- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство 3 класс
Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Егорова С.А. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа п. Кневицы
С 22 декабря 2014 года
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кневицкая основная школа»
(Кневицкая основная школа)
Зам. директора по учебно-воспитательной работе Директор школы Протокол № ____
от "30" августа 2014 г. __________ К.А.Тальвик _________ И.С.Калинина Председатель ШМО ________Стройкина А.П.
"30" августа 2014 г.
"30" августа 2014 г.
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО»
ДЛЯ 3 КЛАССА
Составитель
Егорова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы п. Кневицы,
2014 год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. В 2014-2015 учебном году в 3 классе обучается 9 учащихся из них четверо обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ «организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида тожественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.) Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы. Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство » в учебном плане
Учебный план начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы п. Кневицы на 2014/2015 учебный год предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 3 классе в объёме 1 час в неделю / 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; - способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; - умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; - умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; - способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории; - умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
Искусство вокруг нас
(34 ч)
Искусство в твоем доме (8ч)
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья - Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребёнка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
- Твои игрушки
- Посуда у тебя дома
- Обои и шторы у себя дома
- Мамин платок
- Твои книжки
- Открытки
- Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры - памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
- Памятники архитектуры
- Парки, скверы, бульвары
- Ажурные ограды
- Волшебные фонари
- Витрины
- Удивительный транспорт
- Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Художник и зрелище (11 ч)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство - необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
- Художник в цирке
- Художник в театр
- Театр кукол
- Маски
- Афиша и плакат
- Праздник в городе
- Школьный карнавал (обобщение темы)
Художник и музей (8 ч)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды Работы художника А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.
- Музей в жизни города
- Картина - особый мир. Картина-пейзаж
- Картина-портрет
- Картина-натюрморт
- Картины исторические и бытовые
- Скульптура в музее и на улице
- Художественная выставка (обобщение темы)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
34 часа (1 час в неделю)
№
урока
п/п
Тема
Основные виды учебной деятельности обучающихся
ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 ч.)
1.
Твои игрушки
Характеризуют и эстетически оценивают разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимают и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявляют в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывают о ней. Учится видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создают выразительную пластическую форму игрушки, и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.
2.
Посуда у тебя дома Характеризуют связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Умеют выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевают навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
3.
Обои и шторы у себя дома Понимают роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывают о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретают опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
4.
Мамин платок (2ч) Воспринимают и эстетически оценивают разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимают зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знают и объясняют основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический) Различают постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обретают опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).
5.
Твои книжки Понимают роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знают и называют отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнают и называют произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создают проект детской книжки-игрушки. Овладевают навыками коллективной работы.
6.
Открытки Понимают и умеют объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создают открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.
7
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Участвуют в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознают важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Умеют представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивают работы сверстников.
ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 ч.)
1.
Памятники архитектуры
Учится видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимают и оценивают эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывают особенности архитектурного образа города. Понимают, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различают в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображают архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
2.
Парки, скверы, бульвары
Сравнивают и анализируют парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимают парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создают образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
Овладевают приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
3.
Ажурные ограды Воспринимают, сравнивают, дают эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивают между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различают деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазируют, создают проект (эскиз) ажурной решетки. Используют ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.
4.
Волшебные фонари Воспринимают, сравнивают, анализируют старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различают фонари разного эмоционального звучания. Умеют объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображают необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
5.
Витрины
Понимают работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
6.
Удивительный транспорт
Умеют видеть образ в облике машины. Характеризуют, сравнивают, обсуждают разные формы автомобилей и их украшение. Видят, сопоставляют и объясняют связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазируют, создают образы фантастических машин. Обретают новые навыки в конструировании из бумаги
7.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Осознают и умеют объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создают из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевают приемами коллективной творческой деятельности. Участвуют в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов
ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 ч.)
1.
Художник в цирке (2 ч.)
Понимают и объясняют важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывают и создают красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учится изображать яркое, веселое, подвижное.
2.
Художник в театре (2 ч.)
Сравнивают объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимают и умеют объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создают «Театр на столе» - картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевают навыками создания объемно-пространственной композиции.
3.
Театр кукол (2 ч.) Имеют представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывают и создают выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Используют куклу для игры в кукольный спектакль.
4.
Маски (2 ч.) Отмечают характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объясняют роль маски в театре и на празднике. Конструируют выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
5.
Афиша и плакат
Имеют представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Умеют видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Имеют творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивают навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).
6.
Праздник в городе Объясняют работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазируют о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создают в рисунке проект оформления праздника.
7.
Школьный карнавал (обобщение темы) Понимают роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывают и создают оформление к школьным и домашним праздникам. Участвуют в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевают навыками коллективного художественного творчества.
ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 ч.)
1.
Музей в жизни города
Понимают и объясняют роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Имеют представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Имеют представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
2.
Картина - особый мир. Картина-пейзаж
Имеют представление, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждают о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривают и сравнивают картины-пейзажи, рассказывают о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знают имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображают пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражают настроение в пейзаже цветом.
3.
Картина-портрет (2 ч.)
Имеют представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывают об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создают портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
4.
Картина-натюрморт
Воспринимают картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Понимают, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Изображают натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивают живописные и композиционные навыки. Знают имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта
5.
Картины исторические и бытовые
Имеют представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывают, рассуждают о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивают композиционные навыки. Изображают сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивают навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
6.
Скульптура в музее и на улице
Рассуждают, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объясняют роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называют виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепят фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
7.
Художественная выставка (обобщение темы)
Участвуют в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводят экскурсии по выставке детских работ. Понимают роль художника в жизни каждого человека, и рассказывать о ней.
Планируемые результаты курса изобразительное искусство.
Предметные результаты. Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
- Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
- Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
- Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
- Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
- Овладеть на практике основами цветоведения.
- Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
- Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
- Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
- Различать виды художественной деятельности.
- Различать виды и жанры в ИЗО.
- Понимать образную природу искусства.
- Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
- Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
- Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
- обсуждать и анализировать произведения искусства.
- Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
- Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
- Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
- Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
- овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина. Навыками изображения средствами аппликации и коллажа. Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
- Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
- Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
- Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
- Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Метапредметные учебные действия
Третьеклассник получит возможность:
- Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.
- На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.
- Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.
- Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.
- Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.
- Делать несложные выводы.
- Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.
- Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.
- Следить за действиями других участников в совместной деятельности.
- Овладеет умением творческого видения с позиции художника.
- Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.
- Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.
- Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
- Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
- Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.
- Понимания роли искусства в собственной жизни.
- Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.
- Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.
- Мотивации к коллективной творческой работе.
- Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.
- Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
- Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
- Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.
- Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
- Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.
- Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
- Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
- Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по изобразительному искусству для 3 класса
-
Программа. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Москва. Издательство «Просвещение», 2011 год.
-
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса» автора Л. А. Неменской. Москва. Издательство «Просвещение». 2011 год.
-
Изобразительное искусство. 1-4 классы, методическое пособие. Неменский Б.М. и др. Москва. Издательство «Просвещение», 2011 год.
-
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Неменская Л.А. Рабочая тетрадь, 3 класс. Москва. Издательство «Просвещение». 2012 год.
-
Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству. Автор Е. И. Коротеева. Москва. Издательство «Просвещение», 2011 год.
-
Мультимедийное оборудование.
-
Таблицы по изобразительному искусству.
-
Магнитофон.