- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему Весна в мире птиц
Урок по окружающему миру на тему Весна в мире птиц
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нестерова О.Н. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Ход урока I. Организационный момент. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Оксана Николаевна. Эмоциональный настрой на урок. -Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощником вам будут внимание, находчивость, смекалка, жизненный опыт. - Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Что вам надо для этого сделать? II. Актуализация знаний. Игра «Доскажи словечко» (на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Апрель»)
А) Я раскрываю почки.
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня ... (Весна) - Ребята, догадались ли вы, о каком же времени года пойдет речь на уроке? -Да, сегодня мы продолжим разговор об удивительном времени года, весне! - Давайте вспомним, какие изменения произошли в природе с приходом весны? Б) Групповая работа - создание кластера « Весенние изменения в неживой и живой природе». - Сейчас каждая группа будет работать с кластером «Весенние изменения в неживой и живой природе». У вас на столах лежат таблички, на каждой из них записано одно из весенних явлений в природе. Установите связь между явлениями, расположите таблички в нужном порядке.
оттаяла почва появились первоцветы потеплело
появились насекомые ___________________
Один ученик выполняет работу на интерактивной доске
(проверка) - Проверим, как вы выполнили задание.
- Обратите внимание - одна карточка у вас пустая.
Как вы думаете, какая надпись должна быть на ней? (прилетели перелётные птицы)
- Где её расположить в схеме?
(сверить с интерактивной доской)
III. Формулирование темы урока и проблемы.
А) беседа
- Послушайте музыкальную композицию
(звучит музыкальная заставка «Пение птиц») - Что вы услышали?
- О ком же мы будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему урока. (Весна в мире птиц)
В природе насчитывается … видов птиц.
- Ребята, а вам нравятся птицы?
- А чем они вам нравятся?
- Какую пользу приносят птицы?
На какие 2 группы можно разделить птиц? (зимующие и перелетные) - Что характерно для зимующих птиц? (остаются зимовать) Б) Чтение текста в учебнике с. 86 (первый абзац, самостоятельно) - Что изменилось в поведении зимующих птиц с приходом весны? - Найдите этих птиц на иллюстрации в учебнике. - Что характерно для перелетных птиц? ( осенью улетают в теплые края, весной возвращаются).
- Сегодня на уроке нам необходимо найти ответ на вопрос: «Почему перелётные птицы возвращаются, а не остаются в тёплых странах?»
Б) работа с кейсом
- Сейчас каждой группе я предложу кейс, в котором содержится текст с описанием одной из перелетных птиц. Вы должны угадать, о какой птице идёт речь.
Кейс 1 Птицы эти одни из первых, которые приносят нам весну. Но еще они хорошие биосанитары: следуя стаей по вспаханному полю, птицы тщательно собирают на нем всяких вредных гусениц, жуков, личинки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …
Грач
Кейс 2 В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны с первой песней этой птицы - великолепного певца. Исполняет он свой концерт, порхая высоко в небе. Внешность птицы очень скромная: перышки светло-песочного цвета с темными пестринками.
Свое гнездо он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворения!
Кейс 3 Своими хрупкими маленькими лапками и клювом эти птицы способны в жестком глинистом берегу выкопать нору глубиной 60см. В местах, облюбованных для жизни большой стаей, можно насчитать больше ста норок. При этом каждая мама всегда без ошибки находит свой дом. И пьют, и едят быстрые птички на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. На землю садятся только за строительным материалом для гнезд: илом, глиной.
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Проверка, чтение кейсов и ответы детей
- найдите эту птицу на с. 86-87 в учебнике (так с каждой птицей).
Во время ответа на вопрос включается запись голоса птицы.
- Какие изменения происходят в жизни перелётных птиц весной? (прилетают из тёплых краёв).
(физкультминутка) возможно под музыку или птичьи голоса
Утром птичка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре полетела
И на веточку присела.
IV. Работа по теме урока.
Мы выполняли работу с кластером, вспомните, какое изменение в природе мы назвали первым? (потеплело)
- Можем ли мы сказать, что птицы вернулись по этой причине? (да)
(поместить на доску таблицу со словом «потеплело»)
а) Работа с учебником - с.86 - 87
Продолжим работу:
Чтение текста на с. 86-87 (2 абзац, хорошо читающий ученик вслух до слова Раньше)
Вопросы:
- Почему п- Можем ли мы сказать, что птицы вернулись по этой причине? (да)
ерелетные птицы возвращаются? (достаточно корма)
- Можем ли мы сказать, что птицы вернулись по этой причине? (да)
(добавить табличку со словами «достаточно корма»)
- Все ли птицы прилетают одновременно?
- Кто по вашим наблюдениям прилетает раньше других? (грачи)
(В народе говорят, что грачи - вестники весны.)
- Какие птицы прилетают следом за грачами?
- Какие птицы прилетают позже других?
- От чего же зависит порядок прилета птиц?
(учебник отложить, но не закрывать) б) Рабочая тетрадь с.48. Выполнение задания №1.
(самостоятельно, после коллективного разбора, взаимопроверка в группах)
в) Работа с интерактивной доской «Весенние заботы птиц» - На первый взгляд - жизнь птиц беззаботна. Но это не так. Вы должны выбрать словосочетания о весенних заботах птиц и расположить их в правильном порядке.
Проверка на интерактивной доске
высиживают птенцов
строят берлоги
строят гнёзда
улетают в теплые края
запасают еду
готовятся к отлёту
откладывают яйца
заботятся о птенцах
Строят гнёзда
Откладывают яйца
Высиживают птенцов
Заботятся о птенцах
г) Работа с учебником - с.86 Оказывается, у птиц очень много забот! -Ребята, где птицы строят гнезда? (на деревьях, в траве, в дуплах)
- Как называется домик для скворца? - Как его правильно укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли) - Изготовление скворечников - старинная русская традиция. Она имеет глубокий смысл: человек не просто помогает птицам, но через эту помощь сам становится ближе к природе.
- Какая забота самая важная для птиц? (высиживание птенцов) сказать самой: по-другому - появление потомства. - Является ли это одной из причин для возвращения птиц из тёплых стран? (добавляется табличка «появление потомства»)
е) Давайте посмотрим, какие ответы мы получили, рассуждая над вопросом: «Почему перелетные птицы возвращаются, а не остаются в тёплых краях?»
- потеплело
- достаточно корма
- появление потомства
Подумайте, только ли эти причины заставляют птиц возвращаться?
(Если не ответят: «Когда вы уезжаете из дома надолго, хочется ли вам вернуться домой?) Птицы хотят вернуться домой, на родину, чтобы приступить к высиживанию птенцов в тех местах, где появились сами.
(Добавляется табличка «возвращение на родину»).
4.Итог урока.
Вывод:
В течение урока мы искали ответы на вопрос:
«Почему перелётные птицы возвращаются, а не остаются в тёплых странах?»
-Давайте дадим полный ответ на этот вопрос.
V.Рефлексия
-Что нового узнали о жизни перелетных птиц ?
- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ее? - Пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке по шкале самооценки. Ваша самооценка будет учтена на следующем уроке.
- Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы очень много знаете о птицах.
Оценки за урок (спросить у учителя класса о форме оценивания)
VII. Домашнее задание Я думаю, что вас заинтересовала эта тема. Поэтому для того, чтобы еще больше узнать о птицах, составьте проект на тему «Перелётные птицы» о тех птицах, о которых мы на уроке не говорили.
2.Выполнить задание № 1 (с.49) в рабочей тетради.