• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Из опыта работы. Проектный метод -как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированоого обучения в начальной школе

Из опыта работы. Проектный метод -как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированоого обучения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

1 слайд. Из опыта работы учителя МБОУ СОШ № % Закировой Г.Ю. (учитель начальных классов, 1 кв. к.)


Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Во все времена меня волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. В связи с тем, что меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в ФГОС, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным я считаю метод проектов. 2 слайд Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация - стремление успешно разработать тему проекта - оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний - он учится учиться. Учитель на таком уроке не говорит: "Делай, как я", а говорит: "Я рядом с тобой, иди вперед". Проект - это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становимся творцами в таком виде деятельности. Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Проект выходит за пределы урока, класса, предмета, входит в дома учащихся, в наш собственный дом. Учащиеся видят, что родителям и учителю интересно все, что они делают. В одном лице мы становимся и вдохновителями, и руководителями, и экспертами, и специалистами в разных областях знаний. А самая главная роль - создатель условий для развития творческих способностей и познавательных. 3 слайд Проектная деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту. Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению. 4 слайд Хочу предложить проект, который мы попробовали сделать с детьми «Сохраним ёлочку -красавицу наших лесов». 1 класс. Это коллективный творческий проект. Он позволяет задействовать всех учащихся, дифференцированно развивать способности, учит ребёнка взаимодействовать в социуме. Сначала совместно с учащимися мы определили тему будущего проекта «Сохраним елочку». Определили цели и задачи проекта. Цель проекта: Обеспечить сохранение елей и пихт, растущих в скверах г. Черногорска РХ в период предновогодних и новогодних праздников. Задачи проекта: рассмотреть местность, определить количество елей и пихт, растущих в сквере г. Черногорске. привлечь внимание жителей нашего города (детей, их родителей) к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников с помощью листовок. воспитывать у детей - школьников бережное отношение к хвойным деревьям. Составили план работы:

  • экскурсия - наблюдение за хвойными деревьями,
  • распространение на территории нашего города листовок "Сохраним елочку",
  • конкурс рисунков "Лесной красавицы",
  • беседа с детьми о необходимости сохранения елочки и способах ее замены,
  • разучивание стихотворений, чтение рассказов о новогодней елочке "Ёлочка - красавица",
  • продуктивная деятельность детей: изготовление ёлочек.
Определили тип проекта:
  • По доминирующему методу: творческие - участники проекта - дети, учителя, родители.
  • По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
  • По характеру контактов: внутри возрастной группы.
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: краткосрочный.
Совместно с учащимися продумали форму защиты проекта (выставка рисунков, листовок, плакатов, написание сочинений, творческих поделок «Ёлочек своими руками», проведение классного часа «Сохраним жизнь лесной красавице», составление объявления создание презентации и показ родителям в виде внеклассного мероприятия), распределили роли и обязанности внутри групп. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. 5 слайд. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму презентации. После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может " потеряться", т.е. стать эдаким "малюсеньким наблюдателем". Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности. Ученики по группам находили пословицы, загадки, частушки, скороговорки, легенды, стихи, песни, игры, народные традиции - всё, что связано с хвойными деревьями, приготовлением ценных лечебных настоев. Обучающиеся выясняли, почему к ёлке такое особое отношение? Почему в стихах она оживает? И самое главное, почему именно она является символом, незаменимым атрибутом Нового года, всеми нами любимого праздника?! На уроке изобразительного искусства мы рисовали рисунки, листовки, на чтении читали стихи и легенды, на русском языке написали небольшие сочинения. При работе по проекту определялось количество елей и пихт, растущих в нашем городском сквере, отслеживалось их состояние в период празднования Нового года, изучалось отношение местных жителей к проблеме сохранения хвойных растений в Новогодние праздники, проводилась акция "Сохраним елочку", в которой приняли участие учащиеся и их родители, учителя. В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации - библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д. 6 слайд Всего было выпущено 10 листовок. На листовках ребята в основном изображали елочку, а рядом помещали надпись "Сохраним елочку!", "Берегите елочку!", "Не рубите елочку!". Но были и листовки, в которых содержалась информация о ели, ее свойствах и пользе для человека. Большая часть листовок была развешана на улицах города: у магазинов, остановок, школ. Я понимаю, что проекты в младших классах - это трудная задача. Самое решающее звено этой новации - учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. В течение работы над проектом мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ученик неповторимы, неповторимо и то, что мы делаем как учителя, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с учащимися предыдущего класса. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.


© 2010-2022