Урок по окружающему миру на тему Весна в мире птиц

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по окружающему миру на тему Весна в мире птицУрок по окружающему миру на тему Весна в мире птицУрок по окружающему миру на тему Весна в мире птицТема: Весна в мире птиц Цель: познакомить с весенним поведением птиц Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц, аргументировать, анализировать, делать выводы, сравнивать. доказывать свое мнение Оборудование: Интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания.

Ход урока I. Организационный момент. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Оксана Николаевна. Эмоциональный настрой на урок. -Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощником вам будут внимание, находчивость, смекалка, жизненный опыт. - Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Что вам надо для этого сделать? II. Актуализация знаний. Игра «Доскажи словечко» (на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Апрель»)

А) Я раскрываю почки.
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня ... (Весна) - Ребята, догадались ли вы, о каком же времени года пойдет речь на уроке? -Да, сегодня мы продолжим разговор об удивительном времени года, весне! - Давайте вспомним, какие изменения произошли в природе с приходом весны? Б) Групповая работа - создание кластера « Весенние изменения в неживой и живой природе». - Сейчас каждая группа будет работать с кластером «Весенние изменения в неживой и живой природе». У вас на столах лежат таблички, на каждой из них записано одно из весенних явлений в природе. Установите связь между явлениями, расположите таблички в нужном порядке.

оттаяла почва появились первоцветы потеплело

появились насекомые ___________________

Один ученик выполняет работу на интерактивной доске

(проверка) - Проверим, как вы выполнили задание.

- Обратите внимание - одна карточка у вас пустая.

Как вы думаете, какая надпись должна быть на ней? (прилетели перелётные птицы)

- Где её расположить в схеме?

(сверить с интерактивной доской)

III. Формулирование темы урока и проблемы.

А) беседа

- Послушайте музыкальную композицию

(звучит музыкальная заставка «Пение птиц») - Что вы услышали?
- О ком же мы будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему урока. (Весна в мире птиц)

В природе насчитывается … видов птиц.

- Ребята, а вам нравятся птицы?

- А чем они вам нравятся?

- Какую пользу приносят птицы?


На какие 2 группы можно разделить птиц? (зимующие и перелетные) - Что характерно для зимующих птиц? (остаются зимовать) Б) Чтение текста в учебнике с. 86 (первый абзац, самостоятельно) - Что изменилось в поведении зимующих птиц с приходом весны? - Найдите этих птиц на иллюстрации в учебнике. - Что характерно для перелетных птиц? ( осенью улетают в теплые края, весной возвращаются).

- Сегодня на уроке нам необходимо найти ответ на вопрос: «Почему перелётные птицы возвращаются, а не остаются в тёплых странах?»

Б) работа с кейсом

- Сейчас каждой группе я предложу кейс, в котором содержится текст с описанием одной из перелетных птиц. Вы должны угадать, о какой птице идёт речь.

Кейс 1 Птицы эти одни из первых, которые приносят нам весну. Но еще они хорошие биосанитары: следуя стаей по вспаханному полю, птицы тщательно собирают на нем всяких вредных гусениц, жуков, личинки.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …

Грач

Кейс 2 В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны с первой песней этой птицы - великолепного певца. Исполняет он свой концерт, порхая высоко в небе. Внешность птицы очень скромная: перышки светло-песочного цвета с темными пестринками.
Свое гнездо он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворения!

Кейс 3 Своими хрупкими маленькими лапками и клювом эти птицы способны в жестком глинистом берегу выкопать нору глубиной 60см. В местах, облюбованных для жизни большой стаей, можно насчитать больше ста норок. При этом каждая мама всегда без ошибки находит свой дом. И пьют, и едят быстрые птички на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. На землю садятся только за строительным материалом для гнезд: илом, глиной.

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

Проверка, чтение кейсов и ответы детей

- найдите эту птицу на с. 86-87 в учебнике (так с каждой птицей).

Во время ответа на вопрос включается запись голоса птицы.

- Какие изменения происходят в жизни перелётных птиц весной? (прилетают из тёплых краёв).

(физкультминутка) возможно под музыку или птичьи голоса

Утром птичка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре полетела
И на веточку присела.

IV. Работа по теме урока.

Мы выполняли работу с кластером, вспомните, какое изменение в природе мы назвали первым? (потеплело)

- Можем ли мы сказать, что птицы вернулись по этой причине? (да)

(поместить на доску таблицу со словом «потеплело»)

а) Работа с учебником - с.86 - 87

Продолжим работу:

Чтение текста на с. 86-87 (2 абзац, хорошо читающий ученик вслух до слова Раньше)

Вопросы:

- Почему п- Можем ли мы сказать, что птицы вернулись по этой причине? (да)

ерелетные птицы возвращаются? (достаточно корма)

- Можем ли мы сказать, что птицы вернулись по этой причине? (да)

(добавить табличку со словами «достаточно корма»)

- Все ли птицы прилетают одновременно?

- Кто по вашим наблюдениям прилетает раньше других? (грачи)

(В народе говорят, что грачи - вестники весны.)

- Какие птицы прилетают следом за грачами?

- Какие птицы прилетают позже других?

- От чего же зависит порядок прилета птиц?

(учебник отложить, но не закрывать) б) Рабочая тетрадь с.48. Выполнение задания №1.

(самостоятельно, после коллективного разбора, взаимопроверка в группах)


в) Работа с интерактивной доской «Весенние заботы птиц» - На первый взгляд - жизнь птиц беззаботна. Но это не так. Вы должны выбрать словосочетания о весенних заботах птиц и расположить их в правильном порядке.

Проверка на интерактивной доске


высиживают птенцов

строят берлоги

строят гнёзда

улетают в теплые края

запасают еду

готовятся к отлёту

откладывают яйца

заботятся о птенцах


Строят гнёзда



Откладывают яйца



Высиживают птенцов


Заботятся о птенцах





г) Работа с учебником - с.86 Оказывается, у птиц очень много забот! -Ребята, где птицы строят гнезда? (на деревьях, в траве, в дуплах)

- Как называется домик для скворца? - Как его правильно укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли) - Изготовление скворечников - старинная русская традиция. Она имеет глубокий смысл: человек не просто помогает птицам, но через эту помощь сам становится ближе к природе.
- Какая забота самая важная для птиц? (высиживание птенцов) сказать самой: по-другому - появление потомства. - Является ли это одной из причин для возвращения птиц из тёплых стран? (добавляется табличка «появление потомства»)

е) Давайте посмотрим, какие ответы мы получили, рассуждая над вопросом: «Почему перелетные птицы возвращаются, а не остаются в тёплых краях?»

- потеплело

- достаточно корма

- появление потомства

Подумайте, только ли эти причины заставляют птиц возвращаться?

(Если не ответят: «Когда вы уезжаете из дома надолго, хочется ли вам вернуться домой?) Птицы хотят вернуться домой, на родину, чтобы приступить к высиживанию птенцов в тех местах, где появились сами.

(Добавляется табличка «возвращение на родину»).

4.Итог урока.

Вывод:

В течение урока мы искали ответы на вопрос:

«Почему перелётные птицы возвращаются, а не остаются в тёплых странах?»

-Давайте дадим полный ответ на этот вопрос.

V.Рефлексия

-Что нового узнали о жизни перелетных птиц ?

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ее? - Пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке по шкале самооценки. Ваша самооценка будет учтена на следующем уроке.
- Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы очень много знаете о птицах.

Оценки за урок (спросить у учителя класса о форме оценивания)

VII. Домашнее задание Я думаю, что вас заинтересовала эта тема. Поэтому для того, чтобы еще больше узнать о птицах, составьте проект на тему «Перелётные птицы» о тех птицах, о которых мы на уроке не говорили.

2.Выполнить задание № 1 (с.49) в рабочей тетради.


© 2010-2022