- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова Аленький цветочек
Тема: Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова Аленький цветочек
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефремова Н.И. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок литературного чтения
4 класс УМК «Школа России»
Тема: Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".
Выполнила: Ефремова Надежда Игоревна
учитель начальных классов
вторая квалификационная категория
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение. Тип урока: закрепление
Задачи:
- Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
- Учить характеризовать героев сказки;
- Развивать мышление, воображение;
- Учить видеть позицию автора.
Планируемые результаты: Предметные:
- называть положительных и отрицательных героев сказки;
- характеризовать героев сказки;
- сравнивать героев разных сказок.
- находить необходимую информацию на заданную тему и на её основе составлять высказывания;
- делать сравнительную характеристику героев произведения.
- проявлять интерес к творчеству С.Т Аксакова;
- понимать мотивы поступков героев, делать свой нравственный выбор.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь.
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз?
- Что это? (венец, зеркало)
- Чего не хватает?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
- Как думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Кто написал сказку?(слайд 1) - Для кого С.Аксаков написал сказку? (для внучки) Осенью 1854 года а подмосковное Абрамцево, где жил Аксаков почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын ,Григорий. И привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку! Дедушка, а где лесной Мишка живет? Дедушка, расскажи сказку!» И он стал рассказывать ей про свои детские игры, книжки. Что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про рыбную ловлю, которой увлекался едва ли не с младенчества, про бабочек… Но сказки - не было. Погостив. Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 года ей исполнилось шесть лет, и дедушка послал ей в подарок стихотворение - совершенно детское и гениальное в своей простоте.Обещание свое дед исполнил позже, уже почти перед смертью. Книжка вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой».
- Его внучка очень любила сказки. А вы любите сказки? Почему?(мудрые…)
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке "Аленький цветочек"» (слайд 2)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. Вопросы:
- Сколько дочерей было у купца?
- Куда собирался уезжать купец?
- Какие гостинцы просили привезти его дочери?
- Где увидел отец цветок?
- Как купец понял, что это именно тот цветок?
- Что случилось, когда он сорвал цветок?
- Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
- Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
- Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
- Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
- Чем закончилась сказка?
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
-
Нашел купец подарки для старших сестер.
-
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
-
Жил купец и было у него три дочери.
-
Младшая дочь у зверя лесного.
-
Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
-
Купец встретился со зверем лесным.
-
Превращение зверя в принца.
-
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо
Проверка по образцу. (слайд № 3)
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
- Молодцы.
- Давайте, проверим правильно ли вы выполнили задание.
-Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.
4. Лексическая работа (Шкатулка)
- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.
\Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\
Заморский - находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда.
Не ведаю - не знаю.
Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
Опочивать легла - спать легла
Паче зеницы ока - сохранять, беречь, больше, чем глаза
Утешался - радовался.
Лебезить - заискивать , стараться угодить.
Пяльцы - рама для натягивания ткани, для вышивания.
4. Физминутка. (слайд № 4)
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе! (слайд № 5)
- Распределите роли в группе.
- Внимательно прочитайте задание.
- При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Составьте пословицу из слов.
2 группа. Задание:
-
Дайте характеристику сестрам.
-
Определите, что помогло младшей дочери снять заклятие с чудища.
6. Выступление групп
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа
(на доске запись - самопожертвование, любовь).
- А вы могли бы так поступить?
- А, что вы можете сказать о чудище?
Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка .
- Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
(на доске запись - доброта) - Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке "Аленький цветочек"
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
8. Просмотр видеоролика (5 мин) к сказке. (слайд 6)
9. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек - символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации.
Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.