Технологическая карта урока по литературному чтению С. Д. Дрожжин Родине (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Савельева Светлана Владимировна
Класс 4 класс Предмет: Литературное чтение Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Тема урока. Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» Тип урока. Урок изучения нового материала. Цель: Познакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, способствовать формированию любви и уважения к родине. Задачи: 1) познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине», раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать лирические произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения; расширять литературный кругозор учащихся; 2) развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом. 3) воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. Прививать любовь к родному краю. 4) коррекционная - корректировать устную речь учащихся. 5) здоровьесберегающая - создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность (физминутка), вести контроль за позой учащихся во время работы за партой. Результаты: Личностные УУД: • формирование умение анализировать лирические стихотворения; • понимание важности умения выразительно читать лирические произведения • повышение уровня мотивации учебной деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические - устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы - самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель - ученик; ученик - ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; - проговаривать в логической последовательности свои действия; - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. Оборудование -Учебник «Литературное чтение» 4 класс (2 часть), автор: Л. А. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, тетрадь «Литературное чтение», презентация -Портрет -Проектор (презентация по теме урока) -Выставка книг писателя - Листочки для написания мини-сочинения -Иллюстрации к стихотворению И.С. Никитин «Русь»

Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Планируемые результаты (личностныепознавательные,коммуни кативные, предметные ) 1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Вступительное слово учителя. Урок литературного чтения Прозвенел и смолк звонок, Вас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно даётся учение. Оценивают свою готовность и настрой на работу. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Коммуникативные УУД: Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к сотрудничеству. Регулятивные (организация своего рабочего места)

2.Актуали- зация знаний и фиксация затрудне- ний в деятельности.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.





















Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. -С каким произведением и автором вы познакомились на прошлом уроке? Выразительное чтение стихотворения и беседа по вопросам на с.132 учебника. -У каждого человека живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами - это Россия. Но и у каждого из нас есть малая Родина. - Что вы можете назвать своей малой родиной? - На нашей выставке ваши рисунки, они объединены одной, общей темой «Моя малая Родина». - Что, вы, изобразили на своих рисунках? - Что, особенно хотелось выразить? Как вы относитесь к родному краю?

-Произведения какого жанра собраны в этом разделе? -Что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра? -Над каким разделом мы сейчас работаем? -Значит, следующее стихотворение будет о чём? -Но разве И.С. Никитин не всё написал о Родине? Почему не достаточно прочитать одного поэта и понять? Зачем нужно прочитывать несколько стихотворений разных авторов? Давайте будем разбираться.
(Иван Саввич Никитин «Русь»).





с.132 учебника



(край, область, посёлок, улица, дом, друзья)















(стихотворения)







(ритм, рифма, мелодия)

(Родина)

(о Родине) Коммуникативные (умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные УУД (общеучеб ные, логические: умение анализиро вать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. 3.Знакомство с биографи- ей поэта.

















































































































4. Исследование поэтического текста.













































5. Работа над средствами выразительной речи

































































6. Прослуши вание чтение стихотворения на диске









































7.Физми нутка.







































8.Работа по лирическому стихотворе нию

















































9.Работа с иллюстрацией с 134-135.















































10.Игра «Продолжи послови- цу»























11.Коллек- тивная работа в группах.









































12. Знакомство с выставкой книг других поэтов о Родине















13.Домаш-нее задание





14.Рефлек-сия.










Подготовка к восприятию нового материала; обобщение результатов анализа стихотворения











































































































Самостоятельное чтение детьми





























































































































Слушание.

Беседа.



















Обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства.









Расширение межпредмет-

ных связей.







(книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова, Александро- вой)

















-Прежде чем прочитать стихотворение, давайте познакомимся с автором. Работа в группах. Прочитайте биографию автора и выберите нужную информацию. Рассказ одного учащихся из группы.



















































Вывод



















































-Нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». -Прочитайте это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём?

Чтение «разведка» -А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. -Кому, что было непонятно?

Работа в парах Словарно- лексическая работа:

-Как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нём? -Однокоренные слова к слову Родина -А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить, сказать нежные строки.





- Какие средства выразительности использует автор в поэтической речи? • Эпитеты - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета. • Олицетворение - «в каждом шелесте листов, твой голос узнаю» Пробуем передать чувства, настроение поэта. -Самостоятельно расставляем ударения, логические паузы, подбираем тон, темп, громкость.

-С какой интонацией мы будем читать это стихотворение? -Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием: -Где Родина поэта? -Объясни строки «стою недвижим я» (застыл, замер, зачарован её красотой) -Волга- Волга, мать родная - поётся в старинной русской песне. Это самая протяженная река Европы, ее длина 3530 километров. Первым ученым, который описал и в общих чертах нанес Волгу на карту, был древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Случилось это во II веке нашей эры.







-Послушайте стихотворение «Родине» и назовите основную мысль этого произведения, с каким чувством поэт читает его. -Какие чувства вызвало у вас это произведение? -Как называют человека горячо любящего свою Родину? -В годы войны солдаты сражались за нашу Родину, что вы можете про них сказать? -Каких полководцев вы знаете? -А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно? -Почему поэт называет родину «Великой и Святой»? -Какое дерево является символом нашей Родины - России?

Люблю березку русскую, То светлую, то грустную В зеленом сарафанчике с платочками в карманчике. Люблю ее нарядную, простую ненаглядную

Физминутка. По родному краю Дружно мы шагаем. ( Марш на месте.) Справа от нас - зелёный луг. ( Поворот.) Слева находится лес. ( Поворот.) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! ( Махи руками.)

-Каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства к родине. Например, художник, это делает с помощью красок, композитор пишет музыку, поэты, говорят о Родине - поэтической строкой.

-Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками - Когда более красивой находит поэт Родину? -С чем сравнивает приход весны? Почему? -Чем восхищается поэт? -А когда труд приносит радость? -Каким поэт называет труд? Как понимаешь? -Что значит «грудь наполняется восторгом»? -Когда поэт испытывает наибольший восторг? -Что значит «наедине»? -Что слышит поэт? -А в чем он проявляется? -А какие ещё голоса у Родины? -А что видит поэт? -В чём? (в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину) -Какой называет Родину?

- Что ему особенно дорого?





-Кто изображен на иллюстрации?





-Что видит?



















Что слышит?













-Какие краски использует художник?



-В народе сложено множество пословиц и поговорок о родине. Прочитайте на доске начало пословицы и найдите ее продолжение.













-Ребята, а что объединяет все эти пословицы?





Мини-сочинение. Написать мини-сочинение «Что для вас родина?»











































- Кто из поэтов вам знаком, которые писали о Родине? - Чтение отрывков из знакомых стихотворений.





















-Выучить наизусть стихотворение С. Д. Дрожжин «Родине»









-Ребята, скажите, а какой бы пословицей вы закончили наш урок? -Хотели бы вы иметь такого друга, как С.Д. Дрожжин? -Что для вас значит Родина? -А что бы вы хотели сделать для своей Родины?

-Все молодцы! Спасибо за урок. С.Д. Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка (церковный служитель, пояснить) грамоте «две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне. Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа. Вывод: Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями. Образ Родины - один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине.



































молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой чарующий простор - привлекательный среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень взор- взгляд. - Подберите синонимы к слову * гордиться- кичиться, важничать, тщеславиться, зазнаваться. - Подберите антоним к слову * бодро- устало.

(гордость, восторг и самое главное - это любовь к своей Родине)

(родной, род, родненький, родимый, родственник)

(эпитет, сравнение, олицетворение)

( Волгою родной, чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень, великой и святой.)



(радостно, торжественно, громко, трогательно)

(у берегов Волги. Волгу называют главной улицей России. Это один из символов страны.)



(слушание запись на диске)

(чувство гордости)

(патриот)

(Кутузов, Суворов, Жуков)

(торжественное, восторженное, читается легко и свободно)

(белоствольная береза)







(поля, озёра, леса, луга, деревни)

(в тёплый весенний день)

(трудом)

(когда человек все силы отдаёт своей родине)

(на благо народа, на своё благо)

(после трудового дня человек отдыхает и наслаждается красотой своего края.

(когда наедине)

(голос Родины)

(в шелесте листов узнаёт голос Родины)

(долг перед родиной, перед отчизной)

(мощь, силу, красоту)

(Великой, святой, чистой душой. Необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая, родная, волшебная, свободная, мощная, сильная, красивая)

( Просторы, река Волга, народ, во всем слышит голос Родины).

(Это поэт. Он вышел на улицу полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, отдохнуть и набраться сил у матушки природы.

(На иллюстрации изображена церковь. Россия испокон веку была православной, люди во все времена верили в Бога, просили его о помощи и защите. О здоровье своём и близких, благополучии, душевном равновесии. И по всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда приходят люди за помощью).

(Он наслаждается природой, она человеку необходима, так как человек - часть природы. Он слышит шелест листьев, ловит каждое дуновение ветерка, впитывает в себя красоту природы, чтобы потом с помощью поэтических строк показать всю красоту на бумаге)

(теплые, нежные)

(Ответы детей)

1.Человек без родины, что соловей без песни.

2.Родная сторона-мать, а чужая-мачеха.

3.Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

4.Своя земля и в горсти мила.

5.Тот герой, кто за Родину горой.

6.На чужой сторонушке рад своей воронушке.

(они все о Родине)

У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других маленькая деревенька, но все люди любят её одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но, ни что не заменит родину. И желание вернуться в родные края не пропадает.

У меня есть своё излюбленное местечко- это бабушкин домик в деревне Жёлтое. С него уже осыпается побелка, прогнулись ставни, но он продолжает согревать нас своим теплом, льющимся из старой печки. На этом островке начался наш род - род Филатовых. Я считаю его своей родиной. Я очень люблю те дни и вечера, когда вся наша большая семья собирается в стареньком, но таком родном доме. Я очень люблю ходить к реке, мне кажется, что природа слушает и понимает меня, она хороший слушатель. Нет ничего прекраснее этого уголка в России. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперёд. И мы растём, взрослеем, но малую родину - бабушкин домик - я никогда не забуду, я буду любить, и чтить её до самых последних дней своей жизни. И постараюсь эту любовь передать своим детям.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница,

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

( З. Александрова)

(«Нет ничего краше, чем Родина наша»)

(мама, солнце, дом, семья, мой город) Личностные (готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового, положительное отношение к школе. Коммуникативные (умение выражать свои мысли полно и точно) Регулятивные (осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные (умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлекать информацию из иллюстрации картины)

Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.







формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

Формирование УДД: Познавательные УУД: строить устное высказывание с учетом учебной задачи поиск необходимой информации с помощью учебной литературы и ИКТ переработка и преобразование информации из одного вида в другой анализировать, сравнивать, делать выводы. уметь включать действие исследования Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию определение с помощью учителя учебной задачи и удержание ее в течение урока самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками работа в парах и группах



Коммуникативные (умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные УУД (общеучеб ные, логические: умение анализиро вать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.







Личностные (готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового, положительное отношение к школе. Коммуникативные (умение выражать свои мысли полно и точно)











Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.











Регулятивные (осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные (умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлекать информацию из иллюстрации картины)



















Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;



логические - устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы - самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

















Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, умеют строить в коммуникации понятные высказывания.

















Успешно выполненные задания.



























Познавательные: Умение работать с текстом.

Анализиро- вать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.







Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

© 2010-2022