Конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет ОРКСЭ

Конспект урока: Россия наша Родина.

Цели.

Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;

развивать интерес к истории России;

воспитывать чувство гордости за свою страну.

ХОД УРОКА

Звучит песня «С чего начинается Родина?».

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

Ответы учащихся.

- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина.

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

Ответы учащихся.

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. (Ю. Яковлев

Как называется наша Родина?

(ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

На свете много разных стран,

Но есть одна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Ребята, посмотрите на карту и найдите нашу страну.

Каким цветом она обозначена?

(бордовый или темно-коричневый)

А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?

(Россия)

(Физическая карта России.) - Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь.

Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?

Ответы учащихся. - Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - ее зеленый наряд - леса.

Учитель показывает слайды или фотографии Москвы, пейзажей русской природы.

Все мы живём в огромной стране название, которой - Россия.

Россия - самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн

Символы - это знаки отличия нашей страны от других стран.

Учитель: Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн - в XIX в. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними.

Учитель: Что такое герб? Где мы можем увидеть изображение гербов?

(ответы учеников)

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе означает «наследство».

В нем отражена история

Что изображено на гербе? (ответы учеников)

Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел.

Двуглавый орел на гербе России почитается как знак полной государственной независимости.

Учитель: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.

Над орлом - три короны, в лапах орла - скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона.

Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите - не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

Учитель: Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!

О каких символах России говорится в стихотворении?

(О флаге и гербе).

Слово "Флаг" - голландского происхождения и означает "корабельное знамя". А слово "знамя" происходит от слов "знаменье, знак". Знамя - это знак того, кому оно принадлежит, его символ.

Учитель: 11 декабря 1993 года президент России подписал указ «О государственном флаге Российской Федерации». В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Эти цвета издавна почитались на Руси.

Наш российский флаг - трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение.

Белый цвет - цвет чистоты, надежды.

Красный - цвет крови, жизни.

Синий - цвет безоблачного мирного неба.

Где можно увидеть государственный флаг России?

(ответы учеников)

Учитель: Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг - наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Звучит фонограмма гимна

Учитель: Как называется это музыкальное произведение? Какое оно? Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его?

(ответы учеников)

Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».

Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя

Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем.

Учитель: У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка - композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения - такова идея гимна.

Обязательная традиция иметь каждой стране свои герб, флаг, гимн установилась в XX веке.

Они нужны, как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству.

Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.

Учитель: Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем - зависит только от нас.

Итог урока

Выполнение коллективной работы: флаг страны.

Для работы понадобится лист ватмана, клей, бумажные цветочки:

для 1ряда белого цвета, для 2 ряда красного и для третьего ряда синего цвета.

На ватмане нарисован флаг. Дети приклеивают цветы в соответствии расположения полос. Выполненная работа вывешивается на доске.

Пивнева Наталья Анатольевна

4

© 2010-2022