Конспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с разделительным мягким знаком

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

06.02.2015г.

Урок русского языка

по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком »

2 класс, УМК «Школа России»

Учитель Котовскова Ирина Дмитриевна

МКОУ «Тормосиновская СОШ»

Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:

Предметные:

  • Ввести новое понятие «разделительный» мягкий знак;

  • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;

  • Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;

  • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;

  • Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные: личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • участвовать в групповом обсуждении.

I. Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Психологический настрой.

  • Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

  • Улыбка - это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

II. Актуализация знаний.

1.Орфографическая минутка

Устное упражнение

- Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены?

Снег, травка, глазки, улов

Поляна, снежок, земля, бросать

Соль, коньки, угольки, лошадь

-Подчеркнуть орфограммы и устно проверить.

2.Постановка цели урока

-Какую роль выполняет мягкий знак в словах последней группы?(показатель мягкости)

-Как вы считаете, все ли мы знаем о «ь»? ( думаем, что не всё)

-Какую цель поставим перед собой на нашем уроке?(узнать больше о «ь», выяснить, какую еще роль может выполнять «ь» в слове)

III. Работа по теме урока.

1.Разгадывание ребусов

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с разделительным мягким знаком Конспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с разделительным мягким знаком Конспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с разделительным мягким знаком

(пальцы, апельсин, семья)

2.Наблюдение за произношением слова и ролью «ь»

-Какова роль «ь» в каждом слове, понаблюдаем.

(пальцы, апельсин- «ь» показатель мягкости согласного звука;

семья- ? )

- Попробуем убрать «ь» и понаблюдаем за произношением слова.

-Что заметили? (согласный звучит также мягко, но слово звучит странно, неправильно)

-Почему странно?(получился слог-слияние)

-Можно сказать, что «ь» показывает мягкость согласного? (нет)

-Какую же роль он выполняет в этом слове?(разделяет согласный и гласный звуки)

3.Вывод.(«ь» может быть в слове разделительным)(слайд)

4.Проблемная ситуация.

-Как же распознать «ь»- показатель мягкости или разделительный знак?

-Какова наша следующая цель урока?

5.Решение проблемной ситуации

- Когда же пишется разделительный «ь»

-Определим, где же надо писать «ь» перед гласной буквой и где не надо. Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.

а) прочитайте слова и запишите их в тетрадь;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;укажите ,какой звук мы слышим после согласного(й)

г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах? ( Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно, делает свой вывод. ) ( у доски работает один ученик)

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л

  • сомневаюсь при выполнении-С

  • затрудняюсь при выполнении-Т

6. Вывод по исследовательской работе

Где пишется разделительный ь знак? - Какую работу выполняет разделительный мягкий знак в словах? Послушайте стихотворение. (слайд)

Слева от меня- согласный,

Справа- е,ё,и,ю,я,

Чтобы не было слиянья,

Разделил их ловко я.

7.Составление алгоритма написания разделительного «ь»

- Попробуем составить алгоритм написания разделительного мягкого знака. (Работа в паре.)(используем условные знаки согласного мягкого звука и гласного:зеленый и красный квадраты, буквы Е,Ё,Я,И,Ю и Ь)

-Сравним свой алгоритм с авторским.( на доске) -Обобщение. Проговаривают алгоритм. После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я Конспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с разделительным мягким знаком ьКонспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с разделительным мягким знаком(Е,Ё,И, Ю,Я) 8. Чтение правила Совушки в учебнике с.32 ,сравнение с алгоритмом IV.Закрепление нового материала 1.Постановка цели этапа урока -Определив роль «ь» и правило его написания, какова же дальнейшая цель нашего урока?(учиться правильно писать слова с разделительным Ь) 2.Игра «Камень- Вата». (1 команда «Камень», 2 - «Вата».Учитель произносит слова, если в слове есть раздел Ь, то встает команда «Камень» , если звучит слово с Ь- показателем мягкости -команда «Вата») Деньки, мальчик, обезьяна, льдинка, здоровье, печенье, друзья, пеньки, варенье,большой. 3.Тренировочное упражнение

-Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.(коллективная работа)

Прочитайте слова : Лист-я, мурав-и, яблон-я, в-юга, Кат-я, врем-я.( на доске)

[й'а] [й'и] й'у] [а]

Задание: Запишите слова в два столбика.

1 столбик - с разделительным мягким знаком.

2 столбик- слова без мягкого знака.

Рядом со словом напишите, какие звуки обозначает гласная буква. - Проверка по вариантам. Какие слова вы выписали? (слайд) - Докажите.

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л

  • сомневаюсь при выполнении-С

  • затрудняюсь при выполнении-Т

− Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о разделительном мягком знаке. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?

3. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать группах. Будьте дружны, помогая друг другу. (задание на карточках)

Замените словосочетания на каждой строке 1-м словом с разделительным Ь.

  • Снежная буря - вьюга

  • Мама, папа, дети - семья

  • Ягоды, сваренные в сахаре - варенье

  • Дом, жилище - жильё

  • Домики для пчёл - ульи

  • В какое время года улетают птицы в теплые края? -осенью

(проверка по слайду)

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л

  • сомневаюсь при выполнении-С

  • затрудняюсь при выполнении-Т

V. Рефлексия урока.

- О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое новое открытие сделали? ( алгоритм написания разделительного знака)

- Где же пишется разделительный Ь?

- Что удалось на уроке?

- Что больше всего понравилось?

  • Чьим успехам смогли порадоваться?
  • За что можете себя похвалить?
  • Что было самым трудным?
  • Какое настроение у вас создал урок
( указать смайликом веселым или грустным)

VI. Домашнее задание.Упр. № 57.(Записать по образцу) VII. Резерв (поощрение за активную работу на уроке) ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО МЯГКОГО ЗНАКА»



© 2010-2022