- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Изобразительное искусство УМК Гармония
Рабочая программа Изобразительное искусство УМК Гармония
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Халимоненко И.В. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №15»
РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения
_________________________
Протокол № __
«___» ______________2015г.
СОГЛАСОВАНО
__________________.
«____» ____________ 201__г.
Зам. директора по УВР
______________________
УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом
совете
Протокол № «____» _____ 2015г.
Директор ГБОУ СОШ №15
____________Шевцова Н.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
Изобразительное искусство
2-Б класс
Количество часов: 35 (1 час в неделю).
Уровень: базовый
Составитель:
Учитель: Халимоненко И.В.
г. Севастополь, 2015г.
Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству
УМК «Гармония»
Второй год обучения
-
Пояснительная записка
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, и изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета (курса) Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Место учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 35 ч (35 учебных недель).
-
Планируемые результаты обучения и система оценивания
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение: УЧЕБНИКИ: Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2010. ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2010. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2009.
Материально-техническое обеспечение
- Книгопечатная продукции:
- Печатные пособия:
6. Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные, гуашевые, тушь;
- бумага АЗ, А4, цветная;
-фломастеры, восковые мелки;
- кисти беличьи № 5, 10, 20;
- ёмкости для воды.
4.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс (35 часов)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (8 ч) Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты своих наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Примерные задания: а) рисование осенних деревьев; б) рисование овощей (морковь, огурец), фруктов (яблоко, слива, груша); в) рисование птиц (гусь) и животных; г) рисование цветов; д) рисование школьных принадлежностей (книга, стакан, карандаши, кисти); е) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (18 ч) Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Изображение в тематическом рисунке пространства, передача пропорций и основного цвета объектов. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии. Примерные задания: а) рисование на темы «В гостях у осени», «Богатый урожай», «Наши зимние забавы», «Мои друзья на границе», «Мои друзья», «С чего начинается Родина», «Мы рисуем праздник»; б) иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Декоративная работа (9 ч) Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов простой формы применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, а также элементарные приемы кистевой росписи. Примерные задания: а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев; б) рисование узоров с образцов декоративно-прикладного искусства; в) рисование стилизованных и декоративных форм; г) рисование по образцам городецкой и полхов-майданской росписи, гжели; д) рисование по образцам росписи мастеров дымковской и филимоновской игрушки; е) рисование по образцам павлопосадских платков; ж) рисование узоров из декоративно переработанных форм растительного мира.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Основные темы бесед:
- прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова);
- родная природа в творчестве русских художников (художник-пейзажист Н. Ромадин, тема дождя в живописи);
- городские и сельские пейзажи;
- художественно-выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линии, пятно, цветовой и световой контрасты;
- композиция в изобразительном искусстве;
- художники-анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
- художники-сказочники (И. Билибин, В. Васнецов);
- выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан;
- русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Май-дан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка);
- главные художественные музеи России.
Требования к знаниям и умениям учащихся. В результате изучения изобразительного искусства ученик должен получить начальные сведения: -о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре; -о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке; -о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий); -об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красной красок, зеленый - желтой и синей, фиолетовый - красной и синей). знать/понимать: -основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; -известные центры народных художественных ремесел России; -основные цвета спектра в пределах акварельных красок; -особенности работы акварельными и гуашевыми красками; уметь: -высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; -верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; -правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка; -определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги; -передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения; -передавать в тематических рисунках пространственные отношения; -выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельной творческой деятельности; -обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Список литературы:
для учителя:
- Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
-
Программа для общеобразовательных учреждений «Начальные классы».
- Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2009
Календарно-тематическое планирование.
Изобразительное искусство. 2 класс.
№ п/п
Тема
Дата
Печатные
пособия и ЦОР
Планируемые результаты
Виды деятельности
Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)
1.
Мы рисуем осень 8ч
Изобразительный ряд:
-репродукции картин В. Поленов «Золотая осень», И. Хруцкий «Цветы и плоды», И. Левитан «Золотая осень», В. Серов «Октябрь. Домотканово», Ю. Подлясский «С колхозных полей»,
-коллекция осенних листьев;
-муляжи фруктов и овощей;
-образцы произведений полхов-майданской росписи (фотографии или слайды)
Музыкальный ряд:
-«Осенняя песенка» Д. Васильева-Буглая, А. Плещеев;
-«Что нам осень принесла» З. Левина, К. Некрасова. Знать: - понятие «натюрморт»
-основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
-о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан) Уметь:
-анализировать специфические свойства акварели и гуаши;
-компоновать сюжетный рисунок;
-высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
-верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм.
Личностные:
-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- интерес к изучаемому предмету;
Регулятивные:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. Познавательные: 1. Общеучебные:
- ориентироваться в понятиях «карандаш», «акварель», «гуашь»;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом. 2. Логические:
- анализировать полученную информацию;
- сравнивать и группировать введенные понятия. Коммуникативные:
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
- дидактические игры; - работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО);
- сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихов об осени;
-индивидуальная работа;
- работа в парах и малых группах.
1
2
3
4
5
6
7
8
-
Рисование с натуры « Красота осенних листьев»
-
Рисование с натуры. «Дары осени»
-
Декоративная работа. «Весёлые узоры»
-
Декоративная работа. «Осенний узор»
-
Рисование на тему «В гостях у осени» (карандаш)
-
Рисование на тему «В гостях у осени» (акварель)
-
Рисование на тему «Богатый урожай»
(карандаш)
-
Рисование на тему «Богатый урожай»
(акварель)
2.
9
10
11
12
13
14
15
16
Мы рисуем сказку 8ч
-
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (карандаш)
-
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (акварель)
-
Рисование с натуры или по памяти гуся. Мы готовимся к рисованию сказки» (карандаш)
-
Рисование с натуры или по памяти гуся. Мы готовимся к рисованию сказки» (акварель)
-
Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси - лебеди» (карандаш)
-
Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси - лебеди» (акварель)
-
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку» (карандаш)
-
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку» (акварель)
Изобразительный ряд:
-репродукции картин
В. Ватагина;
В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»;
-образцы полхов-майданских птиц-свистулек;
-игрушка или чучело гуся;
-образцы произведений городецких мастеров (фотографии или слайды)
Литературный ряд:
- книга Е. Чарушин «Детки в клетке»;
-русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Музыкальный ряд:
-русские народные песни. Знать:
-особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
-особенности анималистического жанра;
-известные центры народных художественных ремесел России;
-историю развития городецкой росписи;
-приёмы выполнения розана и купавки;
- названия цветов (основных и оттенки);
- правила смешивания цветов;
- свойства рисовальных материалов;
- об особенностях художественной росписи по дереву. Уметь:
-творчески стилизовать формы животного мира в декоративные;
-изображать форму, строение и цветовую окраску оперения птиц;
-передавать логическую связь между изображаемыми объектами композиции;
-верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Личностные:
- предпосылки для развития творческого воображения;
-навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
Регулятивные:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. Познавательные: 1. Общеучебные:
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;
-передавать в тематическом рисунке пространство. 2. Логические:
-анализировать полученную информацию;
- сравнивать и группировать введенные понятия. Коммуникативные:
- умения работать в парах и малых группах;
- оформлять свои мысли при помощи рисунка.
- дидактические игры; - работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО);
- сюжетно-ролевые игры, инсценирование сказок;
-индивидуальная работа;
- работа в парах и малых группах.
3.
Мои друзья 12ч
Изобразительный ряд:
-репродукции картин
В. Серова;
К. Коровин «Зимой», К. Юон «Мартовское солнце»,
П. Кривоногов «Брестская крепость»,
Е. Вучетич «Советский воин-освободитель»,
А. Саврасов «Грачи прилетели»,
И. Левитан «Весна. Большая вода»,
-дымковские и филимоновские игрушки (фотографии или слайды),
-народная вышивка Архангельской области;
-образцы полхов-майданских птиц-свистулек;
- павловопасадские платки
Литературный ряд:
- А. Блок «Снег да снег…»,
-Г. Василистов «Снежки»,
-И. Токмакова «Подарили собачку»;
-Г. Виеру «Кот»;
- К. Фофанов «Чем знаменито Дымково»
-отрывок из поэмы Л. Кривошеенко «Живёт на заставе Серёжа»,
-М. Исаковский «Весна»,
-Г. Василистова «Весна»
Музыкальный ряд:
- «Новогодняя» А. Филипепенко, Г. Бойко,
-мелодии на темы весеннего пробуждения природы.
Знать:
-особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
- «понятие» геометрический узор»;
-о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
- об особенностях павлопасадских платков Уметь:
-грамотно подбирать цветовые оттенки;
-видеть и называть цвета и цветовые оттенки;
-верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-простейшими средствами передавать смысловую связь между предметами и героями в рисунке;
-располагать лист бумаги по вертикали и горизонтали в зависимости от замысла;
-правильно выбирать размер изображения в листе;
-цветом выделять главные объекты композиции.
-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
Личностные:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным);
-толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
Регулятивные:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. Познавательные: 1. Общеучебные:
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;
- узнавать изображенные на картине предметы. явления, действия;
-передавать в тематическом рисунке пространство. 2. Логические:
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- сравнивать и группировать введенные понятия. Коммуникативные:
- умения работать в парах и малых группах;
-умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
- дидактические игры; - работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО);
- сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений;
-индивидуальная работа;
- работа в парах и малых группах.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
-
Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш)
-
Рисование на тему « Наши зимние забавы» (гуашь)
-
Рисование с натуры «Друзья детства» (карандаш)
-
Рисование с натуры «Друзья детства» (гуашь)
-
Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные» (карандаш)
-
Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные» (гуашь)
-
Рисование на тему « Мои друзья на границе» (карандаш)
-
Рисование на тему « Мои друзья на границе» (гуашь)
-
Рисование на тему «Мы любим родную природу» (карандаш)
-
Рисование на тему «Мы любим родную природу» (гуашь)
-
Рисование на тему « Мои друзья» (карандаш)
-
Рисование на тему « Мои друзья» (акварель)
4.
29
30
31
32
33
34
С чего начинается Родина7
-
Рисование на тему «С чего начинается Родина»
-
Рисование с натуры «Цветы нашей Родины»
-
Рисование на тему «Мы рисуем праздник» (карандаш)
-
Рисование на тему «Мы рисуем праздник» (акварель)
-
Декоративная работа. «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров»
-
Итоговая выставка творческих работ.
Изобразительный ряд:
-репродукции картин
И. Шишкин «Рожь»,
П. Кончаловский «Окно поэта», «Сирень»;
-набор гербариев с цветами;
-образцы изделий Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края;
Литературный ряд:
-М. Исаковский «Родина»,
-Л. Чернышова «Рисовали дети счастье»,
-А. Афанасьев «Букварь».
Знать:
-основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
-особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
-известные центры народных художественных ремесел России; Уметь:
- выбирать сюжет на предложенную тему;
-определять формат изображения;
-грамотно подбирать цветовые оттенки;
-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
Личностные:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы;
Регулятивные:
-сформированности основ художественной культуры, - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Познавательные: 1. Общеучебные:
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;
-передавать в тематическом рисунке пространство. 2. Логические:
-анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, Коммуникативные:
- умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность;
-способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений.
- дидактические игры; - работа с информационными источниками ( альбомы репродукций, учебник, ТПО);
- сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений;
-индивидуальная работа;
- работа в парах и малых группах.