Конспект урока литературного чтения Шуточные стихи. И. Пивоварова, Э. Успенский, А. Дмитриев

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока литературного чтения
«Перспективная начальная школа»
1 класс















Орёл


Тема: « Шуточные стихи. И.Пивоварова, Э.Успенский, А.Дмитриев»

Цель урока: создать условия для формирования умения определять основную мысль текста, жанр произведения; для ознакомления учащихся с шуточными стихотворениями И. Пивоваровой, Э. Успенского, А. Дмитриева;


Задачи урока:
- работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей определять основную мысль текста;
- развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текста;

- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;
- способствовать развитию чувства юмора, выразительности речи, интонации, воображения;

- учить ориентироваться в учебнике;
- учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.

Планируемые результаты: личностные УУД: способны откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев шуточных стихотворений; метапредметные УУД: регулятивные - осуществляют первоначальный контроль своих действий; познавательные - работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков; коммуникативные - принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения, находить рифмующиеся слова в тексте стихотворения, читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.


Ход урока:

1. Организационный момент. Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю, Что любое предложенье Прямо сразу повторю. Э. Успенский


Итак, продолжим наше путешествие в Волшебный лес.

2. Актуализация знаний и мотивация. Постановка учебной задачи. - Прочитайте слоги:

ГО-СКО-КА-РО-ВОР - Составьте из этих слогов слово. (Скороговорка.) - Для чего нужны скороговорки? ( Их полезно говорить для того, чтобы речь была красивая и четкая) На доске: На дворе дрова топорами рубят. На дворе дрова, у дров детвора. - Попробуйте и вы повторить без запинки. - Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой. III. Работа по теме урока.

1. Подготовка к чтению стихотворения И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки». - Прочитайте название произведения. - Слышали ли вы слова «кулинаки-пулинаки»? - Что они могут обозначать, на ваш взгляд?
2. Самостоятельное чтение скороговорки. - Кот спросил: «Что СРАЗУ указывает на то, что текст шуточный? Содержание каких частей стихотворения это доказывает?» (Начало стихотворения «Кулинаки-пулинаки» сразу указывает, что это стихотворение шуточное. Содержание 2, 3 частей вызывает улыбку.)
3. Работа по содержанию. - Что делали собаки сначала? (Гавкали) - А чижики? (Чистили носы) - Что изменилось во втором четверостишии? - Какие слова начали «шалить»? - Прочитайте третье четверостишие. - Какие слова «шалят»? назовите. - В каких строчках автор подтверждает, что это шутка? («Только тот и разберет, / Кто ходит задом наперед».)
4. Чтение стихотворения вслух. - Найдите слова, которые звучат похоже, рифмуются. (Кулинаки - собаки, часы - носы. ) - Где стоят эти слова в строчках: в начале или в конце? (Эти слова стоят в конце строчек.) - Прочитайте стихотворение целыми словами быстро. - Прочитайте слова «кулинаки-пулинаки» справа налево. - Как составлены эти слова? - Замените в слове «пулинаки» букву «П» на «К». Что получилось? - Замените в слове «кулинаки» букву «К» на «П». Что получилось? - Произнесите теперь название стихотворения. - Попробуйте из слов «кулинаки-пулинаки» составить другие веселые слова.
5. Чтение стихотворения Э. Успенского «Память». - наш урок мы начали с чтения отрывка из стихотворения Э. Успенского «Память». Хотите услышать его до конца?

ПАМЯТЬ

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

«Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне».

- Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне...

- Ехал кактус на окне, Вел старушку на ремне, А собачка в это время

Мыла Ваню на коне...

Знаю я, что говорю.

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок.

А чего хвалиться зрю?

Э. Успенский - Что вызвало вашу улыбку? - Чем похожи стихи?

Конспект урока литературного чтения Шуточные стихи.И.Пивоварова, Э.Успенский, А.ДмитриевФизкультминутка Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдемся по дорожке. Но дорожка не простая - Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо, влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперед, Другой - назад, А потом наоборот. (Вращение руками вперед, назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься.



IV. Продолжение работы по теме урока. 1. Работа над стихотворением А. Дмитриева «Шлагбаум». - Многие поэты любят играть со словами. Вам нравится эта игра? - Предлагаю играть дальше. Прочитайте стихотворение. - Мише и Маше очень понравилось стихотворение. А вам?
- Перечитайте первую часть стихотворения. Какие слова рифмуются? (Шлагбаум - кудаум.)
- Найдите все слова, которые рифмуются со словом «шлагбаум». (Грибаум, тогдаум, поездаум. Эти слова придуманы поэтом, таких слов не существует.)
- Попробуйте прочитать стихотворение, заменив «неправильные» слова «правильными».
- Теперь вы можете объяснить, зачем поэт их придумал? («Неправильные» слова делают стихотворение складным.)
- Неужели поэт искажал слова только для того, чтобы было складно? (Поэт «играет» со словами. Он придумал их, чтобы удивить нас, рассмешить, потешить, доставить нам радость.)
- Что такое «шлагбаум»? (Шлагбаум (нем.) - подъемный или выдвижной брус на переездах, перекрывающий проезд или проход.)
- Почему слова искажаются только определенным образом? Кто их искажает? (Слова начинает искажать Шлагбаум. Он делает слова похожими на название «его самого», прибавляя к слову конец «ум», «бум». Таким образом шлагбаум рифмует слова со своим названием.)
Мальчик (герой стихотворения) искажает слова для того, чтобы говорить со шлагбаумом на одном языке. Разговор шлагбаума и мальчика можно сравнить с беседой двух иностранцев, когда лишь один из них знает язык другого.

2. Работа в парах. - Прочитайте стихотворение с соседом по ролям. Пусть сосед читает выделенные цветом строчки. Потом поменяйтесь ролями.
V. Итог урока. - Многие детские писатели - большие фантазеры. Они придумывают такие стихи, которые могут смешить. Как вы думаете, трудно придумывать смешные истории? Давайте попробуем вместе - я читаю начало стихотворной строки, а вы договариваете так, чтобы получилась рифма.

КОТАУСИ И МАУСИ Жила-была мышка Мауси И вдруг увидала (Котауси). У Котауси злые гла(зауси) И злые-презлые зу(бауси). Подбежала Котауси к (Мауси) И замахала хво(стауси):

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая (Мауси)!

Я спою тебе песенку, Ма(уси), Чудесную песенку, Ма(уси)!»

Но ответила умная (Мауси):

«Ты меня не обманешь, (Котауси)!

Вижу злые твои (глазауси) И злые-презлые (зубауси)!» Так ответила умная (Мауси) - И скорее бегом от (Котауси).

- А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке.

Выберите фразу и закончите её:
Я сегодня узнал…
Мне было …
Больше всего мне понравилось…

© 2010-2022