- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час по теме Конституция РФ
Классный час по теме Конституция РФ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карлина Е.Г. |
Дата | 27.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
Классный час по теме: «Конституция Российской Федерации»
в 4 классе.
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ АСОШ №1
Карлина Елена Гелиевна.
Тема: Конституция Российской Федерации.
Цель: формирование основ знаний младших школьников о Конституции, как главном законе России;
Задачи:
- познакомить с Конституцией Российской Федерации и её ролью в жизни общества;
- рассмотреть основные права и обязанности граждан России;
- формировать уважительное и ответственное отношение к законам России;
- развивать интерес к истории России.
Оборудование: компьютер, презентация, солнышко с лучиками (8 лучиков), раздаточный материал для детей.
Ход урока: - Вот и наступил новый учебный год. Я очень рада вас видеть. Вы стали на год взрослее - теперь вы ученики 4 класса. Позади три замечательных летних месяца. А как вы провели лето, я сейчас узнаю. Предлагаю вам разгадать загадки.
- Бьются волны о песок,
- В тихую погоду
- Чтобы солнце не пекло,
- По асфальту на колёсах
- Долгожданная пора!
- На воде теперь держусь,
- Отчего у нас тепло?
Ученики читают стихотворение
Сергея Васильева «Что мы Родиной зовём?» (Слайд 2 - 9)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды -
Звёзды мира над Кремлём.
Ученик читает стихотворение Сергея Васильева «Россия».
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким слово Русь.
- Наша страна большая и очень красивая. Для того, чтобы люди могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности граждан, - это Конституция Российской Федерации. (Слайд 10)
Законы - правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат.
(Слайд 11)
12 декабря - День Конституции России. Права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав, у граждан России есть обязанности, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём
в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?
- Наша страна называется Россия, но её полное название
Российская Федерация.
- А что значит слово «федерация»?
Слайд 12.
- Федерация - это договор, союз.
- Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения - русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. Как поется в гимне РФ « братских народов союз вековой».
- В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Посмотрите на карту - какая огромная наша страна. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами.
(Слайд 13)
- Ребята, нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты?
( Солнце дает жизнь всему живому. )
- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.
1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным?
(1 лучик-жизнь)
- Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?
Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья.(Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)
2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)
- Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?
Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)
3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )
Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик - семья)
- Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?
4) Что же ещё является значимым для человека, с чего мы начали наш кл.час? ( 4 лучик - Родина)
- Почему Родина так важна для человека?
- Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(З. Александрова)
- Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?
- Прочитаем пословицы, которые лежат на ваших партах.
-
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
-
Родина - мать, умей за неё постоять.
-
Своя земля и в горсти мила.
-
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
-
Жить - Родине служить.
-
Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5) Следующее право - право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить. ( 5 лучик - свобода)
Тогда возникает вопрос - А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?
Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан - временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию - избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.
6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его. И это тоже будет нарушением права - права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны. (6 лучик - честь и достоинство)
7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?
Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует?
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)
- Правильно, это право на труд и отдых. (7 лучик - труд и отдых)
8) А сейчас пока вы - школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (8 лучик - образование)
- У вас, у детей есть свои особые права - права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях.
Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д.
Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.
Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.
Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
Коллективная работа.
- А теперь давайте выполним задания на слайдах (Слайды 14-21).
Молодцы, вы все правильно оценили ситуации.
А в заключении я предлагаю вам разгадать кроссворд. (Слайд 22)
- Какое ключевое слово получилось? (Право)
- А где записаны права и обязанности граждан России? (В Конституции)
Я предлагаю вам ещё одно задание - поработать в парах - вставьте в текст пропущенные слова. ( текст напечатан на листочках)
-
Россия - это моя страна, поэтому я - _____________ России.
-
Каждый _______ обязан знать и помнить основной закон государства - ________________________.
-
В Конституции России перечислены важнейшие __________________ _________________________граждан России.
- Прочитаем получившиеся фразы:
-
Россия - это моя страна, поэтому я - гражданин России.
-
Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства - Конституцию.
-
В Конституции России перечислены важнейшие права и обязанности граждан России.
- Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.
А закончить мне бы хотелось словами:
(Слайд 23 )
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны всё чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждёт от нас страна.
(Слайд 24)
Приложение №1.
Прочитайте пословицы.
-
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
-
Родина - мать, умей за неё постоять.
-
Своя земля и в горсти мила.
-
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
-
Жить - Родине служить.
-
Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Приложение №2.
Вставьте в текст пропущенные слова.
-
Россия - это моя страна, поэтому я - _____________ России.
-
Каждый _______ обязан знать и помнить основной закон государства - ________________________.
-
В Конституции России перечислены важнейшие __________________ _________________________граждан России.