Конспект урока по окружающему миру на тему Как природа залечивает раны

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Как природа залечивает раны».

Цели: познакомить уч-ся с тем, как природа восстанавливает замкнутый круговорот путем смены экосистем, формировать у детей экологический стиль жизни, продолжить знакомство с экологическими проблемами нашего города; 2.развивать у детей интерес к познанию природы; 3.воспитывать у уч-ся доброе отношение к природе в целом, стремление не причинять ей вреда.

Оборудование: иллюстрации озера, болота, луга и леса, правил поведения в природе, таблица «Овраг», фотографии и открытки с изображениями природы.


Ход урока:

1.организационный момент.

2.проверка домашнего задания.

  • Проверим домашнее задание. Был задан пересказ текста «Экосистемы луга». Пока идет опрос у доски, несколько человек отвечают письменно на вопросы карточки.

  • А теперь проверим 6 и 7 задание в тетради. Прочитайте «производителей», «потребителей», «разрушителей». Докажите, что они относятся к этим группам.

  • Прочитайте, какие вы составили рассказы о злаках.

3.Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

  • Какая экосистема возникает на месте озера? Болота? Луга?

  • Какую роль играют «разрушители» в экосистеме?

( Чтение диалога Миши и Лены учащимися).

  • Попробуйте ответить на вопрос Лены.

4.Объяснение нового материала..

  • Вспомните, почему озеро превращается в болото? (разрушители не до конца выполняют свою роль, круговорот веществ не замкнут). Давайте еще раз об этом прочитаем в учебнике на с.53.

  • А почему болото превращается в луг? Прочитайте.

  • А луг в лес? Найдите ответ в учебнике.

  • В какой из этих экосистем замкнутый круговорот? (в лесу). Почему?

  • Тогда почему не вся земля покрывается лесом?

  • Пожары, извержения вулканов, наводнения и тысячи других причин разрушают экосистемы. Живущие организмы исчезают, а на их месте появляются новые. Так бы экосистемы и разрушились, если бы природа не научилась их восстанавливать. Посмотрите на рисунок с.53. Это старая стоянка туристов. На месте костра осталась голая земля, покрытая пеплом. Если бы поврежденная растительность не восстанавливалась, то в пригородных лесах скоро бы не осталось ни одной травинки. Однако природа умеет «залечивать раны». Пройдет несколько лет, и на месте стоянки туристов снова появится прежняя растительность.

  • Какой мы сделаем вывод?

  • Раньше природа всегда успевала «залечивать свои раны». Со временем влияние человека на природу возросло. И теперь ей стало трудно исправлять ошибки людей.

  • Сейчас вам ученик расскажет один поучительный случай из истории

(рассказ «Царева справедливость). Как царь наказал свой народ?

  • С древних времен люди на Земле занимаются хозяйством. Строят города, села, дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но часто начиная строительство вырубают леса. Все больше загрязняется воздух и вода. Из-за этого страдают многие растения и животные. А еще люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха и мяса, а иногда даже и просто так, ради развлечения.

  • Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Ведется такая работа и в нашей стране.

  • Вспомните, как называется наука, изучающая вопросы охраны природы? (ЭКОЛОГИЯ)

  • Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы...

Взгляни на глобус - шар земной -

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, - не солги,

Ты береги нас, береги!»

  • О чем просит нас природа в этом стихотворении?

  • Как же мы можем ей помочь?

  • Многие заводы и фабрики переоборудуются и уже не загрязняют воздух и воду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Создаются заповедники - участки, где вся природа неприкосновенна.

  • Ребята, а какой заповедник есть в нашей местности?

  • На территории Армизонского района находится Комплексный биологический заказник федерального значения «Белозерский». Здесь можно встретить не менее 5-10 редких видов растений, 3-5 редких видов животных, около 10 видов птиц, занесенных в Красные книги России и Тюменской области. На территории заказника располагается озеро Светлое, на котором на пролете делает остановки западная популяция белого журавля.

5.закрепление материала..

  • Мы с вами тоже можем оказывать помощь природе, если будем соблюдать необходимые правила поведения. Выполним задание №4 в парах. Выберите правильные ответы и обведите их (учитель проводит фронтальную проверку задания)

  • Несколько ребят напомнят вам другие правила поведения в природе.

6.Итог урока.

  • Природные стихии разрушают все новые и новые экосистемы. Становится ли при этом меньше экосистем на Земле?

  • Что произойдет с экосистемой, если круговорот веществ будет в ней не полностью замкнутым?

  • Выполним задание №2 (один ученик работает у доски).

  • Какие это экосистемы? В каком порядке они сменяют друг друга?

  • В завершении урока послушайте стихи Владимира Орлова «Живой букварь».

Нас в любое время года Птицы учат пению,

Учит мудрая природа. Паучок - терпению.

Учит по календарю - Отражение в воде

По живому букварю: Учит нас правдивости.

Учит нас Учит снег нас

Пчелиный рой Чистоте,

Дисциплине Учит солнце

Трудовой. Доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

На деревьях всех пород

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

Автор: учитель начальных классов МАОУ СОШ №41 горда Тюмени Бушуева С.А.

© 2010-2022