учащихся навыкам сохранения и укрепления здоровья.
Отличительной особенностью программы является содержание, которое включает комплекс синтезированных начальных знаний по валеологии, психологии общения и физическому развитию. Специализированны и инновационные формы и методы работы с детьми. В программу включены занятия с элементами социально-психологического тренинга, коммуникативные и психологические тренировки, элементы массажа и приемы коллективного взаимодействия по решению проблемной ситуации. При реализации практической и теоретической части используются активные методы обучения с элементами диагностики и коррекции, приемы дифференциации и индивидуализации обучения. Программа насыщена разнообразными формами работы (беседа, коммуникативные занятия, психологический эксперимент, ролевая игра, экскурсия, конкурс, театрализованная инсценировка и т.п.).



Условия реализации программы:

- материально-технические - методическая литература содержит комплект учебно-методической литературы, стимулирующего, игрового и наглядно-иллюстрационного материала.

- внешние: участие в организации выставок внутришкольных, участие в конкурсах. Программа включает 16 разделов: Я и мое здоровье. Уход за своей внешностью. Мое настроение и поведение. Закаливание организма. Уроки Айболита. Позаботься о себе сам. Вредные привычки. Помоги себе сам. Мое поведение и мое здоровье. Моя семья. В здоровом теле - здоровый дух. Привычки и поступки. Я и моя семья. Я и мои друзья. Я - в школе. Я - в обществе.
В структуре данной программы выделяются следующие темы (блоки): Здоровье своими руками. Движение для здоровья. Правила закаливания. Предупреждение вредных привычек. Развитие полезных привычек. Как предотвратить ссору и драку и завоевать уважение одноклассников. Учимся дарить комплименты. Умей быть нужным людям. Умей договориться. Легко ли я иду на поводу у других. Слабости и радости в семье.

В процессе реализации программы предусматривается использование следующих видов деятельности:

- игровая;

-познавательна

- оздоровительно-спортивная.

Образовательная программа клуба «Здоровейка» ориентирована на достижение результатов трех уровней:

Первый уровень результатов - приобретение учащимися начальных классов знаний, понимания социальной реальности.

Для достижения результатов первого уровня используются следующие формы деятельности: познавательные беседы, познавательные путешествия, просмотр электронных программ, веселые физминутки, коммуникативные упражнения, экскурсии

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений учащихся начальных классов к базовым ценностям,

Для достижения результатов второго уровня используются следующие формы деятельности: практические занятия, игровые упражнения, практикум, коммуникативные упражнения

Третий уровень результатов - получение учащимися начальных классов опыта самостоятельного действия.

Для достижения результатов третьего уровня используются следующие формы деятельности: игры- соревнование, сюжетно-ролевые игры, тренинги.

В результате прохождения образовательной программы

предполагается достичь следующие результаты
В результате изучения программы учащиеся младшего школьного возраста (1-4 класс) должны знать: - основные приемы укрепления физического и душевного здоровья; - правила предупреждения развития вредных привычек; - способы развития полезных привычек и активного образа жизни. В процессе освоения программы учащийся должен уметь: дать первичную оценку своего самочувствия, настроения и поведения; использовать приемы саморегуляции и коррекции психической деятельности (психологический настрой, самомассаж, контроль двигательной активности); противостоять отрицательным влияниям социальной среды. Программа рассчитана на 33 учебных часа, реализуемых в период начального обучения в 1 классе. 16 часов составляют теоретические занятия, 18 часа - практические. Для осуществления программы необходимо затратить по 34 часа в период каждого учебного года. Общее количество часов итоговых занятий по разделам - 20 часов. Регулярность проведения занятий - 1 учебный час в неделю. Программа может быть использована учителями начальной школы, психологами, педагогами-организаторами по оздоровительной работе.









































Тематическое планирование
№ п/п

Содержание

Кол-во часов Дата провед. теория практ План. Факт. 1 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Раздел. Я и мое здоровье. Мир вокруг нас. Соревнования между "Здоровейкой" и "Болейкой". Советы доктора "Растишки". Итоговое занятие. Азбука здоровья. 3 1 1 1 1


1

2

2.1. 2.2 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. Раздел. Уход за своей внешностью. Твои зоркие помощники. В гостях у Чебурашки. От улыбки станет всем светлей. Советы Мойдодыра. Рецепт от Белоснежки. Путешествие в страну снов. Итоговое занятие. «Свет мой, зеркальце, скажи». 6 1 1 1 1 1 1
7 1 1 1 1 1 1 1

3 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Раздел. Мое настроение и поведение. Правила хорошего настроения в школе. Правила хорошего настроения дома. Поведение на отлично. Что такое хорошо, и что такое плохо. Итоговое занятие. Будь самим собой. 4 1 1 1 1
5 1 1 1 1 1

4 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. Раздел. Будь здоров Советы дедушки моржа о закаливании. Движение- жизнь, здоровье и красота. Правила кота Матроскина. Итоговое занятие Путешествие в страну "Закаляйся" 3 1 1 1 4 1 1 1 1


Итого 16 17








Содержание программы Раздел 1. Я и мое здоровье (4 ч). 1.1.Мир вокруг нас.(1 ч). Как возникла на земле жизнь разных животных. Откуда и как появился «Я». Путешествие в тайну рождения. 1.2. Соревнования между "Здоровейкой" и "Болейкой". (1ч.). Что такое индивидуальное здоровье. Взаимосвязь здоровья с продолжительностью жизни. Пути сохранения и укрепления здоровья. 1.3. Советы доктора "Здоровейка". Здоровый образ жизни и факторы, влияющие на сохранение здоровья (1ч.). Значение режима дня. Гигиеническая культура школьника. Необходимость посещения врача. Здоровый образ жизни, как способность к хорошему настроению. 1.4.Итоговое занятие. Азбука здоровья. Рисование «Так я выглядел, когда был маленьким», заполнение анкеты «Как я росту», составление режима дня. Методическое обеспечение: методическая литература серия «Дневничок -Здоровячок», канцелярские принадлежности, видеофильм.
Раздел 2. Уход за своей внешностью (13ч). 2.1. Твои зоркие помощники.(2 ч). Глаза - главные помощники человека. Забота о глазах. Практическое занятие. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз». Игровые упражнения. 2.2.В гостях у Чебурашки. (2ч). Роль слуха в жизни животных и человека. Почему болят уши. Как сберечь органы слуха. Практическое занятие. Самомассаж ушей. Выработка памятки «Как беречь органы слуха». 2.3.От улыбки станет всем светлей.(2ч). Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми (как беречь зубы, когда чистить зубы). Практическое занятие. Практикум «Чистка зубов». Игровые упражнения. 2.4. Советы Мойдодыра. (2ч). «Рабочие инструменты» человека (руки и ноги). Как беречь ноги. Уход за ногтями. Практическое занятие. Игра-соревнование. Веселые физминутки. 2.5. Рецепт от Белоснежки.(2ч). Зачем человеку кожа. Правила ухода за кожей. Помощь больной коже. Практическое занятие. Игровые педагогические упражнения. Веселые физминутки. 2.6.Путешествие в страну снов. (2ч). Почему сон необходим человеку. Потребность во сне людей разного возраста. Гигиена сна. Практическое занятие. Веселые физминутки. Игровые педагогические упражнения. 2.7. Итоговое занятие. «Свет мой, зеркальце, скажи». (1 ч). «Свет мой, зеркальце, скажи». Сюжетно-ролевая игра. Методическое обеспечение: литературные произведения, диафильмы, иллюстрации.
Раздел 3. Мое настроение и поведение (9) 3.1. Правила хорошего настроения в школе.(2 ч). Настроение и поведение. Умение управлять настроением и поведением. Благополучие и дисциплина. Практическое занятие. Сюжетно-ролевая игра. Коммуникативные упражнения. 3.2.Правила хорошего настроения дома.(2ч). Как начинать день. (С улыбки и самонастроя). Как влияют мои успехи и неудачи в школе на настроение дома. Домашние обязанности. Практическое занятие. 3.3. Поведение на отлично. (2ч). Правила хорошего тона. Полезные и вредные манеры в общении. Способы улучшения настроения (основы саморегуляции). Комплименты, благодарность, помощь. Практическое занятие. Коммуникативные упражнения с элементами тренинга. 3.4.Что такое хорошо, и что такое плохо. (2 ч). Вредные привычки - путь к болезням. Полезные привычки - путь к здоровью. Борьба с вредными привычками. Закрепление основ здорового образа жизни. Практическая часть: Работа с иллюстрациями. Коммуникативные упражнения (парные, индивидуальные, групповые). Проективные задания (рисунки). 3.5. Итоговое занятие. Будь самим собой.(1ч) Игра-инсценировка. Методическое обеспечение: Пособия серии «Дневничок-Здоровячок», «Развивающие игры», «Коммуникативный тренинг для школьников, стимульный материал (плакаты, иллюстрации, схемы), материал для индивидуальных заданий (карточки, трафареты).
Раздел 4. Будь здоров (7 ч). 4.1. Советы дедушки моржа о закаливании. ( 1ч). Что означает слово «закаливание». Правила закаливания. «Солнце, воздух и вода» - основные средства закаливания. Признаки здорового и закаленного человека. Практическое занятие. Составление индивидуальной программы закаливания. 4.2. Движение- жизнь, здоровье и красота. (2 ч). Значение движения для здоровья. Посещение спортивных секций. Практическое занятие. Экскурсия в манеж спортивной гимнастики. 4.3.Правила кота Матроскина. (2 ч). Плавание - приятное и полезное для здоровья занятие. Какие животные любят плавать? Как правильно вести себя на воде. Практическая часть: Выработка правил поведения на воде, игра. 4.4. Путешествие в страну "Закаляйся" (1 ч). Методическое обеспечение: таблицы, материал для индивидуальных занятий, видеофильм. Итоговое занятие (1 класс) 1 ч. Как настроение? Праздник.








































© 2010-2022