Сущность и особенности дифференцированного обучения в начальной школе. Обобщение опыта работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК СПОСОБ

РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


Обобщение педагогического опыта
Дмитриева Светлана Николаевна учитель начальных классов

МОУ СОШ №14 г. Тверь. Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Сегодня школа в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении [4]. На протяжении всей работы в школе меня интересовал вопрос, какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы. Необходимо активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся. В процессе работы я сформулировала тему исследования: «Дифференцированный подход в обучении, как способ развития познавательной активности». Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части[ 3 ]. Таким образом, цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Актуальность данного опыта состоит в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется дифференцированный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха». Следует заметить, что, несмотря, на обилие работ по осуществлению принципа дифференцированного подхода проблема остается не решенной. Острота ее обусловлена отсутствием достаточно четких позиций у исследователей, занимающихся ее разработкой. Во-первых, принцип дифференцированного обучения в большинстве случаев исследуется изолированно от других принципов дидактики, что приводит к определенному игнорированию последних в ходе реализации практических рекомендаций учителями. Во-вторых, поиски оптимальных путей реализации принципа дифференцированного подхода в обучении зачастую ведутся без учета уровня квалификации учителей и конкретных условий их деятельности. Это обстоятельство одно из основных препятствий на пути дифференциации учебного процесса. Отрывая учебный процесс от личности учителя, исследователи дают нередко такие рекомендации, реализация которых вообще невозможна в школьной практике [6]. Таким образом, в процессе работы обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя. В настоящее время ряд учёных Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др. исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении. Ученые в своих исследованиях выделяет следующие цели дифференциации: - обучающая цель - содействие реализации учебно-воспитательных программ посредством повышения уровня знаний и навыков каждого ребенка в отдельности, уменьшение его отставания, углубление и расширение знаний исходя из интересов и способностей умственного и психологического развития, развивающая цель -формирование и развитие логического мышления дошкольников, умение трудиться при опоре на зону ближайшего развития, воспитывающая цель - создание предпосылок для развития интересов и способностей ребенка [7]. Идея дифференцированного подхода рассматривается сегодня в науке в разных областях знания по-разному. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам [1]. Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий. Учебно-познавательная деятельность в опыте представлена как специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость. Дифференциация. Дифференциация определяется как создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета их контингента, а также как комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих
мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Индивидуализация. Индивидуализация обучения - это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. Поэтому при построении индивидуальных образовательных траекторий приоритетным, на наш взгляд, является субъектный подход к учащимся [5]. Целью исследования стало определение теоретических основ и обоснование возможности реализовать дифференцированный подход в работе по развитию познавательной активности младших школьников с учетом их психофизиологических особенностей. Диапазон представленного опыта - единая система «урок - внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом. Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №14 города Твери. В эксперименте участвовали учащиеся начальных классов. Организация работы по дифференцированному обучению - очень сложный процесс. Я разбила всю работы на несколько этапов.

  1. Для начало нужно было совместно с психологом изучить индивидуальные особенности детей (физические, психологические, мыслительные, личностные). Для этого я использовала личные наблюдения, информацию психолога о психологических особенностях ребенка, информацию мед. работника о здоровье ребенка, беседы с родителями.
  2. На основе полученной информации, я пришла к выводу о необходимости деления класса на группы по разным критериям:
различным уровнем усвоения материала на данный момент; -уровнем работоспособности и темпом работы; -особенностями восприятия, памяти, мышления; -уровнем самостоятельности .
  1. Далее мне предстояло подобрать и разработать дифференцированные задания для различных групп
  2. Важным было осуществлять тщательный контроль за результатами работы учащихся
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. Для успешной работы по программе я выделяю, по крайней мере, три группы учащихся: 1-я группа - ученики с высокими учебными способностями. Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач 2-я группа - учащиеся со средними способностями. Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися. 3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке. Объединяю учащихся и в группы по умению работать самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка становится признаком дифференциации учебной работы. При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающих побуждением интереса к получению знаний в учебе. Существуют различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке, на его различных этапах. Они полагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:
  • преобразование
  • задания с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление заданий.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: - усложнения материала; - использование условных символов Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ, предусматривает организацию фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске) Дифференцированная работа по форме учебных действий. Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной я считаю следующую организацию работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочные упражнения из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек - помощниц. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника

Дифференцированные задания по объему учебного материала Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 3-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек. Таким, образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Данная форма организации деятельности детей: - способствует реализации воспитательных целей, приучая их к ответственности; готовности оказать помощь другим; к партнёрству; - способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность; - расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению дружбы между учащимися; - делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других. Задача учителя - создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения. Более «сильные» учащиеся, видя проблему, предлагали решение, «слабые», получая подсказку, считали себя полноправными «решателями проблем». Результатом моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты работы - это качество знаний учащихся, итоги участия в районных и заочных предметных олимпиадах, конкурсах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся. Использование дифференцированного обучения и вовлечение учащихся в активную учебно - познавательную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику (таблица.1)

Диагностика психологических характеристик учащихся

Таблица 1. Класс мышление умственная активность память внимание выс

сред. Низ выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ. 1 9 12 6 9 12 6 12 10 5 8 13 6 2 12 10 5 15 8 4 14 10 3 12 11 4 3 16 9 2 17 9 1 16 9 2 16 10 1


Как мы видим из таблицы, уровень познавательных процессов увеличивается, что говорит о положительной динамике.


Диагностика уровня форсированности учебно - познавательных видов деятельности.

Рисунок 1. Сущность и особенности дифференцированного обучения в начальной школе. Обобщение опыта работы.
Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 11% , со средним - на 9%, с низким уровнем стало на 20% меньше. Анализ знаний учащихся за 3 года показал, что учебный материал учащимися усвоен. Качество знаний постепенно растет. В ходе работы проводился мониторинг уровня обученности. Пробный мониторинг проводился в сентябре, за первое полугодие в декабре и в мае за второе полугодие. Результат от 80% до100% означает, что программный материал усвоен на оптимальном уровне. Результат от 65% до80% -на допустимом уровне. Уровень ниже 50% считается недопустимым.


Качество знаний по предметам в %



Рассмотрим динамику качества знаний по предметам.

Рисунок 2.


Сущность и особенности дифференцированного обучения в начальной школе. Обобщение опыта работы.


Как видно из диаграммы качество знаний растет, что говорит о положительной динамике. Учащиеся улучшили свои результаты. Это позволяет говорить о высоком результате в обучении. Высокий результат достигается за счёт развития познавательной активности учащихся в условиях уровневой дифференциации.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология дифференциации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению 2. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интересов учащихся; взаимосвязь познавательной и практической деятельности должна удовлетворять запросы и тех, кто углублялся в процессе познания, и тех, кто стремился непосредственно видеть результат своих практических материальных условий; взаимосвязь познания и игры должна давать пищу развитию ума, творчества школьника;

3.Реализуя дифференцированный подход в обучении, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию [2]. Исходя из интересов и индивидуальных особенностей каждого учащегося, повысить результат обучения и развития логического мышления учащегося возможно, если использовать приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития. Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.

Библиографический список:

  1. Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образования // Завуч, 2011. № 2. С. 91-140.
  2. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М.: Просвещение, 2012.

  3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 2010.

  5. Рыжкова В.И. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательного интереса школьников // Завуч, 2012. № 8. С. 58-63.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 2011.

  7. Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. - Волгоград: Учитель, 2010.

  8. Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика, 2011. № 4. С. 44-52.



© 2010-2022