Урок самопознания Жить по совести 4класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 21 Дата___5 02 16

Тема: Жить по совести Ценность: Любовь, Праведное поведение. Качества: доброта, искренность, бескорыстность, чуткость, щедрость, сострадание,любовь. Педагог: Ожогова Т.Г. Класс: 4 Кол-во уч-ся: 21

Цель: углублять представления учащихся о совести через праведное поведение и любовь.

Задачи:

уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Ход урока: Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на свете. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду.… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. - Какой цветок вы видели? Чувствовали ли вы, что этот цветок - цветок любви?

  • Проверка опережающего домашнего задания.

-Дома вы написали в тетрадях, чем любят заниматься члены вашей семьи? (Ребята рассказывают, задание 1 в тетради на с.27).

Посмотрите, как много интересного есть в семье каждого из нас!

- Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали.

Проблемная ситуация. Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!»

. Как вы думаете, что такое совесть?

2. Каких людей называют совестливыми?

3. Что значит быть честным по отношению к себе?

4. Трудно ли жить по совести? Почему? Лунтик ( мультфильм) Позитивное высказывание (цитата).

Итак, тема урока «Жить по совести»

«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть»
Лев Толстой, русский писатель
-Как вы понимаете смысл цитаты?
- Как вы думаете, что именно не одобряет наша совесть?

«Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким?

(стыд) И здесь вы правы. Как вы думаете, что страшнее?

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня поговорить об этом.

А сейчас заглянем в словарь (слайд №2)

3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

Вот как объясняется значение этого слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):

Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам послушать рассказ

  • Рассказывание истории (беседа).

Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали.

Проблемная ситуация. Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!»

. Как вы думаете, что такое совесть?

2. Каких людей называют совестливыми?

3. Что значит быть честным по отношению к себе?

4. Трудно ли жить по совести? Почему? Лунтик ( мультфильм)


  • Творческая работа.

. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».

  • Физические недостатки

  • Некрасивые поступки

  • Поношенная, но аккуратная одежда

  • Старомодная одежда

  • Непрестижная работа родителей

  • Невежество, необразованность, безграмотность

  • Вульгарная внешность

  • Грубое, бездушное отношение к людям

Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

5. Ситуации выбора. «Голос совести».

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая (слайд №4)

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая (слайд №5)

Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья (слайд №6)

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации

6. Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

  • Классный руководитель. Чувство раскаяния - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица

Классный руководитель. у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа. Видеоролик «Осколки в сердце» Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла - и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, - сказал человек. - те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

Классный руководитель. Ребята, какой смысл несут эти слова - «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?

(угрызения совести)

Классный руководитель. Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.

  • Групповое пение

Исполнение песни «Совесть» на мотив «Голубой вагон»

Если мы обидели кого-то зря
Извиниться нужно в тот же час
Люди правду чтут и нас всегда поймут
Главное, что совесть есть у нас
Припев:
Совесть мы в путь возьмём
И друзей соберём
С совестью станем мы
Духом сильными
Каждому, каждому истина верится
С совестью чистою счастия закон

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы.. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Поднимите только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Урок самопознания Жить по совести 4класс Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Урок самопознания Жить по совести 4класс Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

Урок самопознания Жить по совести 4класс Другое (написать)

Домашнее задание: Проанализируйте свое поведение и составьте правило «Как жить в ладу со своей совестью»

. Заключительная минута тишины. Закройте глаза, вспомните все то, что мы сегодня

говорили о любви. Вспомните цветок любви, который расцвел в вашем сердце. Сохраните эту любовь, постарайтесь эту энергию любви дарить каждый день всем своим близким и родным, друзьям и окружающему миру. А когда сегодня придете домой, обнимите своих родных и скажите, что вы их любите. Примечания

музыка «Волшебная композиция, хрустальная грусть»







































Лунтик ( мультфильм)





Цитата

«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть»
Лев Толстой, русский писатель










































Нарисованное дерево (яблоня), яблочки





















































Видеоролик «Осколки в сердце»


© 2010-2022