Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная грамматика

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»" разработана

  • согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 9, 14, 15, 32) (в действующей редакции);
  • Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  • письма Департамента общего образования Минобрнауки от 12.05.2011г.№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • «Основной образовательной программы начального общего образования 2014-2015 уч. года» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №4» г.Курчатова;
  • на основе анализа общеобразовательных программ по предмету Русский язык, пособия «Русский язык. Учимся играя» В.В.Волина. Екатеринбург: ТОО Издательство «Арго», 2008.

Цель программы:
  • расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,

Задачи:
  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

В основу программы положены следующие принципы:
  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
  • связи с жизнью;
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка;
  • единство и целостность субъект - субъектных отношений;
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого - к сложному»).

Занятия по данному курсу проводятся во второй половине дня по плану внеурочной деятельности школы 2 занятия в неделю по 45 минут.


Итогом детской деятельности и результативностью курса являются:
  • выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, города; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете);
  • методы оценки результативности программы:
  • количественный анализ;
  • статистические данные;
  • фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале;
  • отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (наблюдение, диагностика);
практические работы;
  • творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Общая характеристика учебного курса Курс «Занимательная грамматика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Содержание и методы обучения "Занимательной грамматики" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу -это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ. Курс «Занимательна грамматика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательной грамматике" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Формы работы кружка «Занимательна грамматика»:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.
  • лекции;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;


Методы и приёмы:
  • метод одномоментности;
  • метод обследования, исследования;
  • наглядности;
  • словесный; практический;
  • эвристический;
  • частично-поисковый;
  • проблемно-мотивационный;
  • сотворчество;
  • игры.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательной деятельности, в ней используется личностно ориентированный подход в обучении, применяются педагогические технологии личностно-ориентированной культурологической направленности. Занятия проводятся на коммуникативно-диалоговой и активно-деятельностной основе. Педагогический контроль осуществляется на протяжении всего курса обучения, каждый раздел программы имеет свою форму контроля: анкетирование, проверка практических навыков, тематические выставки готовых работ, участи в различных городских и областных выставках и конкурсах.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности школы


Программа курса «Занимательна грамматика» является частью образовательного процесса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова и входит в общекультурное направление плана внеурочной деятельности школы. В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 2015-2016 уч. год на изучение данной программы выделено: 68 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.


Описание ценностных ориентиров содержания курса

Личностные ценности:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир».
Общественные ценности: Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностными результатами изучения курса «Занимательная грамматика»

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • осознание своих творческих возможностей;
  • проявление познавательных мотивов;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
  • качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  • осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;
  • формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории;
  • развитие Я-концепции и самооценки личности;
  • развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
  • формирование моральных норм и самооценки;
  • выделение нравственного содержания своих поступков;
  • формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная грамматика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом , пословицей , поговоркой
  • объяснять выбор наиболее подходящих способов для решения поставленных задач
  • планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;
  • принятие и сохранение учебной задачи;
  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
  • различение способа и результата действия;
  • адекватное принятие словесной оценки учителя;
  • в сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, по рисунку, инструкционной карте, схеме;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • пользоваться схемами;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • осуществление поиска и выделение конкретной информации с помощью учителя;
  • построение речевых высказываний в устной форме;
  • оформление своих мыслей в устной форме по типу рассуждения;
  • включение в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:
  • слушать и понимать речь других;
  • формулирование собственного мнения и позиции;
  • формулировка вопросов;
  • допуск возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • компромисс и поиск путей, приводящих к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Занимательная грамматика» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • буквы русского алфавита;

  • состав слова;

  • правила правописания слов с изученными орфограммами;
  • признаки согласных и гласных звуков;
  • состав слова;
  • признаки родственных слов;
  • виды пересказа;
Уметь:
  • различать приставки и предлоги, писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно;
  • разбирать слова по составу;
  • проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;
  • писать НЕ с глаголами;
  • работать со словарем, группировать и подбирать слова на определенные правила;
  • различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
  • составлять рассказы по картинке;
  • пересказать текст;
  • находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал;
  • проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;

  • ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы;

  • правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом;

  • составлять текст по вопросам учителя;

  • отгадывать загадки;

    • импровизировать;
    • работать в группе, в коллективе;
  • организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

Планируемые результаты: В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся научатся
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем план
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

Содержание курса


Тема 1 Сказочное царство слов.(2ч.) Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Тема 2-3 Путешествие в страну слов. (4ч.) Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово» Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(4 ч.) Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ -загадка. Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (4ч.) Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. Тема 8-9. Добрые слова (4ч.) Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Тема 10. Экскурсия в прошлое (2 ч.) Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(4ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(2ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов - пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (4ч.)

Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова - антонимы (2ч.) Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Тема 17. Слова - омонимы (2ч.) Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (2ч.) Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Тема 19-20. В королевстве ошибок. (4ч.) Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Тема 21-22. В стране Сочинителей.(4ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 4ч.) Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Тема 25. Праздник творчества и игры. (2ч.) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Тема 26-27. Трудные слова. (4ч.) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (4ч.) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). Тема 30-31. Шарады и логогрифы (4ч.) Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. Тема 32 . Откуда пришли наши имена.(2ч.) Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Тема 33. Занимательное словообразование (3ч.) Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Тема 34. Олимпиада . (1ч.)

Содержание курса с кратким описанием содержания по темам, виды контроля, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса также содержится в разделах календарно-тематического плана (приложение):

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся


п/п



Наименование раздела, программы, тема


Характеристика деятельности учащихся

(основные учебные умения и действия)


Теория

Практика


Всего

1-2

Сказочное царство слов 2ч. - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - строить рассуждения; - слушать и понимать речь других; - осознавать роль языка и речи в жизни людей.

1

1

2

3-6

Путешествие в страну слов. (4ч.)



- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; - осознавать роль языка и речи в жизни людей.

2

2

4

7-10

Чудесные превращения слов.(4 ч.)








- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - знать историю возникновения письменности; - знать элементарные сведения из истории родного языка; - знать элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений;

2

2

4

11-14


В гостях у слов родственников. (4ч.) - вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; - строить речевые высказывания; - понимать определение «фонема»; - отличать гласные и согласные фонемы; - определять расхождение в количестве звуков - определять расхождение в количестве звуков и букв в слове; - определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости- глухости согласные в конце слова; - тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. - зарядка для развития памяти. - составлять план пересказа, пересказывать тексты.

1

3


4


15-18

Добрые слова (4ч.)

1

3

4

19-20

Экскурсия в прошлое (2 ч.)

1

1

2

21-24

Новые слова в русском языке.(4ч.)

2

2

4

25-26

Встреча с зарубежными друзьями.(2ч.)

1

1

2

27-30

Синонимы в русском языке (4ч.)

1

3

4

31-32

Слова - антонимы (2ч.)

1

1

2

33-34

Слова - омонимы (2ч.) - определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм; - подбор «крылатых выражений» в названиях текста. - работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла.

1

1

2

35-36

Крылатые слова (2ч.)

1

1

2

37-40

В королевстве ошибок. (4ч.) - определять расхождение в количестве звуков и букв в слове. вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания; - отличать гласные и согласные фонемы.

1

3

4

41-44

В стране Сочинителей.(4ч.) - правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи; - преобразовывать информацию из одной формы в другую;

2

2

4

45-48

Искусство красноречия. ( 4ч.)

1

3

4

49-50

Праздник творчества и игры. (2ч.) - разгадывать ребусы, задки, шарады; - слушать мнения в группе, приходить к общему выводу, решению.

1

1

2

51-54

Трудные слова. (4ч.) - определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки - использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне; - объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными на основе алгоритма проверки написания; - работать со словообразовательным словарем; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - осуществлять анализ и синтез.

1

3

4

55-58

Анаграммы и метаграммы. (4ч.)

1

3

4

59-62

Шарады и логогрифы (4ч.) - знать термин «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. - составлять самоинструкции. - работать по самоинструкции. - разгадывать ребусы, задки, шарады; - слушать мнения в группе, приходить к общему выводу, решению. - тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. - составлять план пересказа, пересказывать тексты.

1

3

4

63-64

Откуда пришли наши имена.(2ч.)

1

1

2

65-67

Занимательное словообразование (3ч.)

1

2

3

68

КВН . (1ч.) - тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. - составлять план пересказа, пересказывать тексты. - разгадывать ребусы, задки, шарады; - слушать мнения в группе, приходить к общему выводу, решению.


1

1

Итого

25

43

68

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения программы
Для реализации данной программы необходима учебно-материальная база:

  • кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;
  • наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;
  • аудио-видео-аппаратура;
  • канцелярские товары;
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы Информационно-методическое обеспечение Литература:
  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2005 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2011 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 2008г.
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 2011г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 2007 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 2007 г.
  7. Журналы: "Начальная школа", "Веселые картинки", "Мурзилка".
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение", 2006 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2011 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 2003 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва "Просвещение", 2005 г.
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 2004 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар", 2004 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар", 2005 г.
  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 2011 г.
  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2008 г.
  18. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 2012г.
Литература, рекомендованная детям. 1. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва "Просвещение",2005 г. 2. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 213 г. 3. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар", 2012 г. 4. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар", 2005 г. 5. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2008 г. 6. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 2012г.

Цифровые образовательные ресурсы Интернет-ресурсы:
  • planetaznaniy.astrel.ru
  • nachalka.com
  • school.edu.ru
  • 4stupeni.ru
  • zavuch.info
  • openclass.ru
  • festival.1september.ru
  • uroki.net

















Приложение.


Календарно -тематическое планирование

Наименование тем курса

Все-го ча-

сов

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля

Дата

по

лек-ция

п/ р

с/ р

плану

факту 1-2. Сказочное царство слов.

2

1

1


- преобразовывать информацию из одной формы в другую; - строить рассуждения; - слушать и понимать речь других; - осознавать роль языка и речи в жизни людей.

анкетирование

01.09

04.09


3-6. Путешествие в страну слов.

4

1

2

1 - составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; - осознавать роль языка и речи в жизни людей.

конкурс на лучшую презентацию

08.09

11.09

15.09

18.09


7-10. Чудесные превращения слов.

4

1

2

1 - составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - знать историю возникновения письменности; - знать элементарные сведения из истории родного языка; - знать элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений;

словарный диктант

22.09

25.09

29.09

02.10


11-14. В гостях у слов родственников.

4

1

2

1 - вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; -строить речевые высказывания;

тестирование

06.10

09.10

13.10

16.10


15-18. Добрые слова.

4

1

2

1 - понимать определение «фонема». - отличать гласные и согласные фонемы.

тестирование

20.10

23.10

27.10

30.10


19-20. Экскурсия в прошлое.

2

1

1


- определять расхождение в количестве звуков и - определять расхождение в количестве звуков и букв в слове;

конкурс на лучший ребус

10.11

13.11


21-24. Новые слова в русском языке.

4

2

1

1 - решение теста - кроссворда

проверочный тест

17.11

20.11

24.11

27.11


25-26. Встреча с зарубежными друзьями.

2

1

1


- работа со словарем

контрольный тест

01.12

04.12


27-30. Синонимы в русском языке.

4

2

1

1 - самостоятельная работа

мини-олимпиада

08.12

11.12

15.12

18.12


31-32. Слова - антонимы.

2

1

1


- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;

тестирование

22.12

25.12


33-34. Слова - омонимы.

2

1

1


конкурс на лучшую загадку

29.12

15.01


35-36. Крылатые слова.

2

1

1


- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания; - отличать гласные и согласные фонемы.

тест

19.01

22.01


37-40. В королевстве ошибок.

4

1

2

1 - работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

26.01

29.01

02.02

05.02


41-44. В стране Сочинителей.

4

1

2

1 - работа в группах «Найди пару»

тестирование

09.02

12.02

16.02

19.02


45-48. Искусство красноречия.

4

1

2

1 - преобразовывать информацию из одной формы в другую;
конкурс на лучший кроссворд

26.02

01.03

04.03

11.03


49-50. Праздник творчества и игры.

2

1

1


- проектная деятельность конкурс на лучшую газету

15.03

18.03


51-54. Трудные слова.

4

2

1

1 - преобразовывать информацию из одной формы в другую; тестирование

22.03

05.04

08.04

12.04


55-58. Анаграммы и метаграммы.

4

2

1

1 - знать термин «самоинструкция». -правила составления самоинструкции. школьная олимпиада

15.04

19.04

22.04

26.04


59-62. Шарады и логогрифы.

4

2

1

1 - составлять самоинструкции. - работать по самоинструкции. школьная олимпиада

29.04

03.05

06.05

10.05
63-64. Откуда пришли наши имена.

2

1

1


- составлять самоинструкции. -работать по самоинструкции. школьная олимпиада

13.05

17.05
65-67. Занимательное словообразование.

3

1

1

1 - работа над ошибками олимпиадных заданий тестирование

20.05

24.05

27.05
68. КВН.

1



1 - работа со словарями конкурс на лучший «Решебник»

27.05

Примечание: В соответствии с годовым календарно-учебным графиком общеобразовательного учреждения на 2015 - 2016 учебный год количество часов по данной программе составляет 68 . Фактическое количество часов по программе зависит от графика календарных праздничных дней, поэтому программа будет пройдена за счет уплотнения материала.


© 2010-2022