Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Здоровье - величайшая ценность. Немецкий профессор-валеолог П.Фосс говорил: «Здоровье - это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями. Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Причины плохого состояния здоровья школьников: -интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника); -педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося; -функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам); -отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; - компьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия). Задача школы и педагогов заключается не в том, чтобы ученика наполнить как сосуд знаниями и выпустить его за порог школы, радуясь, что наконец-то доучили. Основная задача школы и педагогов - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений закладывает школа, и он должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.

Здоровье ученика в норме, если: -в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость; -в социальном плане - он коммуникабелен, общителен; -в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; -в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; -в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья. Формы организации здоровьесберегающей работы: физкультурные занятия подвижные игры утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая) двигательно-оздоровительные физкультминутки. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион) физкультурные досуги спортивные праздники оздоровительные процедуры в водной среде (посещение бассейна) волонтерская деятельность Функции здоровьесберегающих технологий: формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни; диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком; рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами. интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения. Под здоровьесберегающими технологиями сегодня понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды, среди которых наиболее значимыми являются: - факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные и т.п.); - факторы школьной среды - качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы; - организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы; - организация учебного процесса и режима учебной нагрузки; - формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования; - динамика текущей и хронической заболеваемости. Таким образом, в решении проблемы состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях, необходим комплексный подход, включающий усилия, как системы образования, так и здравоохранения. Задачи, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих технологий: -разработка и реализация представлений о сущности здоровья; -разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья; -формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья; -реализация индивидуальных оздоровительных программ; -овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях; -познание индивидуальных особенностей организма; -приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере; -создание информационного поля по проблеме: «Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса»; -создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения; -формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих образовательных технологий к условиям своего предмета и конкретной детской аудитории.
Проанализировав причины школьных болезней, мы пришли к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих учеников провела цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника». Очень помогла здесь медсестра школы, которая дала родителям много полезных рекомендаций. Родители выявили некоторые причины школьных болезней: -несоответствие высоты школьных столов; -несоблюдение детьми режима дня; -плохое питание. Причины были не только выявлены, но были найдены пути их решения. Школа приобрела новую школьную мебель, с регулирующими партами, наладила контроль за питанием в школьной столовой. Родители старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, дни здоровья) в школьных мероприятиях «Мама, папа и я - спортивная семья», в акции «Мы за здоровый образ жизни» Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов. То есть, использовать здоровьесберегающие технологии. Как сказал профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, мы приняли все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать? 1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов: -использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится», «Разминка пальчиков»).

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе -умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»). -рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика А. Н. Лутошкина, позволяющая быстро узнать степень готовности класса). 2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики. В состав упражнений для физкульминуток я включаю: -упражнения по формированию осанки, -укреплению зрения, -укреплению мышц рук, -отдых позвоночника, -упражнения для ног, -потягивание, -массаж груди, лица, рук, ног. Пальчиковые физкультминутки. Мизинчик идти на прогулку решил, но безымянный не разрешил, А средний об этом услышал - едва из терпенья не вышел. И печально сказал указательный: «Огорчится большой обязательно». Досталось мизинцу от всех по гостинцу. 3.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий: - урок-исследование; - урок - творческая мастерская; - урок-конкурс; - урок - творческая игра; - урок-путешествие - урок-викторина. Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности: -работа в группах, -работа в парах сменного состава, -деятельность с элементами соревнования, -взаимооценка, -ребенок-консультант и др. В 1-2 классах я часто применяю сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры : - на развитие внимания ; -развитие памяти и восприятия, наблюдательности; -развитие произвольных движений и самоконтроля; -развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации; -развитие мышления и речи. Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые - меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать. Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Его я применяю на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка. Но есть и минусы. Дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия.
4.При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа. 5.Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания. Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе. В процессе нашей работы был разработан механизм включения не только в учебный, но и в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, который состоит из следующих этапов:

  • Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
  • Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
Провели мероприятие в д/c «Улыбка», рассказав ребятам о правильном питании, здоровом образе жизни. Провели беседу с жителями города о здоровом питании. Поделились с прохожими советами, как стать здоровым и счастливым.
  • Развитие системы внеурочной занятости детей.
Подводя итоги своей работы, я вижу, что дети стали гораздо меньше болеть, поэтому улучшается качество знаний учащихся. На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается внимание и хорошая работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия. Вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий. ВЫВОД: «Для чего нужен здоровый образ жизни?» -чтобы жить долго -чтобы учиться хорошо - чтобы быть счастливым - чтобы быть полезным - чтобы иметь хорошую работу - чтобы дети были здоровыми - чтобы страна наша процветала
Литература. 1. Разговор о правильном питании. -М. -2005. Губанова О.В. 2.Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии. - Волгоград.-2009. 3. Использование игровых приемов на уроках. // Начальная школа. - 1997. № 6.- с. 38-40. 4.Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. - Волгоград.-2002. 5.Ю.В.Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности Издательство «Глобус» 2009г. 6. Гладышева О. С. Уроки здоровья . 2008г. 7. Вишневский В.А. «Здоровьесбережение в школе» (педагогические стратегии и технологии).
© 2010-2022