Методическая разработка урока по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по литературному чтению.

Класс: 3 «А»

Учитель: Якунина О.Л.

Тема урока: Л.Н.Толстой. Два брата.

Тип урока: Изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная(беседа, выразительное чтение,

выборочное чтение, чтение по ролям, составление плана сказки,

пересказ сказки, работа по тетради, анализ пословиц.

Цель урока: 1. Познакомить с творчеством Л.Н.Толстого;

2.На основе сказки Л.Н.Толстого « Два брата» вспомнить виды и

элементы сказок;

3. Воспитание доброты, отзывчивости, чувства взаимопомощи.

В результате этого урока ученик должен

-понимать смысл пословиц;

-знать о творчестве Л.Н. Толстого в рамках школьной программы начальной школы;

- уметь различать виды и элементы сказок, составлять план текста, пересказывать

текст по коллективно составленному плану.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, выставка произведений

Л.Н. Толстого, учебники, тетради.



Ход урока


I Вводно-мотивационная часть.

Проводиться мотивация учащихся :

-данная тема очень важна при дальнейшем изучении литературного

чтения;

-каждый из вас сегодня может заработать хорошую оценку



1.Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята. Рассаживаемся на свои рабочие места.

Настраиваемся на свои самые позитивные нотки, улыбнулись друг другу и

начинаем работать.

II.Операционная часть.

2. Сообщение темы урока. Вступительная беседа


Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством
замечательного писателя Л.Н.Толстого.
(Учитель начинает показ компьютерной презентации.1слайд-репродукция портрета писателя)
Методическая разработка урока по литературному чтению.
Лев Николаевич Толстой родился в1828 году в Тульской области, в имении
«Ясная поляна» в многодетной семье. Когда ему ещё не было и двух лет,
умерла мама. Воспитанием детей занялась их родственница. В 16 лет он
поступает в Казанский университет, затем служит на Кавказе.
Методическая разработка урока по литературному чтению.
Методическая разработка урока по литературному чтению.По окончании военных действий Лев Николаевич возвращается в своё имение
и открывает там школу для бедных(3
слайд-школа в «Ясной поляне»)







Лев Николаевич обучает крестьянских ребят, пишет для них произведения. В свободное от работы время находится с детьми. Методическая разработка урока по литературному чтению. Методическая разработка урока по литературному чтению.


В настоящее время в Ясной Поляне работает музей.


Методическая разработка урока по литературному чтению. Ребята, а как вы думаете, почему он решил открыть в Ясной поляне школу для
крестьянских детей?
Ученица: Я думаю для того, чтобы помочь ребятам из бедных семей стать
грамотными. Учитель: Ты права, Маша. Действительно, он хотел помочь им в получении
знаний, хотел дать им счастье общения с книгой, ведь книг раньше не было и
грамоте было очень тяжело учиться. Ребята, подумайте и скажите, о каких
качествах личности писателя это говорит? Ученик: Я думаю, что писатель был очень добрым человеком.
Ученица: Я считаю, что Лев Николаевич был заботливым и внимательным человеком.
Учитель: Вы правы, ребята. Только внимательный, чуткий, добрый и
заботливый человек способен к оказанию помощи. Лев Николаевич не просто
открыл новую школу, он сам стал учителем. Для своих учеников он создал
«Азбуку» и «Книгу для чтения» Кроме этих произведений Толстой написал
ещё много произведений разного жанра. Это и сказки, и басни, и рассказы, с
некоторыми из них мы знакомимся в начальной школе. А в старших классах вы продолжите знакомство с произведениями Льва Николаевича Толстого.
Для ребят старшего возраста он написал повести, романы. По его
произведениям снимают замечательные постановки. Вашему вниманию я
предлагаю небольшую книжную выставку. Все эти книги вы всегда можете взять
в школьной библиотеке. Учитель демонстрирует небольшую книжную выставку по
произведениям Л.Н.Толстого: «Для самых маленьких», «Белка и
волк», « Комар и лев», «Война и мир», «После бала»…)
Учитель: Толстой писал произведения разного жанра: это и рассказы, и басни,
и сказки. Обратите внимание на следующий слайд( 4 слайд-запись: зачин,
концовка, повтор, научные сведения, присказка.)
Учитель: Прочтите внимательно- о каком жанре сегодня пойдёт речь?
Ученик: Я думаю, что речь пойдёт о сказке.
Учитель: Правильно, Максим, сегодня действительно речь пойдёт о сказке. Но
все ли элементы, указанные на слайде относятся к сказке?
Ученица: Я считаю, что научные сведения не относятся к сказке.
Учитель: Верно, Кристина. Вспомните, к какому жанру относятся научные
сведения?
Ученик: Научные сведения являются элементом научно-познавательного
рассказа.
Учитель: Абсолютно с тобой согласна, Никита. Ребята, а какие виды сказок вы
знаете?
Ученица: Мы знаем народные и авторские сказки.
Учитель: А на какие группы можно разделить все сказки?
Ученик: Все сказки можно разделить на сказки волшебные, социально-
бытовые и сказки о животных.
Учитель: Хорошо, спасибо Света за ответ.
3.Первичное восприятие.
Учитель: Ребята, а сейчас мы прослушаем произведение, которое нам
зачитает Оксана. Послушайте внимательно, к какому жанру относится это
произведение? (Оксана относится к группе хорошо читающих детей, выразительно читает сказку Л.Н.Толстого «Два брата»)
Учитель: Спасибо, Оксана. Ты очень выразительно прочла произведение.
Ребята, к какому жанру относится это произведение?
Ученик: Я думаю, что это сказка.
Учитель: А почему ты так решил?
Ученик: Здесь есть зачин и концовка.
Учитель: Докажите свой ответ, найдите и прочитайте вслух зачин и концовку. (Ребята находят в сказке зачин и концовку и зачитывают вслух)
Учитель: К какому виду относится сказка?
Ученик: Эта сказка относится к авторской, потому что её написал писатель, а
не народ.
Учитель: Ребята, а к какой группе относится сказка?
Ученица: Эта сказка является социально-бытовой, потому что в ней
рассказывается о бытовых проблемах.
Учитель: Спасибо, Даша, за ответ. Прежде чем мы приступим к следующему виду работы, нужно немного отдохнуть.
Физминутка.

Учитель: Ребята, давайте встанем и выйдем из-за парт.


Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки.

(Ребята потягиваются вверх на стопах, приподнимаются на

носки. Руки в замке поднимаются вверх).

Сон, скорей уходи, сила - приходи.

(Ребята встают на всю ступню, руки согнуты в

локтях.)

Улыбнись, глазок, хоть один разок.

(Ребята выполняют мимическое движение- улыбаются)

4. Вторичное восприятие.

Учитель: А сейчас прочтём эту сказку вслух. При чтении обращайте внимание

на знаки препинания. Постарайтесь прочесть выразительно. Не забывайте

следить. Начинает читать сказку Иван Редин. (Данный вид задания

предусмотрен для хорошо читающих ребят, так как предусмотрено

выразительное чтение)

Учитель: Спасибо, ребята, вы хорошо справились с заданием.

5. Беседа по содержанию ( при опросе предпочтение отдаётся ребятам с

невысоким уровнем по чтению)

Учитель: Ребята, о ком рассказывается в сказке?


Ученик: В сказке рассказывается о братьях.
Учитель: Чем зарабатывали себе на жизнь братья?
Ученик: Они землю пахали, хлеб сеяли.
Учитель: Как вы думаете, почему старший брат решил подсыпать зерно младшему брату?
Ученик: Чтобы помочь ему.
Учитель: Найдите и прочитайте, что об этом сказано в тексте. (Ученик зачитывает предложение, отвечающее на данный вопрос)
Учитель: Как вы считаете, почему младший брат в свою очередь поступил
также? Ученик: Младший брат хотел помочь старшему.
Учитель: Прочитайте, о чём подумал младший брат. (Ученик зачитывает предложение, отвечающее на этот вопрос)
Учитель: Ребята, подумайте, какими были братья по характеру?
Ученик: Я думаю, что братья были добрые.
Ученик: А ещё они были чуткие, внимательные и заботливые.
6. Чтение по ролям (данный вид задания предусмотрен для ребят со средним темпом по по чтению)
Учитель: Сейчас попробуем прочесть сказку по ролям. Уточним: сколько действующих лиц в произведении?
Ученик: В произведении есть слова автора и двух братьев.
Учитель: Обратите внимание: здесь мы не встретим привычного нам диалога.
Вместо диалога у нас мысли братьев. Ребята, как можно при чтении показать взаимоотношения братьев?
Ученик: Слова, передающие мысли братьев нужно читать с особым чувством- показать заботу их друг о друге. (Ребята читают сказку Л.Н.Толстого «Два брата» по ролям.)
7. Работа с тетрадью
Учитель: Ребята, откройте тетради на странице 41. Обратите внимание на задание №3. Вашему вниманию предложен план пересказа. Прочтите, что на ваш взгляд лишнее?
Учитель: О чём мы должны сказать в первую очередь?
Ученик: О том, что братья жили дружно и трудились.
Учитель: Прочтём ту часть сказки, в которой говорится о жизни братьев. (Ребята зачитывают необходимый абзац)
Учитель: Сколько абзацев относится к 1 части?
Ученик: К первой части относится 2 абзаца.
Учитель: О чём мы должны сказать далее?
Ученик: Мы должны сказать о заботе братьев друг о друге.
Учитель: Прочтём ту часть сказки, которая войдёт в этот пункт плана. (Ребята находят нужное и зачитывают)
Учитель: Сколько абзацев относится ко второй части?
Ученик: Ко второй части относится 4 абзаца. Учитель: О чём мы должны сказать в завершении?
Ученик: В завершении мы должны сказать о счастливой старости братьев.
Учитель: Прочитайте об этом в тексте.
8. Пересказ сказки по частям с опорой на план.(Предпочтение в пересказе частей текста отдаётся слабой категории ребят) Учитель: Света, попробуй пересказать первый пункт плана. Ребята
внимательно слушают ответ одноклассницы. В случае неполного ответа
дополняют его.
Учитель: А теперь попробуем пересказать вторую часть текста. Послушаем Никиту.
Учитель: И наконец- последний пункт плана- о счастливой старости братьев расскажет Коля. Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас нужно пересказать всю сказку. (Задание для сильной группы ребят)

III . Рефлексивно-оценочная часть урока.


9. Подведение итогов урока .
Учитель: Ребята, о каком писателе мы сегодня беседовали?
Ученик: Мы говорили о творчестве писателя Л.Н.Толстого.
Учитель: Что вы узнали нового?
Ученик: Мы узнали, что он очень любил детей. Лев Николаевич открыл школу для бедных.
Учитель: Ребята, чему учит нас сказка?
Ученик: Сказка учит нас быть внимательнее друг к другу.
Учитель: Ребята, какова нравственная ценность сказки?
Ученик: Человек не должен думать только о себе, необходимо быть добрее к людям, оказывать помощь и поддержку.

Слайд с пословицами:


Методическая разработка урока по литературному чтению.


Учитель: Прочтите пословицы. Подумайте, какая их них подходит к сегодняшнему уроку?
Ученик: Подходит первая пословица.
Учитель: Почему так считаешь? Ученик: Потому что как раз в сказке говорится о крепкой братской дружбе.
Учитель: Я с тобой согласна, Андрей. В сказке действительно говориться
о братской дружбе. В заключении нашей работы предлагаю вам
оценить ответы одноклассников.
Ученики: -Оксана и Ваня выразительно читали сказку, можно поставить пять. -Никита и Коля сегодня хорошо пересказывали, можно тоже поставить пять.
-Акмаль старался выразительно прочитать, можно поставить четыре.
Учитель: Меня радует, что вы, ребята, справедливо оценили ответы своих
одноклассников. Я думаю, что можно поставить за работу на
уроке положительные оценки Свете и Маше, Максиму.
Молодцы ребята, вы сегодня действительно хорошо работали. Домашнее задание.

Учитель: Послушайте задание на дом. Ребята 1 варианта к следующему

уроку приготовят пересказ сказки, а ребята 2 варианта ( задание для

сильной группы) попробуют сочинить сказку по данной теме. Урок

окончен. Спасибо за работу.

© 2010-2022