Урок литературного чтения Эзоп Лиса и виноград, И. А. Крылов Лисица и виноград

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения Школа: МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.» Класс: 3 Учитель: Кагерманова И.С.

Тема: Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград».

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»

УУД

Познавательные:

  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
  • выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации, текстами;

  • проводить сравнительный анализ двух произведений;
  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.
Коммуникативные:
  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • работать в паре.
Регулятивные:
  • осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс 2 часть», тетрадь на печатной основе, презентация, карточки для общей таблицы.


Ход урока:

  1. Орг. Момент

- Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. - Мне хочется пожелать, чтобы в связи с нашим уроком у вас проявлялись только положительные эмоции, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательными и наблюдательными. А в голову приходили отличные идеи, мудрые мысли. От этого было прекрасное настроение! 2.Актуализация знаний

- Как называется раздел, над которым мы сейчас работаем на уроках литературного чтения? (слайд 1)

- Что значит «набираться житейской мудрости»?

- С каким новым литературным жанром мы познакомились? (слайд 2)

- Что такое басня?

- От какого слова произошло слово «басня»?

- С какими баснописцами познакомились? (слайд 3)

- Что вы можете о них рассказать? (лента времени)

- Чем отличаются басни Эзопа от басен И.А. Крылова? - Что общего в их построении? 3. Проверка домашнего задания

- С какими баснями вы познакомились на прошлом уроке?

- История, рассказанная Иваном Крыловым, - та же самая, что и в басне Эзопа?

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)

- Дома вам нужно было выучить наизусть басню «Ворона и лисица».

- Давайте послушаем, как вы подготовились к уроку.

- Мы с вами прослушаем, а затем с помощью критериев, которые лежат у вас на столах, проанализируем чтение ребят.

КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ 1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения 2. Безошибочность чтения. 3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.) 4. Эффективное использование мимики и жестов. 4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня ребята, мы с вами продолжим «набираться житейской мудрости» и познакомимся еще с двумя баснями.

-Кто догадался с какими? (слайд 5)

-Назовите тему нашего урока

- У нас два произведения с одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? Цель: исследовать и сравнить басни (слайд6) 5. Работа по теме урока. Чтение и анализ басен. Откройте учебник на с. 21 и прочитайте басню Эзопа про себя. - Прочитаем басню вслух.
- Какое слово не понятно? (слайд 7) (Лоза - длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)
- Кто герой? (Лисица.)
- Какая история с ней произошла?
- Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
- Найдите мораль. Где она находится? Прочитайте.
- Как вы её понимаете?
- Что значит «винить обстоятельства»? (слайд 8)
- Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значе­ния слова «обстоятельства».


- А теперь попробуйте объяснить значение выражения «ви­нить обстоятельства».


- На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?
- Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили об­стоятельства?
- А вот Миша тоже вспомнил такой случай. Прочитаем его на с. 22.
- На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?
- А вы можете так же честно и бесстрашно, как Миша, рассказать подобную историю о себе?
- Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?
Физкультминутка для глаз (Слайд 9,10)

- Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?
- Послушайте басню.
(Слайд11, аудиозапись басни)
- Понравилась вам басня?
- Прочитайте басню еще раз про себя.
- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 11)
- Где можно найти значение этих слов?
- Найдите и прочитайте их значение.

Рделись - выделялись красным цветом, краснели
Яхонты - старинное название рубина и сапфира
- Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? Сюжет в них одинаковый или разный?
- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?
- Поработайте в парах. Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова друг другу.
- В какой форме написана басня Эзопа?
- А Крылова?
- Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах? Почему? - Давайте разделимся на две группы «Знатоки басен Эзопа», «Любители басен Крылова». Будем читать их и сравнивать?
- Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? Прочитайте и сравните. (Слайд 12)
- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?
- А поведение лисицы? Прочитайте и сравните. (Слайд 13)
- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?
- Где выразительнее речь лисицы? Прочитайте и сравните. (слайд 14)
- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?
- Что означает выражение «оскомину набьёшь»? (Оскомина - боль на зубах от обильного жевания кислого).


- Так почему же басню Крылова читать интереснее?
- Вернемся к басне И.А.Крылова?
- Можно ли сказать, что лиса в басне Крылова тоже винит обстоятельства? Какие?

- Если в басне мораль?

- Все согласны, что у Крылова нет морали?

-Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью? (слайд 15)

- Как вы ее понимаете?

- Такая мораль называется скрытой.

- Чему учит эта басня? - Сравним две басни, работая в парах, по плану: (слайд 11)

  1. Форма изложения ( в прозе или в стихах).
  2. Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).
  3. Герой.
  4. Построение басни (повествование, мораль)



6. Рефлексия

- Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока? Достигли ли мы их? - Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен? Чему нас учат эти басни?
7. Дом задание
у. с.21,23, выр. чит, т. с.7 задание 4



6



© 2010-2022