Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. Кневицы


С 22 декабря 2014 года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кневицкая основная школа»


(Кневицкая основная школа)






Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании школьного методического объединения

Зам. директора по учебно-воспитательной работе Директор школы Протокол № ____

от "30" августа 2014 г. __________ К.А.Тальвик _________ И.С.Калинина Председатель ШМО ________Стройкина А.П.

"30" августа 2014 г.

"30" августа 2014 г.





ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО»

ДЛЯ 3 КЛАССА




Составитель

Егорова Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы п. Кневицы,

2014 год

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. В 2014-2015 учебном году в 3 классе обучается 9 учащихся из них четверо обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития.

Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в об­щеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов­ной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколения­ми. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивили­зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России. Программа создана на основе развития традиций россий­ского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является ре­зультатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность програм­мы обеспечивает целостность учебного процесса и преемствен­ность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматри­вается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художествен­ное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребен­ка. Цели художественного образования состоят в развитии эмо­ционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про­граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в ко­ей мере не ограничивает связи с культурой разных стран ми­ра, напротив, в основу программы положен принцип «от род­ного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом от­крывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по­вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декора­тивно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и эк­ранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех ос­новных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в на­чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по­нятных, интересных и доступных видов художественной дея­тельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельнос­ти позволяет систематически приобщать их к миру искусства. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выра­жение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ «организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида тожественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и пони­мать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубо­ко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития кур­са помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимает­ся год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотвор­чество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставлен­ных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по вос­приятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий харак­тер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные мате­риалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.) Одна из задач - постоянная смена художественных ма­териалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает разви­тие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практичес­кой работы происходит формирование образного художествен­ного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружаю­щей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего от­ношения к действительности должно служить источником раз­вития образного мышления. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдатель­ности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдатель­ности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так­же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освое­ния детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз­мышления о нем, выражения своего отношения на основе ос­воения опыта художественной культуры. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контак­ты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднима­ется год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич­ных связей со всем миром художественно-эмоциональной куль­туры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы. Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Показано присут­ствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искус­ства и каким образом они воздействуют на нас дома, на ули­це, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Восприятие произведений искусства и практические твор­ческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и со­здавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Со­вместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уваже­нием и интересом относиться к работе товарища, а общий по­ложительный результат дает стимул для дальнейшего творчест­ва и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках нахо­дит разнообразные формы выражения: изображение на плос­кости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); де­коративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивиду­альной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; про­слушивание музыкальных и литературных произведений (на­родных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основ­ным средством приобщения к художественной культуре. Сред­ства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помо­гает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, по­иску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного ис­кусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художествен­ной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание де­тей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возмож­ность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.


Место учебного предмета «Изобразительное искусство » в учебном плане


Учебный план начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы п. Кневицы на 2014/2015 учебный год предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 3 классе в объ­ёме 1 час в неделю / 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения

учебного предмета «Изобразительное искусство»


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес­ком отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности: - освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера; - овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст­вовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо­писи, графике, моделированию и т.д.; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приоб­ретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред­мета: - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в ду­ховно-нравственном развитии человека; - сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об­щении с искусством; - овладение практическими умениями и навыками в восприя­тии, анализе и оценке произведений искусства; - овладение элементарными практическими умениями и на­выками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи­ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); - знание видов художественной деятельности: изобразитель­ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди­зайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуаль­ных искусств;

- понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю­щего мира; - применение художественных умений, знаний и представле­ний в процессе выполнения художественно-творческих работ; - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоцио­нально оценивать несколько великих произведений русско­го и мирового искусства; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных ис­кусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в художественно-творческой дея­тельности различные художественные материалы и худо­жественные техники; - способность передавать в художественно-творческой дея­тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу; - умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду­манный художественный образ; - освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; - умение характеризовать и эстетически оценивать разнообра­зие и красоту природы различных регионов нашей страны; - умение рассуждать о многообразии представлений о красо­те у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художест­венную культуру; - изображение в творческих работах особенностей художест­венной культуры разных (знакомых по урокам) народов, пе­редача особенностей понимания ими красоты природы, че­ловека, народных традиций; - способность эстетически, эмоционально воспринимать кра­соту городов, сохранивших исторический облик, - свидете­лей нашей истории; - умение приводить примеры произведений искусства, выра­жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, кра­соту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета


Искусство вокруг нас

(34 ч)


Искусство в твоем доме (8ч)


В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья - Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребёнка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

- Твои игрушки

- Посуда у тебя дома

- Обои и шторы у себя дома

- Мамин платок

- Твои книжки

- Открытки

- Труд художника для твоего дома (обобще­ние темы)

Искусство на улицах твоего города (7 ч)


Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного по­рога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в соз­дании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры - памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

- Памятники архитекту­ры

- Парки, скверы, бульва­ры

- Ажурные ограды

- Волшебные фонари

- Витрины

- Удивительный транс­порт

- Труд художника на ули­цах твоего города (се­ла) (обобщение темы)

Художник и зрелище (11 ч)


Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство - необходимая со­ставная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, де­корация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструк­тивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

- Художник в цирке

- Художник в театр

- Театр кукол

- Маски

- Афиша и плакат

- Праздник в городе

- Школьный карнавал (обобщение темы)

Художник и музей (8 ч)


Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды Работы художника А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

- Музей в жизни города

- Картина - особый мир. Картина-пейзаж

- Картина-портрет

- Картина-натюрморт

- Картины исторические и бытовые

- Скульптура в музее и на улице

- Художественная выстав­ка (обобщение темы)


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

34 часа (1 час в неделю)


урока

п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся


ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 ч.)

1.

Твои игрушки


Характеризуют и эстетически оценивают разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимают и объяснять единство материала, формы и внешнего оформ­ления игрушек (украшения). Выявляют в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывают о ней. Учится видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создают выразительную пластическую форму игрушки, и украшать ее, добиваясь целостности цветового реше­ния.

2.

Посуда у тебя дома Характеризуют связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Умеют выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и ха­рактер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в про­цессе создания образа посуды). Овладевают навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.

3.

Обои и шторы у себя дома Понимают роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывают о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретают опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

4.

Мамин платок (2ч) Воспринимают и эстетически оценивают разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимают зависимость характера узора, цветового решения платка от то­го, кому и для чего он предназначен. Знают и объясняют основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также ха­рактер узора (растительный, геометрический) Различают постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обретают опыт творчества и художественно-практические навыки в со­здании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

5.

Твои книжки Понимают роль художника и Брать­ев-Мастеров в создании книги (много­образие форм книг, обложка, иллюст­рации, буквицы и т.д.). Знают и называют отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнают и называют произведе­ния нескольких художников-иллюстра­торов детской книги. Создают проект детской книж­ки-игрушки. Овладевают навыками коллектив­ной работы.

6.

Открытки Понимают и умеют объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в созда­нии форм открыток, изображений на них. Создают открытку к определен­ному событию или декоративную за­кладку (работа в технике граттажа, гра­фической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображе­ния.

7

Труд художника для твоего дома (обобще­ние темы)


Участвуют в творческой обучаю­щей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсо­водов, Братьев-Мастеров. Осознают важную роль художни­ка, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Умеют представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивают работы сверстников.


ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 ч.)

1.

Памятники архитекту­ры


Учится видеть архитектурный об­раз, образ городской среды. Воспринимают и оценивают эстетические достоинства старинных и совре­менных построек родного города (села). Раскрывают особенности архитектурного образа города. Понимают, что памятники архитектуры - это достояние народа, кото­рое необходимо беречь. Различают в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображают архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповтори­мое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

2.

Парки, скверы, бульва­ры


Сравнивают и анализируют пар­ки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимают парк как единый, целостный художествен­ный ансамбль. Создают образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объем­но-пространственную композицию из бумаги.
Овладевают приемами коллектив­ной творческой работы в процессе соз­дания общего проекта.

3.

Ажурные ограды Воспринимают, сравнивают, дают эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в род­ном городе, отмечая их роль в украше­нии города. Сравнивают между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особен­ное. Различают деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазируют, создают проект (эскиз) ажурной решетки. Используют ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

4.

Волшебные фонари Воспринимают, сравнивают, ана­лизируют старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различают фонари разного эмоционального звучания. Умеют объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании на­рядных обликов фонарей. Изображают необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы ра­боты с бумагой (скручивание, закручи­вание, склеивание).

5.

Витрины


Понимают работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витри­ны как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профи­лем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процес­се создания образа витрины.

6.

Удивительный транс­порт


Умеют видеть образ в облике машины. Характеризуют, сравнивают, обсуждают разные формы автомобилей и их украшение. Видят, сопоставляют и объясняют связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазируют, создают образы фантастических машин. Обретают новые навыки в конструировании из бумаги

7.

Труд художника на ули­цах твоего города (се­ла) (обобщение темы)


Осознают и умеют объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создают из отдельных детских работ, выполненных в течение четвер­ти, коллективную композицию. Овладевают приемами коллектив­ной творческой деятельности. Участвуют в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов


ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 ч.)

1.

Художник в цирке (2 ч.)


Понимают и объясняют важную роль художника в цирке (создание кра­сочных декораций, костюмов, цирково­го реквизита и т.д.). Придумывают и создают красоч­ные выразительные рисунки или аппли­кации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учится изображать яркое, весе­лое, подвижное.

2.

Художник в театре (2 ч.)


Сравнивают объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные реше­ния, превращения простых материалов в яркие образы. Понимают и умеют объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создают «Театр на столе» - картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумаж­ными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевают навыками создания объемно-пространственной компози­ции.

3.

Театр кукол (2 ч.) Имеют представление о разных ви­дах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывают и создают вырази­тельную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персона­жу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Используют куклу для игры в кукольный спектакль.

4.

Маски (2 ч.) Отмечают характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объясняют роль маски в театре и на празднике. Конструируют выразительные и острохарактерные маски к театрально­му представлению или празднику.

5.

Афиша и плакат


Имеют представление о назначе­нии театральной афиши, плаката (при­влекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спек­такле). Умеют видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Имеют творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирко­вому представлению; добиваться об­разного единства изображения и текста. Осваивают навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или пла­ката).

6.

Праздник в городе Объясняют работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазируют о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Маслени­цу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создают в рисунке проект оформ­ления праздника.

7.

Школьный карнавал (обобщение темы) Понимают роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывают и создают оформление к школьным и домашним празд­никам. Участвуют в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевают навыками коллектив­ного художественного творчества.


ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 ч.)

1.

Музей в жизни города


Понимают и объясняют роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Имеют представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный рус­ский музей, Эрмитаж, Музей изобрази­тельных искусств имени А. С. Пушкина. Имеют представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

2.

Картина - особый мир. Картина-пейзаж


Имеют представление, что карти­на - это особый мир, созданный ху­дожником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждают о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривают и сравнивают картины-пейзажи, рассказывают о настрое­нии и разных состояниях, которые ху­дожник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знают имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображают пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражают настроение в пейзаже цветом.

3.

Картина-портрет (2 ч.)


Имеют представление об изобрази­тельном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывают об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создают портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (роди­тели, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразитель­ные возможности цвета.

4.

Картина-натюрморт


Воспринимают картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Понимают, что в натюрморте важ­ную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Изображают натюрморт по представлению с ярко выраженным настрое­нием (радостное, праздничное, груст­ное и т.д.). Развивают живописные и композиционные навыки. Знают имена нескольких художни­ков, работавших в жанре натюрморта

5.

Картины исторические и бытовые


Имеют представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывают, рассуждают о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивают композиционные на­выки. Изображают сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на ули­це и т.д.), выстраивая сюжетную ком­позицию. Осваивают навыки изображения в смешанной технике (рисунок воско­выми мелками и акварель).

6.

Скульптура в музее и на улице


Рассуждают, эстетически относить­ся к произведению скульптуры, объяс­нять значение окружающего простран­ства для восприятия скульптуры. Объясняют роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называют виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятни­ки, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепят фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

7.

Художественная выстав­ка (обобщение темы)


Участвуют в организации выстав­ки детского художественного творчест­ва, проявлять творческую активность. Проводят экскурсии по выставке детских работ. Понимают роль художника в жиз­ни каждого человека, и рассказывать о ней.


Планируемые результаты курса изобразительное искусство.


Предметные результаты. Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.


Третьеклассник получит возможность научиться:

  • Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
  • Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
  • Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
  • Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
  • Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
  • Овладеть на практике основами цветоведения.
  • Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
  • Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
  • Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Третьеклассник научится:
  • Различать виды художественной деятельности.
  • Различать виды и жанры в ИЗО.
  • Понимать образную природу искусства.
  • Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
  • Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
  • Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
  • обсуждать и анализировать произведения искусства.
  • Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
  • Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
  • Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
  • Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
  • овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина. Навыками изображения средствами аппликации и коллажа. Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
  • Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
  • Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
  • Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
  • Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Метапредметные учебные действия
Третьеклассник получит возможность:
  • Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.
  • На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.
  • Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.
  • Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.
  • Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.
  • Делать несложные выводы.
  • Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.
  • Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.
  • Следить за действиями других участников в совместной деятельности.
Третьеклассник научится:
  • Овладеет умением творческого видения с позиции художника.
  • Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.
  • Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.
  • Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
  • Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
  • Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Личностные универсальные учебные действия.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
  • Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.
  • Понимания роли искусства в собственной жизни.
  • Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.
  • Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.
  • Мотивации к коллективной творческой работе.
  • Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.
  • Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
У третьеклассника будут формироваться:
  • Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
  • Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.
  • Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
  • Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.
  • Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
  • Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по изобразительному искусству для 3 класса


  • Программа. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Москва. Издательство «Просвещение», 2011 год.

  • Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса» автора Л. А. Неменской. Москва. Издательство «Просвещение». 2011 год.

  • Изобразительное искусство. 1-4 классы, методическое пособие. Неменский Б.М. и др. Москва. Издательство «Просвещение», 2011 год.

  • Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Неменская Л.А. Рабочая тетрадь, 3 класс. Москва. Издательство «Просвещение». 2012 год.

  • Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству. Автор Е. И. Коротеева. Москва. Издательство «Просвещение», 2011 год.

  • Мультимедийное оборудование.

  • Таблицы по изобразительному искусству.

  • Магнитофон.












© 2010-2022